Статистика неумолима – двухтактников в России
подавляющее количество. И немалое количество пользователей занимаются
совершенствованием своего «железа». Каковы возможности и пределы
двухтактных двигателей, распространенных на 1/6 части суши?
Плох тот мотоциклист, который не мечтает о
динамичном и красивом мотоцикле. Вот и начинают «оч.умелые» ручки
доводить до ума то, что под рукой… Если владельцы иномарок могут легко
осуществить полет фантазии, то большинству, увы, особо не разбежишься –
«железо» зачастую на пределе ресурса, да и финансов кот наплакал.
Далеко не все из нас в состоянии позволить себе
сразу новенький отечественный мотоцикл, не говоря уже о подержанной
иномарке. Обычно довольствуются «наследством» – у кого Jawa в гараже
осталась от отца, у кого «Минск» или «Ковровец». В порыве желания
ездить быстро, в головах некоторых рождаются мысли о модернизации. Дабы
охладить пыл этим жарким головам, сообщаем: большинство ездящих по
России мотоциклов были разработаны в далекие послевоенные годы, и
возможность их тюнинга почти полностью исчерпана заводскими
модернизациями. Так что рассчитывать на кардинальное улучшение
характеристик не стоит – все хорошее уже сделано. Кое-что, конечно,
ускользнуло из-под взгляда конструкторов, но в большинстве случаев это
«кое-что» приводит к уменьшению ресурса двигателя, повышенному расходу
и прочим побочным эффектам, которые не допустимы для серийной
продукции. Давайте разберемся – стоит ли овчинка выделки? Вообще, нужно
ли это? Возможна ли модернизация того или иного силового агрегата? А
если «да», то к чему она приведет? Для наглядности рассмотрим все
известные двухтактные силовые агрегаты мотопроизводителей бывшего
соцлагеря и разберемся в особенностях их конструкций и возможностях
доработки.
Модель: «Д-8М» производства «Красный Октябрь», г. С.-Петербург
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 45,4 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 38/40 мм
Мощность: 1,1 л.с. при 4000 об/мин
Степень сжатия: 6 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: лепестковый клапан (ЛК) отсутствует, впуск осуществляется
через цапфу коленчатого вала, что позволяет сделать фазу впуска
несимметричной, но в то же время создает дополнительное сопротивление,
устаревшая двухканальная схема продувки. Отсутствие КПП не позволяет
повышать мощность за счет оборотов – иначе на таком мопеде не тронешься
с места. Система запуска «с ходу» не дает сильно увеличивать степень
сжатия. Единственное достоинство для тюнинга – низкая стоимость деталей.
Совет: это не лучший мотор для тюнинга.
* * *
Модель: V-50, V-501 производства завода «Вайрас», г. Шауляй, Литва (снят с производства)
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 49,8 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 38/44 мм
Мощность: 1,8 л.с. при 4000 об/мин
Степень сжатия: 8 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: ЛК отсутствует, допотопный карбюратор К-60В (прозванный
«капельницей»), устаревшая двухканальная схема продувки. Не
способствуют форсировке по оборотам ряд конструктивных особенностей:
длинноходность (отношение хода поршня к его диаметру S/D = 1,16),
расположение корзины сцепления на цапфе коленчатого вала (вызывает
вибрации), малая площадь ребер охлаждения цилиндра и головки. Не
выдержат повышенной мощности откровенно слабые коленчатый вал и шатун.
Совет: несколько улучшить показатели можно, увеличив степень сжатия и
немного расширив фазы (как и насколько – знают картингисты прошлого
поколения). Однако двухступенчатая КПП сведет все усилия на нет. Лучше
поступить так же, как и владельцам «дэшников» – поискать более
достойный объект для приложения рук
* * *
Модель: «ЗиД-50» производства завода им. Дегтярева, г. Ковров
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 49,9 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 38/44 мм
Мощность: 3,5 л.с. при 6500 об/мин
Степень сжатия: 9,5 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: современная пятиканальная схема продувки с ЛК на впуске и
современным карбюратором К-39 (или «Йиков»), трехступенчатая КПП,
охлаждающие ребра большой площади. Ограниченно производятся моторы с
пятиступенчатой КПП, электростартером и системой раздельной смазки.
Недостаток двигателя – слабый подшипник нижней головки шатуна.
Основные работы по форсировке: увеличение степени сжатия, замена поршня
на более легкий и с одним кольцом, расширение фаз, установка другого ЛК
под карбюратор с большим диффузором, настройка выхлопа, изменение
системы зажигания (позволяющей реализовать повышенные обороты и
переменный угол опережения). Кроме того, имеется возможность увеличения
рабочего объема до 80 см3. Опыт показывает, что перечисленные
мероприятия повышают мощность 50-кубового двигателя до 6-7 л. с., а
«восьмидесятки» – 9-11 л.с. при 8-12 тыс. об/мин.
Совет: обратите внимание на этот двигатель – лучшего из отечественных
«полтинников» не найти, на него стоит тратить деньги и свое время.
* * *
Модель: ММВЗ-3.113 производства «Мото-Вело», г. Минск, Белоруссия
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 123 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 52/58 мм
Мощность: 11 л.с. при 6500 об/мин
Степень сжатия: 9,5 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: ЛК отсутствует, устаревшая двухканальная схема продувки.
Тем не менее, на заводских модификациях для спорта достигались
показатели: у «кроссачей» – 20 л.с. при 8500 об/мин, у «кольцевых»
мотоциклов и картов – 24 л.с. при 10000 об/мин (степень сжатия 14). У
этих моторов имелся третий продувочный канал в цилиндре, расширенные
фазы газораспределения, карбюратор с диффузором 33-34 мм, зажигание
типа «Мотоплат». На облегченный поршень устанавливалось одно стальное
L-образное компрессионное хромированное кольцо. Также усиливались
шатун, коленчатый вал, корзина сцепления. К сожалению, увеличение
рабочего объема до 200 см3, равно как и установка ЛК, невозможны без
модернизации картера.
Совет: если решите связаться с «минскими» двигателями, проконсультируйтесь по ряду технических вопросов у картингистов.
* * *
Модель: «ЗиД-200» производства завода им. Дегтярева, г. Ковров
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 197 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 65/58 мм
Мощность: 15 л.с. при 6500 об/мин
Степень сжатия: 9,5 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: бесконтактная
Особенности: достаточно современный короткоходный двигатель (S/D =
0,89) с трехканальной продувкой и ЛК на впуске (по типу пионерской в
свое время «ямаховской» схемы). Опыт создания заводом модификаций для
спорта показывает, что предел форсировки даже старых 175-кубовых
моторов без ЛК и с контактной системой зажигания – 24 л.с. У этих
двигателей увеличивалась степень сжатия (до 14), расширялись фазы
газораспределения, продувка улучшалась введением дополнительных каналов
и повышались обороты (до 8000). Карбюратор имел диффузор 32 мм, выпуск
– настроенный на повышенные обороты. Естественно, ресурс таких моторов
существенно снижается. Возможно, кому-то посчастливится достать
мотобольный двигатель СМБ-2 – он отличается от серийного «ЗиД-200»
картером, поршнем, цилиндром и головкой с увеличенным оребрением. Шесть
продувочных каналов, шестипластинчатый лепестковый клапан, увеличенная
степень сжатия и настроенный выпуск – все это было заложено уже на
заводе в распространенные мотобольные моторы. Помимо 175-кубовых
двигателей небольшими партиями выпускались 250-кубовые версии.
Ограничивает возможности мотора четырехступенчатая КПП.
Совет: в качестве «платформы» по тюнингу имеет смысл все-таки поискать
именно 250-кубовую «мотоболку» (в крайнем случае – 175-кубовую). Это
самые «продвинутые» отечественные двигатели для легких мотоциклов
класса «эндуро».
* * *
Модель: «ТМЗ-200» производства Тульского машиностроительного завода им. Рябикова, г. Тула (снят с производства)
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 199 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 62/66 мм
Мощность: 13 л.с. при 5200 об/мин
Степень сжатия: 8,5 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: умеренно длинноходный двигатель (S/D=1,07), изначально
предназначенный только для мотороллеров (спортивных модификаций не
было). Форсировка по оборотам ограничена массивным ротором
династартера, своеобразной системой продувки и практически не
работающем ЛК на впуске. Кроме того, на обычных мото лишней окажется
система принудительного охлаждения. Единственное достоинство мотора –
«неубиваемая» КПП.
Совет: не связывайтесь с этим мотором.
* * *
Модель: «ИЖ-Планета 5» производства «Ижмаш-Мото», г. Ижевск
Тип двигателя: одноцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 346 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 72/85 мм
Мощность: 22 л.с. при 4850 об/мин
Степень сжатия: 8,5 (под 76-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: крайне «дремучий» двигатель (почти 50 лет без существенной
модернизации), без ЛК и с контактным зажиганием. Кроме того, он
длинноходный (S/D = 1,18), с массивными щеками коленчатого вала, что
препятствует форсировке по частоте вращения коленвала. Хотя в прошлом
на таких двигателях гонялись, давно никто в мире не делает
одноцилиндровые 2Т моторы такого рабочего объема.
Совет: не берите за основу для форсировки мотор «П-5». Уж если что
делать – поищите двигатель «Иж-Планеты Спорт» или кроссовых моделей
«К-15», «М-15». В штатном исполнении это короткоходный мотор (S/D=0,98)
со степенью сжатия 10, карбюратором «Микуни» и многоканальной продувкой
выдавал 32 «лошади». Если установить ЛК (такое практиковали кроссовики
прошлого поколения), возможно «снять» до 40-45 л.с.
* * *
Модель: «ИЖ-Юпитер 5» производства «Ижмаш-Мото», г. Ижевск
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 347,6 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 62/57,6 мм
Мощность: 24 л.с. при 5000 об/мин
Степень сжатия: 9,3 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: короткоходный (S/D=0,93) двигатель, хотя и без ЛК, но
легко поддающийся форсировке. Конструкция позволяет установить два
карбюратора и улучшить продувку, а при некоторой смекалке – установить
ЛК или цилиндры большего диаметра (доводят рабочий объем до 500 куб.
см). При форсировке по оборотам заменяют систему зажигания на
бесконтактную с датчиком Холла.
Совет: за основу для дальнейших работ имеет смысл брать самую
«продвинутую» заводскую модель – «Ю-4» (28 л.с. при 5900 об/мин). Ее
мощность реально поднять до 40-45 л.с. при 7-8 тыс. об/мин. Возможности
форсировки «Юпитера» с жидкостным охлаждением более ограничены.
* * *
Модель: «Ява-350/634» производства Чехии (снят с производства)
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 343,5 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 58/65 мм
Мощность: 21л.с. при 5250 об/мин
Степень сжатия: 9,2 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: длинноходный мотор (S/D=1,12), с массивным коленчатым
валом и контактной системой зажигания не дают повышать обороты, а
значит, и мощность. Так же ограничивают возможности форсировки чугунные
цилиндры (плохой теплоотвод), и их крепление тремя шпильками.
Конструкция картера не позволяет установить ЛК и два карбюратора. Кроме
того, в угоду малой ширине двигателя, он имеет примитивную
несимметричную двухканальную продувку.
Совет: смиритесь, что много «выжать» из «явского» двигателя не удастся,
хорошо бы достичь заявленных заводом показателей. Для этого тоже нужно
потрудиться, убрав технологические огрехи.
* * *
Модель: «Ява-350/638» производства Чехии
Тип двигателя: двухцилиндровый 2Т
Рабочий объем: 343,5 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 58/65 мм
Мощность: 26 л.с. при 5500 об/мин
Степень сжатия: 10,2 (под 92-ой бензин)
Система зажигания: контактная
Особенности: этот двигатель дает больше свободы для творческой «ловли
блох», по сравнению с рассмотренной 634 моделью. Он имеет алюминиевую
рубашку цилиндров, которая способна рассеять больше тепла (от
повышенной мощности). Выпрессовав гильзу, можно доработать продувочные
окна и даже сделать дополнительные каналы, что потребуется при
установке лепесткового клапана. Также возможна установка двух
карбюраторов и бесконтактного зажигания. Однако вряд ли все это вместе
позволит получить больше 30-35 л.с.
Совет: тюнинг «Явы» – занятие неблагодарное, расходы на запчасти
велики, а отдача – не очень... Не проще ли пойти другим путем: сразу
купить «заряженного» на заводе «японца»?
|