СОЮЗ МОТОРА И КИКСТАРТЕРА.
Термин «мокик» образован из частей двух слов: МОтор+КИКстартер.
Скажете, тогда в мокики надо бы записывать еще и очень многие
мотоциклы, в которых введение в конструкцию электрозапуска не вытеснило
архаичный кик. Догадались, наверное: мокики – родственники мопедов. Их
название образовано по тому же принципу:МОтор+ПЕДаль. Полвека назад
первые мокики и представляли собой мопеды с запуском по-мотоциклетному.
Теперь же они скорее настоящие мотоциклы, только с 50-кубовыми
двигателями.
Большая
группа продающихся в наших магазинах мокиков – с 4-тактными двигателями
мощностью 3–3,5 л.с., главным образом, китайского происхождения,
изготовлены по лицензии Honda (с так называемыми «кабовскими»
движками). Машинки с «ручным» сцеплением и 4-ступенчатой коробкой
передач весьма экономичны: расход бензина менее 2 л на «сотню». Их
ставят на 17-дюймовые колеса, они оборудованы сиденьями и подножками
для пассажира, «максималка» обычно превышает 65 км/ч. На нашем рынке
продаются практически однотипные модели – ABM Delta, Forsage TS50-3
Moped, GX Riga-4, Irbis Dingo 50, Lifan LF50Q-2, Reggy RG50M1410 Joker,
Sagitta ZN50QT-1, Zongshen LZX50Q-2A.
Езда на спортивных мокиках, внешне схожих с «настоящими» мотоциклами,
доставляет и взрослым, и подросткам массу удовольствия. Поэтому рынок
таких совсем не дешевых машин растет год от года.
Стильный дизайн «полтинников» от Aprilia – на уровне «больших»
спортивных мотоциклов компании. Под стать им и «заряженные» 2-тактные
моторы жидкостного охлаждения, они выдают рекордные для «мальчишей» 8,5
л.с. при 10 000 об/мин. В трансмиссии – 6-ступенчатая коробка передач.
У мини-спортбайка Aprilia RS50 алюминиевые диагональная рама и маятник.
На обоих колесах – дисковые тормоза, причем передний с радиальной
скобой и рекордным для класса 300-мм диском. На мини-эндуро Aprilia
RX50 и мотарде Aprilia SX50 применено необычайно мощное для 50-кубового
класса шасси: вилка Marzocchi с несущими трубами диаметром 40 мм и
передний тормоз с вентилируемым диском диаметром 260 мм (у SX – 300 мм).
Под стать «итальянцам» тайваньские «полтинники», они построены на одной
платформе – мотоцикл двойного назначения CPI Supercross 50 и городской
эндуро CPI Supermoto 50. Эти аппараты достаточно совершенны по
конструкции, с форсированными «двухтактниками» жидкостного охлаждения.
В трансмиссии шесть передач, пуск двигателя – электростартером. Оба
колеса оснащены дисковыми тормозами лепесткового типа.
Около полутора десятков моделей современных мотоциклов-«полтинников»
предлагает в Европе испанская компания Derbi (входящая в состав
итальянского концерна Piaggio). Ее 2-тактные двигатели жидкостного
охлаждения мощностью 8,5 л.с. – одни из лучших в классе. К сожалению,
на наш рынок попадают лишь крохи со стола европейского изобилия,
например, модель в классе супермото Derbi Senda DRD EVO 50.
Китайская компания с европейской «пропиской» Keeway предлагает два
легких мотоцикла: модель с внедорожными наклонностями Keeway X-Ray 50E
и мотард Keeway X-Ray 50S. Они «вооружены» 2-тактными моторами
жидкостного охлаждения высокой мощности (6,4 л.с.), установленными в
стальные дуплексные рамы. Разница между «рентгеновскими лучами» (так
переводится название модели) – в колесах: у эндурика спицованные
разного диаметра (21/18 дюймов), у мотарда – литые одинакового диаметра
(17-дюймовые). Тормоза – дисковые, лепестковые, коробка передач –
5-ступенчатая. На обоих «лучах» предусмотрено место для пассажира,
максимальная скорость – 60 км/ч.
Мокик Sachs MadAss 50 не первый год поражает необычной внешностью и
такими техническими изысками, как «пучеглазые» линзовые фары,
диагональная рама с бензобаком внутри, изогнутый маятник и внушительные
дисковые тормоза на обоих колесах. Аппарат оборудован цифровым
электронным спидометром, задний стоп-сигнал – на светодиодах.
Глядя на боевого вида мотард Stels Trigger SM50, никогда не скажешь,
что он «прокитайский». Аппарат укомплектован «перевернутой» вилкой,
дисковыми тормозами на обоих 17-дюймовых колесах, 6-ступенчатой
коробкой передач, сблокированной с современным
2-тактным двигателем жидкостного охлаждения. Правда, его мощность с
оглядкой на европейские ограничения невелика, но потенциал мотора
большой, и умельцы его без труда реализуют.
И, наконец, ветеран нашего рынка (с 2004 года) – российский мокик
эндурного толка с китайским клоном «кабовского» мотора ZID 50-01.
Аппарат оборудован электростартером, автоматическим сцеплением и
4-ступенчатой «круговой» коробкой передач. Тот же производитель – ЗиД
предлагает и единственный в своем роде 3-колесный грузовой мокик ZID
50-02, способный перевозить до 100 кг груза. Ведущее колесо – одно
заднее левое, тормоза всех трех колес – барабанные. С этого сезона на
него устанавливается модернизированный двигатель с 3-ступенчатой
трансмиссией и передачей заднего хода.
Особняком стоят мокики чопперного вида – им присущи все атрибуты стиля:
вынесенные вперед подножки, высокий руль, удлиненная вилка, седло
«ступенькой» со спинкой для пассажира, бак-капелька и стильная
раскраска. «Чопперята» двухместные, оборудованы электростартерами, на
передних колесах установлены дисковые тормоза, предусмотрен полный
комплект светотехники (в том числе «поворотники»), зеркала и
спидометры, на дороге они разгоняются до 60 км/ч.
В салонах можно встретить внешне практически одинаковые Forsage 50Q-3,
Patron King 50, а также родоначальника класса мини-чопперов Regal
Raptor DD50E – он на российском рынке третий год. Интересная
особенность у другого «Королевского хищника» Regal Raptor DD50E-2:
вместо 4-ступенчатой коробки передач применен своеобразный шаровый
вариатор. Конструкция получилась крайне компактной – ее, а также
центробежное сцепление удалось вписать в картер обычного 50-кубового
мотора с механической коробкой передач. При этом сохранен цепной привод
заднего колеса.
Сенсацией года стала Jawa 50 Pionyr – ностальгическая копия модели 555
Pionyr образца 1958 года, одного из первых аппаратов того формата,
который мы сейчас называем скутереттой. Сохранены глубокие крылья,
металлическая рама-монокок, барабанные тормоза колес и даже вишневый
цвет, характерный для «Яв» тех лет. Современный «мотардный» вид у
модели Jawa Robby 50, стоящей на 16-дюймовых колесах. Рама из стальных
труб, в задней подвеске два амортизатора, тормоза литых 3-спицевых
колес – дисково-барабанные.
КАРМАННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Мини-байки – мокики с колесами
совсем малого диаметра – созданы исключительно для развлечения.
Фактически эти крошки – уменьшенный мотоцикл (массой около 60 кг) с
электростартером, зеркалами, «поворотниками», пригодный для
повседневной езды.
Два аппарата на одной платформе спортивного направления – Forsage 50
Enduro и Forsage 50 Motard – построены из китайских комплектующих, а
различаются они размерами колес и типом шин. Применены длинноходные
(для этого класса) подвески с «гидравликой», передние дисковые тормоза
– лепесткового типа. Создают своеобразие машинкам и линзовые фары.
Поджарый мини-мотард Patron Demon 50 стоит на широких 10-дюймовых
колесах с дисковыми тормозами. «Демон» оборудован полноценной
светотехникой и зеркалами.
Дорожный мини-мотард Polini XP4 Street 50 родом из солнечной Италии, он
оборудован «четырехтактником» собственной конструкции, схожим с
«хондовским» Super Cub, но более совершенным (у японцев основа
конструкции была заложена в 1962 году). У мотоцикла
10-дюймовые колеса, отличительные особенности – длинноходные подвески и
мощные дисковые тормоза. Аппарат полностью адаптирован для дорожной
езды: он со светотехникой, зеркалами, «мигалками» и информативным
жидкокристаллическим дисплеем.
Встречаются еще в продаже и мотосамокаты, и не верьте глазам своим,
когда прочитаете на них надпись Scooter. Их можно взять под мышку (руль
и седло складываются) и пройти в метро или загородную электричку.
Небольшие вес и габариты позволяют транспортировать их в лифте, везти в
автомобиле-малолитражке, да и для их хранения много места не
понадобится. Но есть и другая сторона медали: малые размеры делают
аппаратцы трудноразличимыми в транспортном потоке, и оттого езда на них
небезопасна.
У складного скутера из Чехии Blata Blatino 27-кубовый 2-тактный
двигатель оборудован автоматическим центробежным сцеплением, его пуск –
ручным тросовым стартером. Тормоза обоих колес – механические,
дисковые, роль подвесок выполняют шины-«дутики». Фара и задний фонарь –
велосипедные, с питанием от батареек. Высота седла и руля регулируются
в широких пределах. «Блатино» можно переносить в руках или специальной
сумке-«раскладушке» – вес всего 15,5 кг. При этом он может везти
взрослого человека со скоростью 25 км/ч и проехать на одной заправке
(1,3 литра) 50 км. Предлагает сеть мотопродаж (в том числе
супермаркеты) и китайские модели с теми же или близкими к ним
характеристиками.