ТИЗ
АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени
Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов
советского производства. История их создания типична для того периода
мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском
автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему
3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям
советских дорог зарубежный прототип - английский 600-кубовый BSA. Для
этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым.
Рабочие чертежи мотоцикла, получившего индекс АМ-600, составили в 1935
году. Хочу подчеркнуть, что, вопреки существующему мнению, литеры "АМ"
не означают "армейский мотоцикл". Некоторые исследователи, упорно
повторяя эту версию, даже не хотят задуматься о том, как бы они
расшифровали в этом ключе литеры "БМ", присвоенные перспективным
1200-кубовым машинам этого же предприятия. Могу предложить вариант:
"Бытовой мотоцикл". Это, конечно, шутка, на самом же деле "АМ" и "БМ"
были, видимо, просто литерами, обозначавшими тип машины.
Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в
мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 -
утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень
напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном
из-за усиления ходовой части и упрощения в целом. Например, верхний
треугольник рамы, литой у прототипа, на ТИЗ был изготовлен из двух труб
и двух литых соединительных узлов. Передняя вилка взята от BSA, но явно
другой модели, большей кубатуры.
В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы
мотоциклостроения. В соответствии с канонами этой школы, коробка
передач находилась в отдельном картере, а щиток приборов располагался в
бензобаке. Запуск кикстартером осуществлялся только "через
декомпрессор". Руль мотоцикла крепился к вилке через резиновые
амортизирующие втулки. На нем располагались кнопка сигнала и
переключатель света, две вращающиеся рукоятки - справа дроссельной
заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая -
декомпрессора, правая - воздушного корректора) и рычаги переднего
тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза - слева по
ходу мотоцикла. Интересно, что на рабочих чертежах на виде сверху
изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе
передней вилки над фарой. Однако в тот момент советская промышленность
так и не освоила производство этого точного механизма, и спидометр -
совершенно другой конструкции - появился на мотоциклах ТИЗ лишь через
три года.
Двигатель
мотоцикла - 1-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочим объемом 595 см3, с
наклоненным вперед цилиндром. Коленчатый вал разборный. Система смазки
комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Отдельная масляная
магистраль смазывала направляющую втулку впускного клапана.
Карбюратор МК-17 типа Amal имел вполне современную для той поры
конструкцию. Его корпус поначалу изготавливали из бронзы, позднее - из
легких сплавов.
4-ступенчатая коробка передач практически полностью повторяла
конструкцию BSA. Сцепление - многодисковое, сухое: семь фрикционных
дисков расположены между металлическими ведущими и ведомыми. На левой
цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в
трансмиссии, смазка цепи - через специальный патрубок, служащий
одновременно и сапуном двигателя. Весь механизм первичной передачи
заключен в защитный кожух.
С самого начала конструкторы предусмотрели использование в системе
электрооборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат
магнето и генератора ("динамо" по терминологии тех лет), однако из-за
задержек в освоении этого узла пришлось временно устанавливать простое
магнето. Поэтому на мотоциклы на заводе монтировали электропроводку,
предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов
укладывали под щиток приборов. Упоминания о магнето в заводской
инструкции нет, зато в "Наставлении по войсковому парковому
обслуживанию мотоцикла "АМ-600" от 1938 года можно найти специальный
раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, который
начинается с фразы: "Отсутствие на мотоциклах "АМ-600" динамо требует
особо тщательного ухода за аккумулятором". То есть формально на всех
чертежах и во всех инструкциях магдино было, а фактически все
электрооборудование, кроме системы зажигания, работало от аккумулятора,
который приходилось периодически подзаряжать. Магдино МД-132 появилось,
видимо, не ранее 1939 года.
Интересно, что проводка мотоцикла выполнена очень качественно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.