Вы знаете, сколько "Уралов" бороздит просторы американских штатов? Порядка шести тысяч. Кому-то цифра покажется смехотворной: на всю Америку всего-то шесть тысяч уралистов? А кто-то: вот дураки, да на фига им "Уралы", да еще столько! Америка - вотчина "Харлеев", куда ни плюнь - обязательно один да заденешь…

Именно потому и тянет американцев к разнообразию и… душевному отдохновению: чтобы был аппарат, к которому надо приложить мозги и руки, - устали от засилья "легенды". Да и от дороговизны тоже: переделать "под себя" "Харлей" обойдется в сумму не меньшую, чем 20 "штук" честно заработанных долларов, а "конфетка" из "Урала" - в четыре раза дешевле. "Античный" образ русского байка и возможность его всесторонне "кастомизировать" тоже сыграли свою роль. Благо, еще никто с американской стороны не жаловался на серьезные поломки агрегата от ИМЗ. Ведь это же, хохмят американцы, "трактор в семье мотоциклистов"! А еще, объяснил Дейв Сомерс (владелец двух "Уралов"), эти байки требуют гораздо меньше внимания и обслуживания, чем жены. И называют мотоциклы душевно, женскими именами - Olga, Tanya.

Ездят они на своих "Уралах" каждодневно: на работу и обратно, на штатные (в смысле, в пределах своего штата) и общеамериканские тусовки, в отпуск и на уик-энд, совершают семейные выезды в кантри-хаузы. Да что там, на наших "Уралах" они умудряются ставить рекорды! Фрида Коул, женщина бальзаковского возраста, президент банка (!), разогнала колясочник по соляному озеру до 112 миль в час - около 180 км/ч! 650-й ирбитский двигатель долго готовили, и он не подвел. На пять миль в час быстрее промчались на "Соло". Правда, американский газетный патриарх "The Wall Steet Journal" съязвил: любой заезд этих мотоциклов можно считать рекордным. Бог ему простит: все равно рекорд есть.

В Штатах без внимания не оставят ни один русский байк. Среди местных поклонников марки ИМЗ даже появился термин "фактор задержки "Урала": если торопишься, не садись на русский мотоцикл, а то если вдруг доведется остановиться, соберется толпа, вопросами завалят и ехать не дадут.

Особенно любимы американцами "колясочники". Объясняют: это своеобразные семейные пикапы на трех колесах и со свободной циркуляцией воздуха. Называют их и женскими мотоциклами. Что объяснимо: раньше не в меру эмансипированные американки, преодолевая души терзанья, вынуждены были покупать байки, созданные мужчинами и исключительно для себя. "Колясочник" другой, более демократичный - он легче в освоении и управлении, на нем проще сохранять равновесие. И чем дальше, тем мото с люлькой все популярнее. В некоторых штатах в оформлении "прав" появилось новшество: учреждена отдельная категория для управления трехколесными мотоциклами.

Даже сноб - компания Н.-D. - отреагировала на запросы рынка и скоро выпустит в свет Harley с коляской. Импортер ирбитских "колясочников" тому и рад - он сможет получить свои дивиденды от рекламы мотоолигарха: ведь ясно, американский "колясочник" будет стоить раз в пять дороже русского, и многие кинутся брать то, что дешевле. Кстати, о конкуренции "Уралов" с Н.-D.: аналогом "Харлея"-одиночки может стать (не смейтесь!) "Волк" - его уже сертифицировали в Штатах, так что ввоз партиями не за горами. Мотоцикл с 750-м двигателем за пять тысяч долларов - это для американцев очень привлекательная цена. А Ирбит подогревает интерес: уже выпустил каталог фирменных запчастей и аксессуаров - все необходимое для кастомайзинга.

Для информации: в Америке появился новый дилер Ирбитского завода. Генеральный директор ИМЗ Илья Хаит официально заявил, что отношения с "Ural America Inc." расторгнуты. Новые деловые связи завязались с группой американских любителей русских мотоциклов, объединившихся в бизнес-компанию.

"Irbit Motor Works of America" обосновалась в Сиэтле, штат Вашингтон - это на западном побережье страны. Два представителя компании - Гари Келси и Дмитрий Слободин (он гражданин США), а также и трое владельцев "Уралов" - Расс Ноэ, Боб Келси и Дейв Сомерс (тот самый, у которого жена "трудна в обслуживании") посетили недавно Ирбит. Они, как и все американцы, - люди прагматичные, потому решили, что дешевле перелететь океан, а затем пол-России и неделю общаться с производственниками и добиться, "чтобы на заводе поняли, как из маленькой царапины на баке может вырасти большая проблема", чем потом "зализывать" эти царапины.

Мы общались с "делегацией" до и после посещения ими ИМЗ. Их впечатления оказались смешанными. Видели они все: хорошее, плохое, ужасное. Завод оказался меньше, чем представляли, мастерство рабочих оценили очень высоко. Да, оборудование в основном старое, но на предприятии знают, как с ним обращаться, чтобы оно хорошо работало и обеспечивало качество, востребованное в США. Самое сложное, на взгляд американских импортеров, - заводчане не верят, что они производят продаваемый в Америке продукт. "Поможем поверить", - заверили гости.