Завод в Тынеце над Сазавой работал на полную катушку и эшелонами
экспортировал мотоциклы в СССР. Они принципиально не отличались от
2-тактных совецких мотоциклов, однако “Ява” (Jawa) брала качеством и
лучшими характеристиками… и вот наступили другие времена. Российские
предприниматели долго не отваживались становиться дилерами “Ява” -
думали, не заработаешь. Но все же нашлись смельчаки…
“Ява” Dandy совершенно не похож на классическую “Ява”. Это скорее
мопед, оснащенный 4-тактным двигателем объемом 125 см3. И хотя в ту же
базу чехи устанавливают и 2-тактники объемами 50 и 100 см3. Но четыре
такта, как не крути, приятней, и звук лучше. И не надо дышать горелым
маслом.
Подготовка мотоцикла к езде сводится к тому, что нужно лишь
заполнить электролитом аккумулятор. Впрочем, мотоцикл заводится и с
помощью кикстартера, без батареи. В российских условиях это несомненное
достоинство.
Ощутить массу эмоций от общения с 125-кубовым мотиком не ожидает ни
кто. Но когда выезжаешь на “Ява” Dandy 125 на улицу, где в полуденной
летней жаре тысячи автомобилистов парятся в своих жестянках -
чувствуешь себя на высоте положения. Мотоцикл, плоский, как селедка,
без труда протискивался в просветы, непролазные даже для
“среднеупитанного” скутеpa. Иногда мешают зеркала - они торчат в разные
стороны как усы таракана, но и это неудобство легко устранимо: в
безвыходных ситуациях их можно просто скложить, поворачивая кронштейны
вовнутрь “салона”.
“Ява” Dandy юркий, а еще неплохой спринтер. Правда, чтобы оторваться
от потока, ручку “газа” приходится выкручивать на полную и перебирать
передачи. КПП работает четко. И очень важно, что передаточные
соотношения оптимальны: 1-2,76; 2-1,88; 3-1,4; 4-1,13 и 5-0,96. У
чешского мотора японские корни: его производят на Тайване по лицензии
Honda - делают качественно, не портят японскую репутацию. На прямиках
движок уверенно разгоняет Dandy до 100 км/ч (по спидометру), и тогда
стрелка тахометра пляшет между значениями 8500-9000 об/мин.
“Ява” Dandy Быстро и разгоняется, и останавливается: дисковые
тормоза с гидравлическим приводом на обоих колесах. Цепкие и
“чувственные”, они создают абсолютную возможность контролировать
торможение. И еще - поставить мотоцикл на переднее колесо с такими
тормозами не составит особого труда.
Оценку подвескам дайте сами: с ними пересекать трамвайные пути и
брусчатку можно не сбрасывая скорость (это дает дополнительное
преимущество в соперничестве с автомобилистами за лидерство на дорожной
полосе). Передняя вилка довольно мягкая и слабая на скручивание - у нее
слабоваты траверсы, но при тесте ее ни разу не “пробило”. Вполне
вероятно, что такая характеристика заложена производителями. Задняя
оснащена моноамортизатором, что хорошо уже само по себе: обычно
малокубатурные мотоциклы подобными изысками седоков не балуют. Ее
работу можно оценить на твердую четверку.
И об эргономике: с ней у Dandy все в порядке. Удобная классическая
посадка, хорошо читаемые приборы, даже в дневном свете свечение
контрольных лампочек не “растворяется”. К сожалению, приборную панель
дизайнеры обделили вниманием, да и кнопочки-переключатели выполнены в
непривычно мелком “формате”. Тем не менее, за день общения с мотоциклом
к ним легко привыкнуть.
Jawa Dandy - хороший аппарат для неспешных мотоциклистов, много
ездящих по городу и позволяющих себе такие выходки, как езда вдоль и
поперек бордюров. И еще: этот мотоцикл практически не привлекает
внимания ГИБДД - они принимают его за мопед.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
Общие данные |
Модель |
Jawa Dandy 125 |
Год дебюта |
1998 |
Сухая масса, кг |
103 |
База, мм |
1330 |
Габаритные размеры, мм |
2085×705x1055 |
Объем бензобака, л |
6,5 |
Двигатель |
Тип |
1-цилиндровый, 4-тактный |
Система газораспределения |
ОНС |
Рабочий объем, см3 |
124 |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
56,5×49,5 |
Максимальная мощность, л. с. при об/мин |
10/8200 |
Максимальный крутящий момент, Н.м при об/мин |
9,2/7000 |
Система охлаждения |
воздушная |
Система питания |
карбюраторная |
Система пуска |
электростартер |
Трансмиссия |
Сцепление |
многодисковое в масляной ванне |
Коробка передач |
5-ступенчатая |
Главная передача |
цепью |
Ходовая часть |
Рама |
дуплексная, стальная |
Передняя вилка |
телескопическая |
Задняя подвеска |
маятниковая, моноамортизатор |
Тормоза: |
|
передний |
220-мм диск, 1-поршневая скоба |
зданий |
180-мм диск, 1-поршневая скоба |
Передняя шина |
2,75×17 |
Задняя шина |
3×17 |
Динамика и экономичность |
Максимальная скорость, км/ч |
108 |
Расход топлива (средний), л/100 км |
4-5 |
|