История создания мотоцикла
История создания первого самодвижущегося экипажа, прародителя современных автомобилей и мотоциклов, теряется в тумане веков.
Но доподлинно известно, что попытки построить такие средства передвижения
предпринимались изобретателями едва ли не во всех развитых странах.
Просто не всем изобретениям везло: лишь немногие из них удостоились
чести быть официально описанными, зарисованными или зарегистрированными.
Так, первое упоминание о телеге, приводимой в движение от механизма,
относится к 1447 году А известные нам чертежи экипажа, в котором лакей
нажимал на педали вроде велосипедных, описаны в книге, датированной
1793 годом.
Что же касается конкретно мотоцикла,
то ему повезло. Во всем мире принято считать датой его рождения 29
августа 1885 года. Именно в этот день немецкий изобретатель инженер
Готлиб Даймлер выехал за ворота своей мастерской на специально
сконструированном двухколесном экипаже с установленным на нем бензиновым двигателем.
Собственно, Даймлер тогда не помышлял о создании мотоцикла
— он лишь хотел испытать двигатель. Но так случилось, что
использованная им компоновочная схема оказалась очень удачной и дожила
до наших дней почти без изменений.
В нашем коротком историческом обзоре мы не сможем рассказать о том, как и когда в разных странах появлялись мотоциклетные заводы и какие мотоциклы там выпускались. Да это и не входит в наши планы.
Мотоциклостроение в России
Мы живем в России. И потому коротко проследим основные вехи зарождения и становления отечественной мотоциклетной промышленности и лишь бегло перечислим заводы и модели мотоциклов,
сходившие с их конвейеров. Надеемся, что даже такой краткий экскурс
даст достаточно убедительные свидетельства того, что наша страна на
каких-то этапах своего развития занимала ведушие позиции и в создании мотоциклов.
Все началось в 1913—1914 годах — тогда были предприняты попытки организовать сборку легких мотоциклов из деталей швейцарского производства на заводе «Дукс» в Москве. Но помешала Первая мировая война.
В 1924 году группа московских инженеров под руководством П.Н. Львова спроектировала первый русский мотоцикл «Союз». Он имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 500 см3 и оснащался пружинной подвеской заднего колеса, что по тем временам было весьма прогрессивно. Мотоцикл
был построен в следуюшем году в единственном экземпляре и даже
участвовал в испытательных пробегах. Но дальше этого дело не пошло:
изменился профиль завода...
В 1928 году в Ижевске было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое возглавил талантливый инженер Петр Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны пять (!) моделей мотоциклов.
Модели ИЖ-1 и ИЖ-2 имели четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 1200 см3 и мошностью 24 л. с. и штампованную раму,
которая в задней части образовывала расширение, использовавшееся в
качестве глушителя (такое решение некоторые иностранные фирмы стали
применять только в наше время!). Привод на колесо осуществлялся
карданным валом. Огромные колеса размера 4—27" были взаимозаменяемыми —
большая редкость в тогдашней мотоциклетной практике. Мотоцикл ИЖ-2 имел принудительное охлаждение.
Потом группа П.В. Можарова была переведена в Ленинфад. И здесь она спроектировала новый мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 300 см3. 25 таких мотоциклов
было построено в 1930 году на заводе «Промет». Они хорошо показали себя
в испытательных пробегах. И после модернизации и устранения мелких
недоработок были переданы в серийное производство на завод «Красный
Октябрь». Именно эта модель под названием Л-300 стала первой, открывшей эпоху российского мотоциклостроения.
В 1931 году Петр Владимирович Можаров переехал в Москву и возглавил
группу конструкторов в НАТИ (Научном Автотракторном Институте). Группа
должна была спроектировать мотоцикл для Красной Армии.
Базовая модель получила название НАТИ—750. А параллельно с ней был
разработан еще целый ряд моделей самого разного назначения.
В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300. Этот мотоцикл оказался настолько удачным, что некоторые экземпляры дожили до наших дней.
В эти же годы Етавмашпром решает перепрофилировать на производство мотоциклов
знаменитый Подольский механический завод, делавший швейные машинки.
Наладить этот процесс поручают все тому же Петру Владимировичу Можарову
Он создает документацию, и по ней в Ижевске в 1933 году строят четыре мотоцикла НАТИ—А750, а с марта 1935 года эти мотоциклы под индексом ПМЗ—А750 начинает выпускать Подольский завод.
В том же 1935 году вступил в строй мотоциклетный завод в Таганроге. Его мотоциклы ТИЗ-АМ600 с трубчатой дуплексной рамой и четырехступенчатой коробкой передач сразу же зарекомендовали себя как очень выносливые и надежные.
В 1937 году в Ижевске проектируются мотоциклы ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12.
Первый из них уже с января 1938 года выпускается серийно, второй встает
на конвейер годом позже. А непосредственно перед началом Великой
Отечественной войны в массовое производство поступил ИЖ-12 с четырехтактным одноцилиндровым мотором объемом 348 см3 и мощностью 13,5 л. с.
Чтобы удовлетворить потребности армии, сразу в нескольких городах:
Москве, Горьком, Ленинграде и Харькове — начали выпускать мотоциклы М-72 с оппозитным четырехтактным двигателем.
На этом и закончился предвоенный этап развития отечественного мотоциклостроения.
Война перетасовала не только людские судьбы, но и судьбы заводов.
Эвакуированное из Москвы в Ирбит производство тяжелых мотоциклов так в Москву и не вернулось. Теперь Ирбитский мотоциклетный завод известен далеко за пределами России. С его конвейера сошло более трех миллионов мотоциютов «Урал». Сегодня наряду с традиционными мотоциклами с коляской (ИМЗ-8.103-10, ИМЗ-8.103-40, ИМЗ-8.107) завод выпускает и мотоциклы-одиночки
ИМЗ-8.123 «Классик», 36 л. с; ИМЗ-8.1237 «Волк», 40 л. с; ИМЗ-8.1243
«Вояж», 40 л. с. А также другие модели, в том числе, естественно,
армейский вариант ИМЗ-8107 «Gear-UP», 32 л. с.
Производство мотоциклов в Таганроге больше не возрождалось. Как не имело оно продолжения в Тюмени и Горьком, где в годы войны выпускались М-72.
Но сразу же после войны, буквально в том же 1945 году, в Ижевске была
вновь организована конструкторская фуппа по мотоциклостроению. Вскоре
сюда перевезли из Германии чертежи и техническую документацию мотоцикла
ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя, приступили к выпуску копии под
названием ИЖ-350.
После серьезной модернизации этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. А потом... А потом Ижевск стал главным мотоциклетным городом страны. К концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Модели ИЖ-56, ИЖ-«Планета», ИЖ-«Юпитер», ИЖ-«Планета-Спорт» хорошо известны и любимы в народе.
Сегодня, после перестроечной разрухи, завод вновь медленно встает с
колен. Базовой моделью остается ИЖ-7 «Планета 5» — имеется несколько
его вариантов, различающихся комплектацией. В ответ на требования
молодежного рынка создана модель ИЖ-6 «Юнкер» — мотоцикл нового для нас типа «чоппер». В КБ завода имеются интересные разработки легких 50-кубовых мотоциклов.
Одно из старейших предприятий отечественного Мотопрома — Ковровский
завод им. В.А. Дегтярева (Владимирская обл.). Этому оружейному
предприятию после окончания войны было предписано освоить выпуск мотоциклов. За прототип избрали мотоцикл ДКВ РТ-125 — очень прогрессивную по тем временам модель. Уже в 1946 году на вывезенном из Германии оборудовании начался серийный выпуск мотоциклов, получивших обозначение К-125. Позже, в 1957 году, объем двигателя был увеличен до 175 см3.
Одновременно и на Московском мотоциклетном
заводе было организовано производство модели Ml А «Москва». Внешне
московская и ковровская машины отличались разве что эмблемами на
бензобаках. На самом же деле у них было разное электрооборудование. В
народе М1А сразу же любовно окрестили «макакой». Это
прозвише потом распространили на все мотоциклы с двигателями 125 см3.
Беда советской мотоциклетной промышленности состояла в том, что все
заводы были нацелены на выпуск мотоциклов строго определенной кубатуры,
но огромными партиями. В результате конструкторская мысль была скована,
технологии оставалась неизменными на протяжении десятилетий и тормозили
развитие. Продвижение новых моделей требовало неимоверных усилий. Ни о
какой конкуренции между заводами не могло быть и речи.
В результате наша мотоциклетная промышленность,
получившая в послевоенные годы мощный толчок к развитию и к 1960—1965
годам поднявшаяся до очень приличного международного уровня, исчерпала
себя. Начался период застоя и все большего отставания. А годы
перестройки сделали это отставание почти необратимым.
По мере оздоровления рынка стали, конечно, оживать и мотозаводы. На том
же Ковровском заводе в 1995 году был создан легкий мотоцикл в стиле «эндуро» — «Пилот». Двумя годами раньше базовая модель "Восход—ЗМ" была заменена мотоциклом «Сова» с двигателем двух размерностей: 175 и 200 см3.
О мотороллерах в России
Первым в России ЗИД начал выпускать четырехколесные мотовездеходы (по международной классификации — ATV, от английского All Terrain Vehicle) и трехколесные «грузовички» с отцепляемым модулем.
Тульский машиностроительный завод, предприятие сугубо оружейное,
включился в конверсионные программы гораздо позже ковровского. Его
первый мотороллер Т—200 «Тула» появился в 1957 году и имел совершенно неоспоримое родство с немецким «Гогго» («Goggo») ТА 200.
На базе Т-200 вскоре был создан грузовой вариант, ставший на многие
годы основной продукцией завода. Он прекрасно себя зарекомендовал, и
многие машины той поры работают и сегодня. К началу 90-х годов завод
освоил выпуск мотоцикла на широкопрофильных шинах, своеобразного двухколесного вездехода, какого еще не было в России.
Сегодня в программе ТМЗ, труднее других пережившего перестройку, грузовой мотороллер ТМЗ—5403—03К «Муравей»
с кузовами различных модификаций, трехколесный мотоцикл Тула— 5971 и
двухколесный мотовездеход Тула—5952. Есть у завода и новые интересные
разработки, в том числе сделанные совместно с итальянскими партнерами.
Вятско-Полянский машиностроительный завод (г Вятские Поляны, Кировская
обл.) был в то же время, что и Тульский, нацелен на выпуск такой же
продукции — мотороллеров. Прообразом была избрана итальянская «Весна» («Vespa»), а в российском варианте мотороллер получил название «Вятка».
Одно время это маленькое пузатенькое транспортное средство было у нас
весьма популярно. Особенно хорошо было на нем сдавать экзамены в ГАИ:
мотороллер на крошечных колесах с необыкновенной легкостью вписывался в
любые «восьмерки» и «змейки». Но затем спрос на эти машинки стал
падать. И, хотя завод провел серьезную модернизацию, в результате
которой была создана новая модель, в 1979 году выпуск мотороллеров прекратили.
О мотоциклах в наше время
Такова в общих чертах недолгая история российского мотоцик-лостроения.
Впрочем — история неоконченная, она продолжается и в наши дни.
Сегодня на улицах наших городов все чаще можно увидеть мотоциклы импортного производства.
Да, они поражают воображение своим внешним видом и техническими
характеристиками. Как правило они имеют сверхмощные двигатели и
прекрасную динамику. Разумеется, что такие высокие характеристики
должны обеспечиваться и высокой безопасностью. Поэтому на них обычным
явлением стали специальные противоклевковые передние вилки и дисковые тормоза, все чаше они оснащаются системой АБС (ABS).
|