Меню сайта
Купить этот сайт
Категории каталога
другое [148]
наши моты [57]
бюджетные иномарки [4]
иномарки [19]
малыши 50-125 куб.см. [7]
до 70х годов в СССР [11]
мотопутешествия [6]
кроссовые мотоциклы [26]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Новеньких: 1
Наших: 0
Пятница, 29.03.2024, 11:32
Приветствую Вас залётный | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Russian Moto
Форма входа
Главная » Статьи » кроссовые мотоциклы

Смена чемпионов мира по мотокроссу (1964 г.)

Жоэль Робер – чемпион мира в классе 250cc

Период между сезонами 1963 и 1964 гг. в ЧССР был примечателен реорганизацией мотоциклетной промышленности. Основной завод народного предприятия "Ява" в Праге был включен в производственное объединение ЧКД и переведен на производство полупроводников. Теперь ведущим мотоциклетным заводом народного предприятия "Ява" стал завод в Тынце под Сазавой (ранее он был филиалом), а все вопросы совершенствования мотоциклов и обеспечения мотоспортивных соревнований, в том числе и кроссовых, сосредоточивались на бывшем заводе "Огар" в Праге, который был переоборудован в весьма современный опытный завод народного предприятия "Ява". Запланированная реорганизация мотоциклетной промышленности в полном объеме не была завершена; завод ЧЗМ в Страконицах продолжал работу по конструированию и производству дорожных и кроссовых спортивных мотоциклов "Чезет".

На международной спортивной арене казалось все ясным, когда заходила речь о перспективах мотокроссовых соревнований в классе 250cc. Специалисты сходились в том, что чемпионский титул может завоевать кто-либо из гонщиков, выступающих на мотоциклах "Хускварна", "Чезет" или "Ява", а наиболее вероятным претендентом на этот титул считался Т. Халльман. В отношении "пятисоток" прогнозов было гораздо больше.

Осенний конгресс ФИМ заседал в Лондоне и был приурочен к пятидесятилетию со дня основания британской мотоциклетки федерации. Британские участники конгресса добились решения о том, чтобы объем двигателя в соревнованиях "пятисоток" составлял от 351 до 500cc. Тем самым воздвигалась преграда для участия в таких соревнованиях переделанных мотоциклов класса 250cc.

К этому времени на заводе БСА уже имелся соответствующий мотоцикл, а на ЧЗМ – "Чезет" с двухтактным двигателем, объемом 360cc. Обе эти машины в соответствии с принятым решением могли участвовать в чемпионате мира наравне с тяжелыми полнообъемными "пятисотками".

Первые соревнования чемпионата мира по мотокроссу в 250cc состоялись в Испании. От ЧССР здесь стартовали гонщики Валек и Добрый на новых мотоциклах "Ява", а также Пиларж на мотоцикле "Чезет". Трасса с твердой, утрамбованной поверхностью оказалась трудной для коробок передач и цепей легких мотоциклов "Ява". Наши гонщики Валек и Добрый вынуждены были сойти с трассы в связи с повреждениями на мотоциклах, а Пиларж потерял время вследствие падения. Победу в испанских заездах одержал Халльман на мотоцикле "Хускварна". За ним финишировал Рикман из Великобритании, выступавший на испанском мотоцикле "Бультако". В заездах второго этапа чемпионата мира, проходившем в Бельгии, победил ранее неизвестный бельгийский гонщик Жоэль Робер на мотоцикле "Чезет". И раньше домашняя обстановка нередко помогала бельгийским гонщикам добиваться неожиданной победы в международных мотокроссах. Но на этот раз удивление вызывал необычный стиль езды Робера. На тяжелых грязных поворотах он не убирал газ и проезжал их в скольжении с непрерывным буксованием колеса, а сам стоял при этом на подножках. Опытный чехословацкий гонщик В. Валек, уже в значительной мере утративший свою отличную осеннюю спортивную форму, занял в соревнованиях на таком же мотоцикле только пятое место.

На третьем этапе чемпионата мира в Швейцарии Робер доказал, что его победа в Бельгии не была случайной. Он вновь уверенно победил в двух заездах и занял первое место в таблице чемпионата.

Четвертый этап проводился в Голицах (ЧССР). Само собой разумеется, что болельщики кроссовых соревнований с волнением и большим интересом ожидали предстоящие заезды. Претендентов на победу было более чем достаточно. Это, прежде всего, Робер, желавший продолжить свои победоносные старты, затем Халльман, не терявший надежды отстоять свой титул, и Биккерс, который, несмотря на неудачи в сезоне 1963 г., хотел показать, что он остался лучшим гонщиком в мире.

После старта первого заезда болельщики, собравшиеся в Голицах, спокойны, так как гонку возглавил Валек на мотоцикле "Ява", а за ним следовали чехословацкие гонщики Грах, Добрый, Поланка, затем советские гонщики Григорьев и Арбеков, бельгиец Робер. Ввиду неисправности переключения передач Халльман остался позади. На протяжении трех кругов Робер настиг Валека, атаковал его и на четвертом круге стал лидером заезда. Разгорелась острая борьба между Валеком и Робером. На тринадцатом круге это соперничество прекратилось из-за поломки в мотоцикле Валека. Победу одержал Робер, вторым был Биккерс.

Во втором заезде, характеризовавшемся поединком между Робером и Халльманом, победы вновь добился Робер. Валек удержал третье место. После соревнований в Голицах Робер победил на следующем этапе чемпионата в ФРГ, занял второе место на соревнованиях в Люксембурге, третье место – в Италии, и в конечном итоге, имея четыре победы на этапах, он впервые завоевал звание чемпиона мира.

Общие результаты чемпионата мира по мотокроссу в классе 250cc (первые восемь мест):

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Робер Бельгия Чезет 56
2 Халльман Швеция Хускварна 50
3 Арбеков СССР Чезет 31
4 Григорьев СССР Чезет 30
5 Биккерс Великобритания Гривз 23
6 Юнссон Швеция Хускварна 19
7 Валек ЧССР Ява 16
8 Пиларж ЧССР Чезет 13

Смит или Тибблин!

На четырех первых этапах чемпионата мира по мотокроссу в классе 500cc победил Рольф Тибблин на четырехтактном полнообъемном мотоцикле "Хедлунд". Затем четырежды первого места добивался Джеф Смит на новом мотоцикле БСА-441. Драматическое соперничество завершилось только на последнем этапе, проходившем в Испании, где победил Смит и тем самым добыл для себя наивысший титул.

Общие результаты чемпионата мира по мотокроссу в классе 500cc (первые шесть мест):

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Смит Великобритания БСА 56
2 Тибблин Швеция Хедлунд 54
3 Лундин Швеция Лито 34
4 Лунделл Швеция Хускварна 21
5 Нильссон Швеция ЭСО 20
6 Петерссон Швеция Хускварна 15

Командные международные мотокроссы в 1964 г.

"Мотокросс наций" был проведен в Великобритании. Местные гонщики одержали двенадцатую победу в этих командных соревнованиях. Их ближайших соперников – шведов на соревнованиях преследовали неудачи. В связи с неполадками в мотоциклах и ранениями они вообще не были классифицированы.

"Мотокросс наций" состоял из двух заездов по 15 кругов каждый. Общие оценки, как и в прошлом году, выставлялись каждой команде по результатам трех лучших гонщиков в обоих заездах. Первые семь мест заняли последовательно следующие национальные команды: Великобритании (18 очков), Бельгии (35 очков), Голландии (90 очков), Швейцарии (100 очков), Франции (103 очка), Дании (104 очка) и Канады (180 очков).

Во втором крупнейшем состязании национальных команд (в классе 250сс)– "Трофее наций", проводившемся в Голландии на пыльной песчаной трассе, приняли участие и чехословацкие гонщики. Конкуренция была особенно сильной. На старте сошлись десять лучших команд мира. В нашу команду входили Валек и Добрый на мотоциклах "Ява", Пиларж, Грах и Станек на машинах "Чезет". Но уже во время тренировочного заезда Грах поранил руку и не мог участвовать в старте; у Станека оказался неисправным мотоцикл. Таким образом, вся тяжесть соревнований легла на плечи Валека, Доброго и Пиларжа, которые должны были достичь финиша в обоих заездах для того, чтобы команда была хотя бы классифицирована.

Непредвиденные и явно ненужные переживания как для зрителей, так и для спортсменов были связаны с плохой подготовкой массового старта 48 гонщиков, который проводился без прочного стартового устройства. Лавина гонщиков сразу пришла в движение, когда кто-то из них совершил по ошибке преждевременный старт. И только после того, как гонщики прошли целый круг, соревнование было приостановлено. Старт был повторен, но снова безуспешно. Два следующих неудачных старта в поднятых клубах пыли вызвали полную неразбериху среди участников мотокросса. Наконец, в пятый раз старт состоялся, но нашим гонщикам не повезло. Первый заезд завершился победой шведов, на втором месте были британские, на третьем – чехословацкие гонщики. Во втором заезде старт оказался удачным; Валек, Пиларж и Добрый добились хороших результатов.

По итогам двух заездов "Трофея наций" первые четыре места заняли национальные команды Швеции (31 очко), ЧССР (46 очков), Великобритании (48 очков) и СССР (76 очков).

Кроссовые мотоциклы спортивного сезона 1964 г.

"Чезет-250". Благодаря усилиям руководства и коллектива рабочих народного предприятия ЧЗМ в Страконицах удалось в сравнительно короткий срок, а это было в период реорганизации нашей мотоциклетной промышленности, наладить мелкосерийное производство новой модели кроссового мотоцикла "Чезет", преимущественно на экспорт.

Как уже отмечалось, серьезным недостатком двигателя образца 1963 г. являлась коробка передач, которая была заимствована у серийного мотора "Чезет-125". В минувшем сезоне пришлось проводить неотложную работу по улучшению сцепления и коробки передач. Поэтому основным требованием при конструировании нового мотора была полная переделка коробки передач при сохранении неизменной остальной части двигателя Отливки обеих половин картера получали по-прежнему из магниевых сплавов. Чугунный цилиндр с большой алюминиевой головкой, коленчатый вал со сцеплением на левой стороне магнето нового типа на правой остались практически такими же как и были. Но совершенно иной стала четырехступенчатая коробка передач. Оба вала коробки стали одинаковыми и имели по десяти шлиц.

Механизм переключения получил реконструированный надежный автомат, который с помощью шатуна передвигал переключающую кулису. Этот механизм был доступен для демонтажа благодаря съемной верхней крышечке, укрепленной шестью болтами. После снятия крышечки легко высовывалась кулиса с шатуном, а после выдавливания направляющего стержня можно было вынуть вилку и детально осмотреть коробку передач. Демонтаж коробки передач означал, разумеется, и необходимость полной разборки мотора. Шасси мотоцикла в основном остались такими же, как у машин прошлого года.

Модернизированный кроссовый мотоцикл "Чезет-250" серийного производства имел отличные динамические качества и характеристики управляемости. Приведем основные технические данные этого мотоцикла: диаметр цилиндра 70 мм, ход поршня 64 мм, объем цилиндра 246,2cc, степень сжатия 10,5:1, максимальная мощность 19,5 кВт при частоте вращения 5900 об/мин, база 1370 мм, размер передней шины 2,75X21", размер задней шины 4,00X19", общая масса (без горючего) 99 кг.

Мотоцикл "Ява". В течение сезона 1964 г. были основательно улучшены динамические качества и надежность нового кроссового мотоцикла "Ява", и к концу года эта машина стала одной из самых быстрых "двестипятидесяток". Основная часть двигателя, т. е. цилиндр с поршнем и коленчатым валом, осталась без больших изменений, лишь верхнее чугунное кольцо было заменено стальным хромированным. При высокой частоте вращения двигателя чугунное кольцо в цилиндре с широкими окнами иногда не выдерживало больших нагрузок, которым подвергалось. Позже оба поршневых кольца стали делать из стали, и риск выхода их из строя свелся к нулю.

Батарейное зажигание было заменено изготовляемым непосредственно на народном предприятии "Ява". Благодаря этому удалось избавиться от неудобного аккумулятора. Сцепление оставалось на коленчатом вале, но вместо прежнего одного диска монтировались два. Трущиеся диски изготовлялись из специального сплава металлов, обозначенного как диафрикт, который очень устойчив против высоких температур. Была уменьшена масса первичной передачи, реконструирована коробка передач введением новой формы зубьев у шестерен, которые стали ниже и прочнее. Легкая пятиступенчатая коробка передач имела более жесткий ведомый вал.

На мотоцикле сохранялась основная часть прежней двойной рамы, однако более прочным стало место соединения задней вилки с рамой и по-новому было решено крепление мотора на раме с помощью скоб. Несколько уменьшилась высота средней части рамы, а следовательно, понизилось и седло.

Передние вилка и колесо кроссовых мотоциклов "Ява" были такими же, как у мотоциклов "Чезет". Бак для горючего и камера очистки воздуха изготовлялись из стекловолокнистого пластика, а оба грязевых щитка – из танталового листа.

Технические данные улучшенного мотоцикла "Ява" свидетельствуют о некотором сходстве и различии с приведенными выше техническими данными мотоцикла "Чезет-250": диаметр цилиндра 70 мм, ход поршня 64 мм, объем цилиндра 246,2cc, степень сжатия 11,5:1, максимальная мощность 20 кВт при частоте вращения 6750 об/мин, база 1380 мм, размер передней шины 2,75X21", размер задней шины 4,00X18", общая масса (без горючего) 102 кг.

Мотоцикл "Гривз-Челленджер". Производители мотоциклов "Хускварна", удовлетворенные результатами своих машин в 1963 г., не подготовили к предстоящему сезону ничего нового и были за это наказаны, о чем свидетельствовали итоги чемпионата мира в 1964 г. и, наоборот, после неудач английского гонщика Биккерса фирма "Гривз" к новому сезону полностью обновила мотоцикл "Гривз-250", который получил название "Челленджер" (дерзающий). В работе над этой машиной участвовал и Биккерс, хотя раньше заявлял, что на мотоциклах "Гривз" больше стартовать не намерен и даже вступил в переговоры с представителями предприятия "Хускварна". Позднее шведская печать писала о нечестности Биккерса, о том, что он во время своих частых посещений шведского предприятия приобрел ценные производственные и конструкторские сведения, которые передавал английской фирме "Гривз". Ходовая часть нового мотоцикла этой фирмы, а также система зажигания, по утверждению шведских журналистов, были скопированы с мотоцикла "Хускварна". Новый мотор фирмы "Гривз" обладал четырехступенчатой коробкой передач. Шасси имело раму с передней и задней маятниковыми вилками; бак и оба крыла были изготовлены из стекловолокнистого пластика.

Мотоцикл БСА "Виктор". Удачный мотоцикл БСА-420 стал исходным типом для нового мотоцикла БСА-441, который после победы гонщика Смита вышел на рынок под названием "Виктор" (победитель). Британский завод сумел с большой выгодой использовать успехи Смита. Новые кроссовые мотоциклы в короткое время были запущены в серийное производство и направлены с шумной рекламой на рынок. Да и на самом деле это был отличный кроссовый мотоцикл.

Несколько увеличенный по рабочему объему одноцилиндровый четырехтактный двигатель имел ход поршня 90 мм и диаметр цилиндра 79 мм. При степени сжатия 11,4:1 (прежняя величина 10:1) отмечалась необычно низкая максимальная мощность – 22 кВт при частоте вращения 6000 об/мин. Возможно, что действительная мощность мотора была выше, чем указывалось в заводских данных, так как машина БСА не являлась тихоходной. Четырехступенчатая коробка передач находилась в блоке с мотором.

Замкнутая трубчатая рама была под мотором и в своей задней части двойной. Ее внутреннее пространство занимал масляный бак. Задняя (маятниковая) вилка была довольно широкой, передняя (телескопическая) вилка внешне выглядела мощной, но изготовлялась из легких металлов.

"Чезет-360". Второй технической новинкой в классе "пятисоток" являлся мотоцикл "Чезет-360" с двухтактным одноцилиндровым двигателем. По своей конструкции он был похож на "двестипятидесятку" той же марки, но имел более мощный двигатель. Картер изготовлялся из электроновых отливок, где на трех шарикоподшипниках укладывался коленчатый вал. Цилиндр с двумя выпускными окнами и развитыми прямоугольными ребрами был получен из сплава легких металлов и имел запрессованную чугунную гильзу. Сильно ребристая головка цилиндра прикреплялась к цилиндру пятью болтами.

Карбюратор с воздушным фильтром, зажиганием и выпускными трубами, вся система передач и шасси были заимствованы у мотоцикла класса 250cc. Основные технические данные двигателя: диаметр цилиндра 80 мм, ход поршня 72 мм, объем цилиндра 362cc, степень сжатия 10,5:1, максимальная мощность 22 кВт при частоте вращения 5500 об/мин.

Категория: кроссовые мотоциклы | Добавил: Vladislav (15.01.2009)
Просмотров: 948 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024