Важнейшая деталь любого туристического мотоцикла – сиденье: на нем
располагается ценнейшая часть человеческого организма, и от того,
насколько ей комфортно, напрямую зависит дистанция, которую райдер
способен преодолеть без остановки. Так вот на сиденье FJR1300AS, если
не впадать в мазохизм и не играть в «железную задницу», можно проехать
без «пит-стопов» 200 км, это где-то два часа беспрерывной езды.
Согласитесь, норма неплохая.
Одна из фишек мотоцикла – ветровое стекло, положение которого
регулируется электроприводом. Если в городе эту способность оценят
только как понт, то на загородной трассе высокое стекло облегчает
пилоту существование. В верхнем положении оно полностью отводит поток
набегающего воздуха – думаю, за таким щитом на скорости даже заженная
спичка не потухнет. С абсолютной ветрозащитой в дальней дороге телу не
приходится противостоять ветру (накачивать мышцы шеи и спины
предпочитаю в другом месте и в другое время). Второе назначение
ветровика – защита от суицидально настроенных насекомых, мечтающих
разбиться о красивый мотоцикл или его не менее красивого водителя. Я не
высовывался из-за стекла, и визор шлема долго оставался чистым.
О системе переключения передач YCCS в режиме движения по городу мы уже
подробно писали: оценка – супер. Так вот в этом дальнобое она проявила
себя еще более полезной, чем в тесном мегаполисе. Механизм по-прежнему
работал четко, быстро переключал передачиѕ Вы скажете: так ведь
пользоваться коробкой передач на скоростном шоссе особо и не приходится
– как же почувствовал прелести YCCS? Отвечаю: на серпантинах Кавказа.
Здесь я нажимал кнопки «+» и «–» (повышающие и понижающие ступени КП)
чуть не до кровавых мозолей на пальцах. Но 120 км горных дорог
преодолел быстрее и легче (вот ключевое слово), чем в прошлом году,
когда ездил на черноморский курорт на легком и великолепно управляемом
эндуро Honda NX650 Dominator. Убедил?
Один
из поводов длительных испытаний FJR1300AS – оценить надежность системы
YCCS в своеобразных, скажем так, российских условиях. Так вот, после
поездки в Сочи и обратно в Москву на одометре стало больше на 8000 км.
За время пробега система автоматического выжима сцепления и
переключения передач дала сбой только однажды. Ситуация складывалась
таким образом. Ввиду бурного строительства серпантинных дорог движение
на некоторых участках сделали реверсивным: пока встречная полоса стоит,
мы едем. И наоборот. В очередной раз пришлось убедиться в неоспоримости
закона бутерброда (по другой версии – закона подлости). В моем случае
бутерброд в 100% случаев падает на пол именно колбасой внизѕ И вот наш
экипаж попал на реверсе на красный свет светофора. Стоять предстояло
минут пять, и я, дабы не перегревать мотор и не расходовать попусту
топливо, заглушил FJR кнопкой стоп-двигателя. (Ключ остался в положении
«On», то есть все системы мотоцикла продолжали работать, а индикатор
включенной передачи показывал цифру 1.) Когда загорелся зеленый, я тут
же завел двигатель, открыл ручку газаѕ и остался на месте. Ну прямо как
стажер, который забыл включить передачу. Несколько секунд в недоумении
я крутил газ, попробовал переключиться на нейтраль – сдвинуться с места
не получилось. И только после того, как выключил и снова включил
зажигание, FJR соизволил тронуться. Повторю: это был единственный
случай, когда система YCCS не сработала.
Только у модификации FJR1300AS с автоматом выжима сцепления в базовой
комплектации вмонтирована система подогрева рукояток. Однажды ночью моя
подруга тряслась от холода на заднем сиденье (хотя я натянул на нее с
десяток комплектов термобелья, снегоходную куртку и теплые носки), я же
за рулем блаженствовал. Потому что теплые руки, шея и ноги есть залог
сохранения тепла во всем организме. Одно неудобно: средства управления
подогревом рукояток, расположенные на пластике рядом с перчаточным
ящичком, не подсвечиваются, и на ночном Кавказском шоссе, где царит
подземельная тьма, непросто включить, выключить и уж тем более
отрегулировать «печку» для рук.
Но грелись не только верхние конечности. Во всех пресс-релизах Yamaha
обращает внимание на продуманную систему охлаждения двигателя и отвода
тепла. Она не лжет и не преувеличивает. Прелесть схемы я ощутил в этом
дальнобое. Когда холодало, плотнее сжимал коленями бак, пододвигался
ближе к рулю – тогда сквозь специально оставленные в боковом пластике
щели разогретый от мотора воздух просачивался к бренному телу – и я
отогревался. В жару, когда подогрев точно не нужен, я смещался ближе к
«хвосту» байка, а ноги чуть растопыривал – и естественный обдув
охлаждал.
Чтобы ваш будущий FJR1300 стал настоящим «туристом», стоит докупить и
установить на него комплект багажных кофров – их Yamaha предлагает в
качестве дополнительного оборудования. Большие боковые кофры с простой
и надежной фиксацией на мотоцикле и удобной ручкой для их переноски во
время остановок, плюс необъятный центральный «ящик», на который
навешивается мягкая спинка для пассажира – все это добавляет
грузовместимости, а кроме того, и без того красивому мотоциклу – шарма.
В полном обвесе FJR и весит ощутимо больше, особенно при полной
загрузке. В первый день, пока привыкал к возросшей массе «фыжира», пару
раз постыдно завалил его на бок – это когда пассажир, слезая со своего
места, интенсивным махом перекидывал ногу через седло. Зато на шоссе
мотоцикл с полным багажом намного более устойчив – как ледокол, прет
прямолинейно, не поддаваясь порывам бокового ветра. Чтобы байк не
утратил управляемости, рекомендовал бы владельцам после установки
кофров зажать подвески – иначе ходовая будет «гулять» по дороге, как
новоиспеченный прапорщик, отметивший присвоение высокого воинского
звания.
...После Ростова-на-Дону пришлось в течение целого часа ехать под
ливнем. Все, кто двигались по дороге, сбросили скорость до 40–50 км/ч –
настолько непроницаемой была завеса воды. Сказать, что мы со спутницей
промокли, – соврать. Искупались! Все вещи вымокли до нитки. Я пускал
пузыри в заполнившемся водой шлеме, хлюпал ногами в «аквариумах» штанов
и мотобот и переживал: если кофры протекли, нам – крышка:
нераспечатанная пачка печенья, припасенная для перекуса, «растает». А
есть хотелось жесточайше!.. Но содержимое кофров, в том числе боковых,
у которых щели, казалось бы, смотрят прямо в небо, осталось сухим!
Снимаю шляпу: такой уровень гидрозащиты встретил впервые... Один
тяжелый изъян у ямаховских кофров. Когда в мотосалоне разглядел цифры
на ценнике, нервно рассмеялся: полный комплект стоит около 80 000
рублейѕ
После четырех месяцев за рулем FJR’а уверенно говорю: байк очень хорош!
Идеальных машин не существует – есть огрехи и у «фыжира», но они в тени
его многочисленных и явно доминирующих достоинств. Мотоцикл тяжелый
(если взвешивать на весах) и широкий (если измерять рулеткой), как
броненосец «Потемкин». Но на ходу не ощущаешь ни того, ни другого: на
ходу он устойчив, легок и удобен. Кого расстроит с признаками
невнятности АБС заднего тормоза? И переднего хватает, чтобы быстро
замедлить FJR, даже обремененный пассажиром! Инновационная система
YCCS, всколыхнувшая болотце скептиков и консерваторов, вопреки мнению
фанатов «механики» (те сложнее ножниц ничего и не видели),
по-настоящему удобна – и в городе, и на трассе.
А Yamaha никак не угомонится: когда писались эти строки, стало
известно, что уже почти готов обновленный FJR1300AS – модель 2009 года.
В нем инженеры усовершенствовали эргономику, наложили на и без того
крепкое ветровое стекло нецарапающееся покрытие, немного облегчили
байк... Ну да, идеал недостижим. Но и нет предела совершенству! двигатель 1298 см з максимальная мощность 143 л.с сухая масса 268 кг