Алексей
Черных заприметил его на одной из городских стоянок своего родного
Серпухова. Присмотрелся: ба - ротор! Заметил вовремя: реликт собирались
выбрасывать.
Целую зиму Алексей к нему не
прикасался. Собирал информацию, чертежи, документы, нашел кое-какие
запчасти, узнал любопытные подробности о своем роторном чуде. В чем был
интерес народного хозяйства СССР к малопрактичным и дорогим в
производстве роторным двигателям? Оказывается, круглый корпус мотора и
его малый вес идеально подходят для установки на тактические ракеты,
базирующиеся на… подводных лодках! РПД нужен ракете для преодоления
толщи воды при подводных пусках. После выхода снаряда на поверхность
включался основной - реактивный двигатель, и ракета улетала к
“потенциальному противнику”, а отработавший свое роторный движок
сбрасывался. Во всяком случае, так объясняли спецы - инженеры из
ВНИИмотопрома, которые вызвались помочь энтузиасту.
Алексей снял мотор, разобрал
до последней гайки, тщательно отдефектовал. Результаты обнадежили:
двигатель оказался не в рабочем состоянии, но поддающимся
восстановлению “малой кровью”. Предстояло удалить ржавчину, заменить
уплотнения ротора, сальники и т. д. Сложность в том, что запчастей к
РПД в магазине не купишь - все в нем уникально. Но ВНИИмотопром
жадничать не стал - поделился чем смог. Выяснилось, что кое-какие
детали унифицированы с продукцией фирмы “Мазда” (она, как известно,
делает роторные двигатели серийно). Так появились подшипники, сделанные
на заказ на Московском подшипниковом заводе, редкие свечи с калильным
числом 27, уплотнения ротора из высокотехнологичных сплавов…
Но после сборки мотор… не
проявлял признаков жизни. “Поиграли” с настройкой карбюратора, со
свечами… Мотор почихал и, наконец, завелся. Но устойчиво работать не
желал - дергался и глох. Не забыли ли “уложить” в мотор какую
деталюшку? А правильно ли установили сальники?.. По логике, сальник
должен стоять традиционно - пружинкой внутрь. Но роторные движки
“поршневой” логике не подчиняются! Чтобы развеять или подтвердить
сомнения, пришлось разбирать мотор по новой! Так и есть: сальник на
валу в непотребном виде - пружинку стянуло из-за разницы давления
внутри рабочей камеры и снаружи, поэтому подсасывался воздух. Взяли
новые сальники (благо, подходят “жигулевские”), надели как надо,
собрали… Заработал!
Мотоцикл Алексея выглядит
так, будто только что с конвейера - ярко-красный, сверкающий, свежий.
Даже с шильдиками - стильными, строгими. Заводится аппарат нажатием
кнопки на руле - электростартер от “Запорожца” оживляет двигатель с
“полтычка”. Мотор работает непривычно: “стреляет” очередями по три
“выстрела” - это особенность всего роторного ряда. Смесь готовит один
карбюратор - он расположен справа по ходу. Система смазки - как у
двухтактников: бензин, смешанный с качественным маслом. К слову, одна
из причин угасания интереса к РПД состояла именно в том, что эти моторы
требуют особого масла с хорошими температурными характеристиками, а оно
в стране практически не производилось. На корпусе коробки передач
(обычной, “днепровской”, с немного переделанным приводом сцепления и
увеличенным сектором кикстартера) покоится огромный автомобильный
воздушный фильтр - РПД чутки к качеству воздуха. Спереди небольшой
радиатор и расширительный бачок (это мотор модели РД-515 жидкостного
охлаждения). В системе охлаждения - обычная вода.
Чтобы разместить радиатор,
пришлось немного “поколдовать” над баком - незначительно уменьшить его
внутренний объем. Расход топлива у мотоцикла не мал - это еще одна
“фамильная черта” роторных движков. Поэтому в штатное оснащение входит
канистра, прикрепленная к борту коляски.
Даже с пассажиром в коляске
роторный байк едет пошустрее обычного оппозита - двигатель
раскручивается мгновенно и очень чутко реагирует на открытие
дроссельной заслонки. Крутящий момент - просто потрясающий: на
четвертой передаче машина легко взбирается по крутому склону.
Красный “Днепр” с необычным
двигателем теперь в Серпухове такая же достопримечательность города,
как Высоцкий мужской монастырь или Троицкий собор. При таком хранителе,
как Алексей, можно не беспокоиться о сохранности уникального памятника
советскому мотопрому.
|