Иван
Олифир из украинского города Борзна (Черниговская обл.) установил на
"Днепр" чешский одноцилиндровый 2-тактный бесклапанный дизель с
непосредственным впрыском. Такие двигатели (1Д90Т) обычно используются
в компрессорах, генераторах и мини-тракторах. Стоит новый мотор в
Украине около $500, а капитально отремонтированный на ремзаводе
обойдется на треть дешевле.
Чтобы установить дизель и соединить его с коробкой передач, Олифир
разрезал раму и удлинил ее на 38 мм. На маховик, имевшийся на дизеле,
"посадил" серийный маховик от МТ, работающий в паре с "родным"
сцеплением. Чтобы скомпоновать двигатель с КП, потребовалось выточить
дюралевый переходник.
Все приборы на мотоцикле штатные, добавился только указатель температуры головки цилиндра да появилась кнопка электростартера.
Главная передача осталась прежней - "восьмерка", с передаточным числом
4,62. А вот коробку передач пришлось немного переделать - установить
четвертую передачу "наоборот" (с переставленными шестернями). В
результате передаточное число на четвертой передаче уменьшилось
примерно до 0,8. Это потребовалось сделать, так как дизель достаточно
тихоходный и развивает всего 2200 об/мин.
С такой трансмиссией двигатель работает вполне нормально - может тянуть
мотоцикл чуть ли не с тонной груза и в то же время нормально везти по
асфальту со скоростью 65-70 км/ч.
А что же экономичность? Ведь все 2-тактные двигатели, включая
дизельные, как раз и отличаются повышенным расходом топлива. Тем не
менее, МТ-11 с дизелем стал более чем вдвое экономичней "днепровского"
мотора - расходует в среднем 3,2-3,5 л/100 км. И все равно на коляске
пришлось разместить дополнительный 9-литровый топливный бачок - он
выполняет роль резервного. Ведь на место штатного бензобака, из-за
того, что дизель выше обычного двигателя, пришлось установить
12-литровый от "Ковровца". Запаса горючего в двух баках дизельному
"Днепру" хватает на 600-700 км пробега.
Динамика разгона вполне приемлемая (хотя, конечно,чуть хуже, чем у
"Днепра" со штатным мотором): модернизированный "Днепр" не столь
стремительно, но вполне уверенно разгоняется до максимальной скорости
90 км/ч. Благодаря принудительному охлаждению, он никогда не
перегревается, что особенно важно на бездорожье или в случае, когда
груженому мотоциклу приходится двигаться с небольшой скоростью. А
именно в таких режимах и трудятся в глубинке мотоциклы с коляской.
На все про все - от возникновения идеи и до первой поездки дизельного
мотоцикла - ушло около четырех лет. Но если подсчитать "чистое" время,
затраченное на переделку и создание "Тайка" (так назвал мотоцикл), то
что-то около трех-четырех месяцев, ведь возился в свободное от работы и
от других дел время.
Переделать мотоцикл мало - его еще нужно зарегистрировать в
автоинспекции. Обратился на Киевский мотозавод, и главный конструктор
дал разрешение на переоборудование. А это - "пропуск" к регистрации.
За 10 лет, минувшие с момента создания "Тайка", наездил немногим более
7 тысяч км. Мало? Но ведь Иван Олифир создал столько самоделок, что
просто не успевает помногу ездить на всех.