Он был словно глоток свежего воздуха
свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная
особенность ''Иж Планета-Спорт'' была прописана даже в названии. Он разительно
отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым
быстрым советским ''дорожником'' семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня
пусть и немногочисленные, но уцелевшие ''псы'' живут в сердцах и гаражах
поклонников.
Спорт не для спорта В начале семидесятых советская мотопромышленность
предлагала неизбалованному покупателю обычные дорожные мотоциклы — утилитарные и
непритязательные. Ижевский мотозавод выпускал в ту пору Иж-Планета-3 и
Иж-Юпитер-3 (включая ''колясочную'' версию 3К). Техника была достаточно надежной и
неприхотливой, однако сравнивать её с западными аналогами было бессмысленно —
ведь по сути своей ''ИЖи'' были слегка модернизированными версиями довоенного
DKW. Но в 1974 г. ижевцы буквально шокировали советских
мотолюбителей новинкой — первым серийным спортивным (!) мотоциклом
''ИжПланета-Спорт 350''. Мотоцикл был по-настоящему уникальным и непохожим на
“совковых” собратьев как внешне, так и по сути. Худой и
изящный Внешний облик ''пса'' явно создавался с оглядкой
на ''японцев'' середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным креплением,
элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом, так и в
деталях чувствуется влияние ''ветра с востока'' — в частности, Иж-ПС удивительно
похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и решением задней части — на
Yamaha 350R5 1970 г. и Kawasaki A1 Samurai 1966 г. Словом,
мотоцикл получился вполне современным. И, без всяких натяжек, красивым:
стремительный, легкий силуэт ''пэ-эски'' сразу давал понять, что данный аппарат
предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных ''отжигов''. Даже сейчас,
спустя три десятилетия с начала выпуска, ''Планета-Спорт'' не выглядит убого —
скорее, классически-спортивно. Спортивности облику добавляла и цветовая
гамма — все первые ''спорты'' были ярко-желтыми (впоследствии — оранжевыми), что в
сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей (крылья,
ободок фары, траверсы, крышка двигателя и так далее) смотрелось по-настоящему
круто. Советская фантастика
Впрочем, Иж-ПС был современным мотоциклом не только внешне. За исключением
мелочей, вроде цепи и деталей коробки передач, техническая ''начинка'' была
полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных
''ИЖей''. Так, впервые советский мотоцикл оснащался раздельной
системой смазки двигателя (!). В то время такое техническое новшество
казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор (диаметр поршня — 76 мм), кроме
того, мог похвастать японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать
внушительные по тем временам 32 л.с. при 6700 об/мин. Для ''одиночки'' с сухой
массой 135 кг это совсем немало: безумно популярная в то время в СССР
Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее ''спорта'' на целых десять
''лошадок''. Двигатель ''ПСа'' был закреплен в раме с помощью
резиновых подушек — такое техническое решение было в то время конструктивным
новшеством. Первые партии ''Иж Планета-Спорт 350” оснащались
также японским электрооборудованием Denso (как на ''Ямахе''!), благодаря чему
ижевский мотоцикл впервые соответствовал требованиям ЕЭК ООН по светотехнике.
Переднее колесо — нехарактерного для отечественных одиночек размера
3,0х19''. Благодаря высокому техническому уровню и качеству
изготовления ''спорты'' экспортировались во многие социалистические страны, где
высоко котировались даже на фоне ''Явы'' и мотоциклов MZ. В советские времена
поговаривали даже, что ''ИжПланета-Спорт'' предназначался для экспорта в
Соединенные Штаты Америки… Что ж, динамические показатели
''пэ-эски'' были “на уровне” не только по советским меркам — 140 километров
''максималки'' и десять секунд до сотни позволяли себя чувствовать на дороге
далеко не бедным родственником. Более поздние выпуски ИЖ-ПС
оснащались уже отечественным карбюратором с меньшим диффузором, вследствие чего
максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних ''спортов'' можно
по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая
изначально была прямой. Именно на этом мотоцикле многие
занимались самым настоящим моторным ''тюнингом'' — растачивали цилиндр под поршень
М-412 либо под ''поршневую'' кроссовой 500-кубовой ''чезетты''. Мощность
увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона… В то время
как стандартный ''пес'' выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа
основных узлов. Десять лет на конвейере Хотя серийный выпуск
мотоцикла начался в 1974 г., первые 500 ''псов'' были реализованы на внутреннем
рынке в период с июня по сентябрь 1975 г. Все они оснащались раздельной системой
смазки и японским электрооборудованием. К сожалению, уже к 1979 г. ''спорт''
постепенно избавили от импортных комплектующих, попутно слегка ухудшив качество
основных деталей. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились ''псы''
первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте. Кстати,
в момент начала выпуска ''спорт'' стоил около 1200 рублей, причем после изменения
конструкции цена немного снизилась. Мотоцикл продержался на
конвейере до 1985 г., после чего был снят с производства. На
базе ''ИжПланета-Спорт'' еще в апреле 1975 г. начали выпуск спортивных
мотоциклов ''Иж-М-15'' (многодневный эндуро) и ''кроссача''
''Иж-К-15''. Впрочем, двигатель ''Иж-ПС'' использовался и в более
позднем ижевском эндуро ''Иж-М-16'' (см. ''Мотодрайв'' №1-2/2006), выпускавшемся
вплоть до середины 90-х. Сегодня хорошо сохранившийся ''спорт'' —
большая редкость, которая ценится знатоками. В России за ''живой'' мотоцикл первых
лет выпуска иногда просят и больше $1000! Впрочем, это действительно особенный
мотоцикл, который в наше время является настоящим эксклюзивом из советского
прошлого.
|