Меню сайта
Купить этот сайт
Категории каталога
другое [148]
наши моты [57]
бюджетные иномарки [4]
иномарки [19]
малыши 50-125 куб.см. [7]
до 70х годов в СССР [11]
мотопутешествия [6]
кроссовые мотоциклы [26]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Новеньких: 1
Наших: 0
Пятница, 27.12.2024, 19:49
Приветствую Вас залётный | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Russian Moto
Форма входа
Главная » Статьи » наши моты

Рождение мотоцикла JAWA
В 1929 году оружейный завод Франтишека Янечека начал производство мотоциклов по лицензии немецкой компании Wanderer. Мировую известность компании принесло послевоенное семейство мотоциклов с двухтактными моторами рабочим объемом 250 и 350 см3. В последние годы компания Jawa (с 1997 года — Jawa Moto spol. s.r.o.) значительно сократила объемы производства, выпуская около 10 000 мотоциклов в год
 
В этой статье рассказывается об истории развития Jawa и некоторых других мотоциклетных фирм Чехословакии, от которых эта история неотделима. Статья написана по материалам двухтомника А.Воронцова "Мотоциклы" (совместное издание "Виктория" и "АСТ"), книги весьма рекомендуемой всем любителям истории мотоциклов.
 
Рождение 
В 10-20-х годах ХХ века в индустриально развитой Чехословакии было множество фирм, мастерских, производивших мелкосерийно мототехнику. Некоторые мотоциклы были и знамениты и примечательны. Достаточно вспомнить удивительный Bohmerland (самый длинный серийный мотоцикл за всю историю) или BD500 Франтишека Коха, выпускавшийся на заводе "Брейтфельд-Данек". Однако история самой знаменитой чехословацкой марки началась в Германии в 1928 году, когда немецкая фирма Wanderer, не выдерживая конкуренции с BMW, решила полностью перейти на выпуск автомобилей. В это же время в Чехословакии владелец оружейного завода Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся заказов на вооружение решил переориентироваться на выпуск мотоциклов. В 1929 году он купил у Wanderer лицензии на новейшую 500-кубовую модель с приводом на заднее колесо карданным валом и промышленное оборудование для ее производства. Название торговой марки было образовано из первых букв имен "родителей": Janechek+Wanderer=Jawa. Такое вот рождение. Но тяжелый мотоцикл находил слишком мало покупателей в условиях начавшегося экономического кризиса. Нужна была новая модель, и для ее разработки был приглашен английский конструктор Джордж Уильям Патчетт, работавший ранее в фирмах Brough Superior, "Жак-Инвой" и FN. Патчетт разработал простой легкий мотоцикл с характерной рамой из штампованных профилей и 175-кубовым двухтактным двигателем Viliers (в Чехословакии вскоре освоили производство этого двигателя по лицензии). Мотоцикл дебютировал в 1932 году и сразу же завоевал признание чешских мотоциклистов. Вслед за ним последовали его усовершенствованные варианты, а в 1935 году - 250-кубовый мотоцикл с продувкой по патенту Шнурле. Для любителей более мощных мотоциклов выпускалась 350-кубовая модель, с четырехтактным двигателем, нижнеклапанным с 1934 по 1936 год, а с 1935 - и верхнеклапанным. Очень популярной стала выпущенная в 1937 году 100-кубовая Jawa-Robot, разработанная молодым конструктором Иосифом Иозефом.
     Примерно в это же время к производству мотоциклов решил обратиться и другой чешский оружейный завод - CZ. Завод, который после войны стал частью объединения Jawa. В 1930 году он выпустил небольшую партию мотовелосипедов с двигателем, установленным на переднем колесе. Однако, опыт эксплуатации показал малую пригодность такой схемы, и с 1932 года завод освоил серийное производство мотовелосипедов с двухтактным двигателем с рабочим объемом 76 куб.см., установленным в обычном месте - в нижней части рамы. Через год была выпущена 100-кубовая модель, а в 1934 году - 175-кубовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем и двойной штампованной рамой. Его дополнили в 1936 году 250-кубовый вариант, а в 1938 - одноцилиндровый 350-кубовый и двухцилиндровый (также двухтактный) 500-кубовый. Перед самой войной в 1939 году был разработан легкий мотоцикл со 125-кубовым двигателем и трубчатой рамой, ставший основой для разработки послевоенных типов.
     Были в предвоенной Чехословакии и другие производители мотоциклов. Франтишек Кох спроектировал новый вариант своей известной "500-ки" - с 350-кубовым четырехтактным двигателем и приводом на заднее колесо карданным валом. Этот мотоцикл выпускался с 1930 по 1937 год под маркой Praha на заводе, производившем одноименные автомобили. Вплоть до начала войны продолжалось производство и фантастического Bohmerland. В 1937 году у него появился "народный" вариант с более короткой рамой и одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 346 куб.см.
     В целом, довоенные чешские мотоциклы имели достаточно высокое качество и практически вытеснили все импортные мотоциклы с рынка Чехословакии, хотя были все же мало известны за ее пределами. 
      
Война и возрождение
В годы оккупации заводы Jawa занимались ремонтом немецкой военной техники (в том числе и мотоциклов) и изготовлением деталей военного снаряжения. Но, несмотря на то, что работа над гражданскими изделиями приравнивалась к саботажу и наказывалась беспощадно, конструкторская работа не затихала ни на минуту. Удалось даже провести испытания серии экспериментальных мотоциклов пробегом в 100 тысяч километров - с эмблемами DKW на бензобаке и в военной раскраске под видом обкатки отремонтированных немецких мотоциклов. В результате Jawa оказалась самой подготовленной к мировому производству. Уже в 1945 году началась сборка моделей довоенного образца - в годы войны удалось спрятать около 8,5 тысяч комплектов деталей. А в 1946 году на Парижском автосалоне дебютировала тайно спроектированная и испытанная в годы войны Jawa-250. Созданная Иосифом Иозефом конструкция вызвала сенсацию. В то время как конкуренты предлагали варианты довоенных моделей, Jawa была действительно новым мотоциклом:
     - Одноцилиндровый двухтактный двигатель с возвратно-переменной продувкой, в блоке с четырехступенчатой коробкой передач с автоматом выключения сцепления;
     - Одинарная рама из стальных труб квадратного сечения;
     - Передняя телескопическая вилка, свечная задняя подвеска.
     Весь мотоцикл имел на редкость ладный и законченный облик: кожух фары плавно переходил в верхний чехол вилки, карбюратор был закрыт специальным кожухом и даже провода были упрятаны в раму. Собственно, вот оно - рождение "Чекушки".
     В 1948 году появился и двухцилиндровый 350-кубовый вариант этой модели. Тогда же был спроектирован и гоночный мотоцикл с двухцилиндровым четырехтактным двигателе рабочим объемом 498 куб.см. и верхним распределительным валом, конструктивно сходным с довоенным двигателем бельгийской фирмы FN. С 1952 по 1958 годы выпускалась также дорожная версия мотоцикла с этим двигателем. В те времена Jawa была полноправным участником мировой конструкторской мысли. Так фирма Derbi, начиная с 1949 года, выпускала мотоциклы с двухтактными двигателями самого различного формата - от 100 куб.см. до двухцилиндровой 350-кубовой машины, очень напоминавшей разработки Jawa.
     После Второй Мировой войны Чехословакии было суждено попасть в объятия "Большого Брата" с Востока. Крупнейшие машиностроительные предприятия, в том числе мотоциклетные, были национализированы. Надо отдать должное - чехи смогли в полной мере использовать преимущества плановой системы. В конце 50-х годов чехословацкие мотоциклы экспортировались в 120 стран мира. Должное нужно отдать и "Большому Брату" - за без малого 50 лет советской власти подававшее столь большие надежды чешское мотостроение было развалено. Однако вернемся в славное прошлое. 
      
Золотые 50-е 
В 1953 году мотоциклы Jawa получили усовершенствованную переднюю вилку, маятниковую заднюю подвеску и новую облицовку. Именно в этом виде мотоциклы Jawa стали знакомы и нашим мотоциклистам - в середине 50-х годов начался их экспорт в Советский Союз, вскоре ставший главным покупателем чехословацких мотоциклов. В 1955 году на заводе, выпускавшем ранее легкие мотоциклы "Манет", начался выпуск 50-кубовых Jawa-Pioneer - популярный в ту пору симбиоз мотороллера и мопеда. Примечательны были успехи Jawa и на спортивных трассах. Специальные гоночные мотоциклы завоевали уважение соперников на гоночных трассах, а практически серийные Jawa в 40-50-х годах шесть раз приводили команду Чехословакии к победе в международных 6-дневных мотосоревнованиях.
     Завод CZ после войны возобновил производство разработанного в конце 30-х годов легкого мотоцикла с двухтактным двигателем рабочим объемом 123 куб.см. Конструкция непрерывно совершенствовалась - в 1948 году мотоцикл получил переднюю телескопическую вилку, а через два года и свечную заднюю подвеску, но все же устаревшая конструкция уже не была конкурентно способна. В 1954 году ее сменили спроектированные на заводе Jawa мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными двигателями, рабочим объемом 123 и 148 куб.см. (вскоре рабочий объем большего двигателя был увеличен до 171.7 куб.см.). Эти мотоциклы и по ходовой части, и даже по внешнему виду были тесно унифицированы с мотоциклами Jawa да и само мотопроизводство было к тому времени в организационном отношении подчинено Jawa.
     Впрочем, два направления в развитии мотопродукции CZ оставались самостоятельными. Замечательные гоночные мотоциклы имели одноцилиндровые четырехтактные двигатели с одним, а позднее с двумя верхними распределительными валами, разработанные Ярославом Вальтером. Другой чешский конструктор Ярослав Кох, известный своими довоенными мотоциклами Praha, разработал мотороллер Cezeta с оригинальным несущим кузовом и 175-кубовым двухтактным двигателем - его серийное производство началось в 1957 году.
     В 1949 году чешский гонщик В.Станислав уговорил своего приятеля Ярослава Шимандла, работавшего в испытательном отделе завода Jawa, заняться изготовлением запасных частей для двигателей английской фирмы JAP, в ту пору имевших монопольное распространение в трековых гонках. Опыт оказался удачным, и вскоре Шимандл смог изготовить точную копию английского мотора. Изготовив три десятка двигателей, он решил, что накопил достаточный опыт и принялся за разработку собственного варианта. Этот двигатель, получивший марку "Eso S-45", обладал немалыми преимуществами перед английским прототипом и немалыми возможностями для дальнейшей доводки. К первоначальному варианту - 500-кубовому верхнеклапанному двигателю без коробки передач для трековых гонок - вскоре были добавлены варианты с коробкой передач для шоссейных гонок и мотокросса. 
      
Тревожные и спортивные 60-е 
В 60-х годах правительство Чехословакии решило провести перестройку мотоциклетной промышленности. На "высшем" уровне было решено дать приоритет развитию полупроводниковой промышленности, и под производство этих элементов не было найдено завода лучше, чем головной завод объединения Jawa в Праге. Производство мотоциклов было переведено на другой завод, а изготовление двигателя, передних вилок и ступиц колес было отдано заводу CZ. Воспользовавшись случаем, конструкторы решили на обоих заводах выпускать унифицированное семейство с общей ходовой частью для всех мотоциклов - от 125 до 350 куб.см. Однако, требования рынка все же пробивались и сквозь железный занавес. Так для искушенных западных рынков в 1968 году было начато производство варианта Californian с раздельной системой смазки, увеличенной мощностью двигателя и более современным внешним видом. Под маркой Jawa на заводе в словацком городе Поважске Быстрице изготавливались также легкие 50-кубовые мотоциклы. В 1967 году на этом заводе началось производство мотоцикла Jawa-90 с одноцилиндровым двухтактным двигателем с дисковым золотником на впуске и 5-ступенчатой коробкой передач.
     Компенсацией за потерю пражского завода стал завод Eso, присоединенный к объединению Jawa в 1964 году. Производство конкурирующих кроссовых мотоциклов было прекращено, зато расширено изготовление мотоциклов для спидвея. Верным приверженцем марки стал трехкратный чемпион мира по спидвею новозеландец Гарри Бригтс. Он занялся активной рекламой и продажей трековых мотоциклов Jawa. И лучшей рекламой стал выигранный им в 1966 году титул чемпиона мира - четвертый для него и первый для Jawa.
     В спортивных соревнованиях Jawa в 60-е годы отдавала должное и мотокроссам, и многодневным соревнованиям, но все-таки главные усилия были сосредоточены на шоссейно-кольцевых гонках. Лучшим годом для фирмы стал 1961, когда чешский гонщик Франтишек Штястны занял второе место в чемпионате мира в классе 350 куб.см., а его товарищ по команде Густав Гавел - третье. С середины 60-х годов Jawa отдает предпочтение двухтактным гоночным двигателям. Вершиной стал созданный в конце десятилетия мотоцикл с четырехцилиндровым V-образным двигателем с жидкостным охлаждением и дисковыми золотниками на впуске. Итальянец Сильвио Грассетти на этом мотоцикле занял второе место в классе 350 куб.см. на чемпионате мира в 1969 году.
     Завод CZ выпускал мотоциклы унифицированного семейства с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом от 125 до 250 куб.см. Но скоро стало ясно, что с унификацией перехватили - слишком уж тяжелыми получились "легкие мотоциклы". Так в 1968 году появилось совершенно новое семейство мотоциклов, с современной внешностью и одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 125 и 172 куб.см. В 1962 году на заводе был создан специальный кроссовый мотоцикл класса 250 куб.см. с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Конструкция оказалась исключительно удачной: в 1963 году гонщики на этом мотоцикле, в том числе и наш Григорьев, заняли места со второго по четвертое в чемпионате мира. А затем началась победная серия:
     - В 1964, 1968 и 1969 годах чемпионом мира на мотоцикле CZ был легендарный бельгиец Жоэль Робер,
     - В 1965 году - наш Виктор Арбеков,
     - С 1966 по 1968 год (три года подряд!) - гонщик из ГДР Пауль Фридрихс выигрывал на чешском мотоцикле титул в классе 500 куб.см.
     Выступления чешской марки в шоссейно-кольцевых гонках были менее удачны даже по сравнению с Jawa. В этом виде спорта CZ оставался верен четырехтактным двигателям, создав в конце 60-х годов уникальный мотоцикл с 350-кубовым четырехцилиндровым V-образным двигателем.
     Успех был столь очевиден, что, столкнувшись в середине 60-х годов с конкуренцией более совершенных мотоциклов CZ, шведские конструкторы Husqvarna разработали новое семейство с одноцилиндровыми двухтактными двигателями и для класса 250 куб.см., и для класса 500 куб.см. В 60-х годах начала активно расти на выпуске успешных европейских моделей мотопромышленность Индии. Так в 1961 году завод Ideal-Jawa в Индии начал производство мотоцикла Jawa-250. 
     
    

В плену развитого социализма 70-х 
Но время шло, а мотопродукция Чехословакии ориентированная главным образом на экспорт в СССР и другие страны восточного блока, все более отставала от мирового уровня. На западных рынках мотоциклы чешского производства находили все меньше покупателей. В 70-е годы в программе Jawa главной новостью стала новая модель Jawa-350/634, серийное производство которой началось в 1973 году. Модернизированный двухцилиндровый двухтактный двигатель, был установлен в новую раму - трубчатую, дуплексного типа, созданную на основе превосходных спортивных мотоциклов фирмы. Эта модель была ориентирована на требования рынка СССР и стала единственным дорожным мотоциклом в программе фирмы. Единственной альтернативой стал мопед Jawa-Babetta, производство которого началось в 1971 году на филиале в Поважске Быстрице. Очень похожий на Puch-Maxi, он имел одноцилиндровый двухтактный горизонтальный двигатель, с автоматическим сцеплением без коробки передач. Успешными были спортивные мотоциклы марки Jawa для спидвея, гонок на льду (практически монополисты в этом виде спорта) и многодневных соревнований (команда Чехословакии на мотоциклах Jawa семь раз с 1970 по 1974, 1977 и 1978 годах - выигрывала главные призы международных шестидневных соревнований).
     Достаточно популярными были легкие мотоциклы CZ - к дорожным вариантам с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 123 и 172 куб.см. в 1970 году были добавлены мотоциклы в стиле "эндуро". В середине 70-х годов гамма дорожных мотоциклов пополнилась моделями с двухцилиндровыми двухтактными моторами - 250-кубовая в 1974 и 350-кубовая в 1975 году. Но спортивные мотоциклы CZ в 70-е годы утратили свою былую репутацию "машин для чемпионов", хотя заводские гонщики на специально подготовленных мотоциклах несколько раз были близки к покорению чемпионских званий в мотокроссе. 
      
Эпилог 
К началу 80-х годов сложился новый "классический" облик мотоцикла в который совсем не вписывалась продукция мотоциклетной промышленности Чехословакии, ориентированной главным образом на необъятный мотоциклетный рынок СССР. Мир повернулся в сторону четырехтактных двигателей даже в малых кубатурах. А двигатели рабочим объемом свыше 250 куб.см. (за исключением спортивных) вообще стали четырехтактными поголовно - кроме устаревших конструкций из СССР и Чехословакии. Газораспределение с помощью дискового золотника утратило былую популярность - достаточно хорошие показатели стали снимать с моторов с обычным газораспределением с помощью поршня. Необычайно привлекательной оказалась возрожденная фирмой "Ямаха" схема с лепестковым клапаном на впуске - простейший способ увеличить фазу впуска, избегнув при этом обратного выброса смеси. В общем, для Запада Jawa просто перестала существовать. После распада восточного блока и СССР и перехода на расчеты в свободно-конвертируемой валюте, оказалось, что охотников покупать мотоциклы Jawa и в России не находится. Это привело к жесточайшему кризису сбыта, выход из которого лишь намечается.
     В самом тяжелом положении оказался головной завод объединения Jawa, 350-кубовый мотоцикл завоевавший столь добрую славу на нынешнем рынке, на Западе оказался никому не нужен. Не помогла делу и модернизация - установка дискового тормоза и новой облицовки. Хотя завод "скорее жив, чем мертв", но пока никто не знает, удастся ли ему выбраться из этой ситуации. Возможно спасет его появившаяся в 1993 году совершенно новая модель мотоцикла в стиле эндуро с современным одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 250 куб.см. с пятиступенчатой коробкой передач, жидкостным охлаждением, задней подвеской с центральным моноамортизатором. Проблемы со сбытом не в такой степени заботят два отделения, также несущих марку Jawa. Завод в Дивишове, выпускающий спортивные мотоциклы для трековых гонок и гонок по льду, по-прежнему собирает каждый год несколько чемпионских титулов и наслаждается неубывающим спросом ведущих гонщиков всего мира. Завод в Словакии, выпускающий мопеды Babetta, получил самостоятельность еще в 1986 году и выпускает современные машины с автоматической двухступенчатой коробкой передач.
     Крупное промышленное объединение, выпускающее мотоциклы CZ, в меньшей мере ощутило проблемы сбыта благодаря своей многопрофильности: освободившиеся мощности оно перевело на выпуск другой продукции. Кроме того, ему удалось достичь договоренности с итальянским концерном Cagiva. После распада бывшего социалистического блока представители Cagiva побывали на всех крупных мотозаводах Восточной Европы. Выбор пал на фирму CZ и в 1993 году началось производство легких мотоциклов Cagiva Blues 125 по итальянской документации. Готовится к производству также 180-кубовый четырехтактный двигатель собственной конструкции. 
      
Восхождение чешской звезды (маркетинг 30-х) 
Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в "Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов" (есть такая на Западе), едва наберется десяток таких как ЯВА, - со столь богатой историей.
     Началась она в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы "Вандерер" (на начальных слогов этих фамилий, как навестив, родилось название ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 498,7 см3 и мощностью 18 л. с./ 13 кВт, не имевшая коммерческого успеха. Этот успех пришел двумя годами позже, когда Янечек сделал другой выбор - легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Последний выпускали по английской лицензии "Вилльерса". Он имел рабочий объем 172,6 см и мощность 5,5 л. с./ 3,4 "Вт.
     Сегодня такой шаг можно было назвать покупкой "ноу-хау", поскольку в не оправившейся еще от кризиса Чехословакии именно в это время остро ощущалась нужда в неприхотливом и недорогом мотоцикле. Этим требованиям тогда полностью удовлетворяла ЯВА-175. Но может быть не менее важно и то, что "виллиерка" определила направление, характерные черты для всех поколений этой марки: простоту и надежность, элегантность и доступность в цене.
     Такой была и появившаяся в 1934 году ЯВА-330 - первый мотоцикл, полностью сконструированный на "янечкарне" (так называли предприятие Янечека), и созданная годом позже ЯВА-250, и мопед ЯВА-100 "Робот" 1937 года - первое детище известного впоследствии конструктора Йозефа Йозифа. Эти же принципы простоты и надежности были заложены в послевоенных "явских" моделях, вызвавших сенсацию в мотоциклетном мире и на несколько лет определивших в Европе развитие конструкции мотоциклов,
     Всего было выпущено 27 535 штук ЯВЫ-175 - по тем временем очень большое количество. Они сохранялись в программе завода до 1946 годе, исключая, конечно, время войны, К 1937 году с чехословацкого рынке были почти полностью вытеснены мотоциклы зарубежных марок: их осталось всего 6% против 94 в 1931 году.
     Здесь не представляется возможным хотя бы перечислить созданные за 60 лет на ЯВЕ типы, модели, модификации дорожных и спортивных машин с их
     характеристиками. Да и вряд ли это нужно. Отмечая юбилей марки, лучше вспомним отдельные страницы ее истории.
     Советские мотоциклисты знают модели ЯВЫ более чем за тридцать лет. Как-никак в это время к нам поступило без малого 2 миллиона машин. Достаточно информированы они и о спортивных успехах ЯВЫ, с которыми связаны многие победы советских гонщиков. Но, можно полагать, мало кто слышал, что на заводах Янечека (он, кстати, в 1938 году был одним из главных кандидатов на пост президента республики) стали с 1934 года строить автомобили. Первый из них, лицензионный ЯВА-700, оснащался двухцилиндровым двухтактным двигателем 684 см3 мощностью 20 л, с,/ 14,7 кВт. Это был автомобиль с передним приводом, Масса его составляла 690 кг, а скорость достигала 90 км/ч. Сборка ЯВЫ-700 производилась на новом заводе, построенном в городе Тынец-над-Сазавой - там, где сегодня собирают мотоциклы ЯВА,
     Тремя годами позже увидели свет кабриолет и родстер "ЯВА-Минор-1" - автомобиль уже собственной конструкции (ее предложил инженер Рудольф Выкоу-кал), который имел несколько лучшие характеристики, Автомобили ЯВА успешно стартовали в крупных соревнованиях, а "Минор-1" даже в труднейшем ралли "Монте-Карло".
     В юбилей ЯВЫ можно вспомнить и о том, что в 1936 году был создан авиационный двигатель этой марки. Четырехтактный, двухцилиндровый, он развивал мощность 36 л. с./26,5 кВт при 4000 об/мин и весил всего 39 кг. И хотя серийное производство его не было развернуто, конструкторы ЯВЫ доказали и здесь свои возможности.
     Предприятие Янечека по тем временам было технически передовым, Оно располагало лучшим в стране литейным производством (тут впервые ввели рентгеновский контроль отливок), хорошей экспериментальной базой, квалифицированными кадрами. ЯВА для своих покупателей выпускала на двух языках журнал такого же названия тиражом пойти в 20 тысяч экземпляров.
     Одна из самых ярких страниц в истории завода - годы войны, когда десятин сотрудников ЯВЫ вывезли и спрятали подлежавшие уничтожению по приказу гитлеровцев заготовки и детали для сборки 8500 мотоциклов и 700 автомобилей, Сейчас трудно все это оценить - а то время к смертной казни приговаривали и не за такие проступки.
     Не меньшим гражданским подвигом было и создание в нелегальных условиях (всякие конструкторские работы оккупантами были запрещены, а предприятие переориентировано на выпуск деталей самолетов) ЯВЫ-250 нового поколения, которую после войны ожидал невиданный успех - экспорт в 112 стран. Работу эту возглавил Й. Йозиф - впоследствии лауреат Государственной премии, руководитель научно-технического центра ЯВЫ. Конструкторское бюро размещалось на складе базы по обслуживанию немецких мотоциклов - за дощатым забором. Там же находился и "цех" опытных образцов, а все это вместе называлось "хитринкой". В 1944 году были закончены испытания мотоцикла, окрашенного в серый военный цвет, с военным номером и эмблемой ДКВ - это была новая ЯВА, Удалось даже сделать несколько опытных образцов и спрятать в разобранном виде в ящики.
     Послевоенную ЯВУ отличала прежде всего совершенная по тому времени подвеска, за что мотоцикл получил название "перак" - пружинящий. Эта комфортабельная машина сохранила традиционный двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 248,8 см3, но с рядом новшеств, в частности плоским днищем поршня. Мощность достигала 9 л. с./ 6,5 кВт, а расход топлива находился в пределах 3 л/100 км. Мотоцикл привлекал рациональным и в то же время изящным дизайном, в его передней телескопической вилке была встроена мощная фара с утопленным спидометром. Премьера "перака" в Парижском салоне 1946 года ознаменовалась золотой медалью.
     С середины 50-х годов ЯВА пришла в Советский Союз, и вскоре мы стали крупнейшим импортером этих известных мотоциклов. В наших условиях они открыли доступ прежде всего городской молодежи к совершенной мототехнике и, что особенно важно, дали толчок мототуризму, дальним путешествиям, где можно было и познавать страну и испытать себя, Десятки тысяч ныне умудренных и убеленных автомобилистов с благодарностью вспоминают ЯВУ, которая дало им полезные уроки в освоении моторного дела, оставила незабываемые воспоминания молодости.
     ЯВА для многих является символом мотоспорта, и не без оснований. Нет, пожалуй, ни одного вида мотоциклетных соревнований, получивших распространение в послевоенные годы, где достижения лучших не были бы связаны и с этой известной маркой. И прежде всего это относится к трековым гонкам - 1000-метровым, спидвею, травяному треку, где мотоциклы ЯВА, созданные на одном из заводов предприятия в Дивишове, не имеют себе равных в мире. Ну и, конечно, впечатляющи успехи ЯВЫ в розыгрыше Всемирного трофея, которым чехословацкие спортсмены владели пятнадцать раз.
     С приходом ЯВЫ наш мотоспорт получил невиданные ранее возможности для развития и выхода на международную арену. Гаревые гонки, гонки на льду, шестидневные соревнования - все это стало возможным у нас благодаря ЯВЕ. С ней советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами мира в личных гонках на льду, завоевывали золотые и серебряные медали "шестидневок", одерживали победы в "Золотом шлеме" - одном из самых престижных в мире соревнований.

 
 
 
Jawa 650 BISON (STYLE)
В 2003 году начался выпуск мотоцикла Jawa 650 Classic с имеющим два распределительных вала двигателем Rotax, который оснащен электростартером и установлен в стальную трубчатую полудуплексную раму.
К сезону 2005 года подготовлены более «стильные» модификации 650 Bison и 650 Style. Первая из них получила спортивное седло увеличенной высоты, интегрированную с бензобаком облицовку радиатора, стильную «сигару» глушителя.
Вторая отличается размерами колес и бензобаком увеличенной емкости. Технически все три машины практически идентичны.

Технические характеристики Jawa 650 Bison
Год выпуска 2005
Класс мотоцикла Стрит-файтер
Тип двигателя 1 цилиндр
Объем двигателя, куб. см 651.9
Мощность, л.с. (кВт) /об мин 46.26 (33.8) / 6500
Крутящий момент, Нм/об мин 57.00 / 5000
Максимальная скорость, км/час 165
Количество тактов 4
Диаметр цилиндра x ход поршня, мм 100.0 x 83.0
Стартер электронный
Отношение мощность/вес 0.2435
Число передач 5
Передние тормоза 1 диск
Диаметр передних тормозов, мм 320
Передние шины 3.50-16
Задние тормоза 1 диск
Диаметр задних тормозов, мм 220
Задние шины 130/90-16
Колесная база, мм 1518
Высота по седлу, мм 820
Снаряженная масса, кг 190
Объем топливного бака, л 17
Объем запасного топливного бака, л 3
 
 
Jawa 125 Dandy
Модель Dandy — наследство небольшой фирмы Jikov, с которой компания Jawa объединилась в 2000 году, в период перестроечного кризиса чешской мотоциклетной промышленности.
Сегодня производятся две версии этой машины — с 50-кубовым мотором Minarelli жидкостного охлаждения и со 125-кубовым тайваньским двигателем воздушного охлаждения по лицензии Honda.

Технические характеристики Jawa 125 Dandy
Двигатель - четырехтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров - один
Диаметр цилиндра / ход поршня - 56,5 х 49,5
Объем двигателя - 124
Степень сжатия - 9:1
Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 9,4 / 8200
Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 9,2 / 7000
Запуск двигателя - электростартер, кикстартер
Трансмиссия - 5-ти ступенчатая КПП Колесная база - 1330
Высота по сидению - 830
Ёмкость топливного бака - 6,5
Резерв бака - 1,6
Диски - литые диски/спицы
Размер колес перед/задн. - 2,75 х 17 / 3 х17
Подвеска передняя - телескопическая вилка 170 мм
Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 150 мм
Тормоза передние - гидравлические, диск 220 мм
Тормоза задние - барабан 180 мм
Сухой вес - 125 кг
Максимальная скорость - 95 км/ч
 
 
Jawa 125 Sport
В 2003 появилась модификация 125 Sport, выпускающаяся также в исполнении 125 Dakar. Машина выполнена в стиле sсrаmblеr: шины с развитыми грунтозацепами, высоко поднятое переднее крыло.
Аналогичным 125-кубовым силовым агрегатом комплектуются мотоциклы серии 810 — классический дорожный вариант 125/810.5 Travel и кастом 125/810 Chopper.
От семейства Dandy они отличаются лишь дизайном, слегка увеличенной базой и барабанным задним тормозом.
По-прежнему остается в производстве и легкий мотоцикл Jawa Robby, названный в честь знаменитой довоенной модели Jawa Robot и комплектуемый 50- и 100-кубовыми двигателями Suzuki с распределительным валом в головке цилиндра. Мотоцикл производится в сравнительно небольших количествах.

Технические характеристики Jawa 125 Dandy
Двигатель - четырехтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров - один
Диаметр цилиндра / ход поршня - 56,5 х 49,5
Объем двигателя - 124
Степень сжатия - 9:1
Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 9,4 / 8200
Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 9,2 / 7000
Запуск двигателя - электростартер, кикстартер
Трансмиссия - 5-ти ступенчатая КПП
Колесная база - 1330
Высота по сидению - 830
Ёмкость топливного бака - 6,5
Резерв бака - 1,2
Диски - спицевое колесо
Размер колес перед/задн. - 3 х 19 / 3,5 х16
Подвеска передняя - телескопическая вилка 170 мм
Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 150 мм
Тормоза передние - гидравлические, диск 220 мм
Тормоза задние - барабан 180 мм
Сухой вес - 99 кг
Максимальная скорость - 108 км/ч
 
 
Jawa 350/640 TRAMP
Эти мотоциклы с двухцилиндровыми 350-кубовыми двигателями хорошо знакомы российским мотолюбителям.
Первые образцы с аналогичным мотором появились еще в 1948 году, демонстрируя завидный образец долголетия. Нынешнее семейство выпускается с 1991 года, став развитием более ранних вариантов.
Базовой моделью является Jаwа 350/640, которая предлагается в версиях Ваsiс, с круглой фарой, и Style, с прямоугольной фарой и маленьким полуобтекателем.
Технические характеристики Jawa 350 Tramp
Двигатель - двухтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров - два
Диаметр цилиндра / ход поршня - 58 х 65
Объем двигателя - 343,5
Степень сжатия - 9,8:1
Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 17 / 5250
Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 32 / 4750
Запуск двигателя - кикстартер
Трансмиссия - 4-х ступенчатая КПП
Колесная база - 1400
Высота по сидению - 860
Ёмкость топливного бака - 17
Резерв бака - 2,8
Диски - спицевое колесо
Размер колес перед/задн. - 3,25 х 18 / 3,5 х18
Подвеска передняя - телескопическая вилка 150 мм
Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 80 мм
Тормоза передние - гидравлические, диск 265 мм
Тормоза задние - барабан 160 мм
Сухой вес - 148 кг
Максимальная скорость - 125 км/ч
Категория: наши моты | Добавил: Vladislav (24.12.2008)
Просмотров: 4638 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024