В 1929 году оружейный завод Франтишека Янечека начал производство
мотоциклов по лицензии немецкой компании Wanderer. Мировую известность
компании принесло послевоенное семейство мотоциклов с двухтактными
моторами рабочим объемом 250 и 350 см3. В последние годы компания Jawa
(с 1997 года — Jawa Moto spol. s.r.o.) значительно сократила объемы
производства, выпуская около 10 000 мотоциклов в год
В этой статье рассказывается об истории
развития Jawa и некоторых других мотоциклетных фирм Чехословакии, от
которых эта история неотделима. Статья написана по материалам
двухтомника А.Воронцова "Мотоциклы" (совместное издание "Виктория" и
"АСТ"), книги весьма рекомендуемой всем любителям истории мотоциклов.
Рождение В
10-20-х годах ХХ века в индустриально развитой Чехословакии было
множество фирм, мастерских, производивших мелкосерийно мототехнику.
Некоторые мотоциклы были и знамениты и примечательны. Достаточно
вспомнить удивительный Bohmerland (самый длинный серийный мотоцикл за
всю историю) или BD500 Франтишека Коха, выпускавшийся на заводе
"Брейтфельд-Данек". Однако история самой знаменитой чехословацкой марки
началась в Германии в 1928 году, когда немецкая фирма Wanderer, не
выдерживая конкуренции с BMW, решила полностью перейти на выпуск
автомобилей. В это же время в Чехословакии владелец оружейного завода
Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся заказов на вооружение решил
переориентироваться на выпуск мотоциклов. В 1929 году он купил у
Wanderer лицензии на новейшую 500-кубовую модель с приводом на заднее
колесо карданным валом и промышленное оборудование для ее производства.
Название торговой марки было образовано из первых букв имен
"родителей": Janechek+Wanderer=Jawa. Такое вот рождение. Но тяжелый
мотоцикл находил слишком мало покупателей в условиях начавшегося
экономического кризиса. Нужна была новая модель, и для ее разработки
был приглашен английский конструктор Джордж Уильям Патчетт, работавший
ранее в фирмах Brough Superior, "Жак-Инвой" и FN. Патчетт разработал
простой легкий мотоцикл с характерной рамой из штампованных профилей и
175-кубовым двухтактным двигателем Viliers (в Чехословакии вскоре
освоили производство этого двигателя по лицензии). Мотоцикл дебютировал
в 1932 году и сразу же завоевал признание чешских мотоциклистов. Вслед
за ним последовали его усовершенствованные варианты, а в 1935 году -
250-кубовый мотоцикл с продувкой по патенту Шнурле. Для любителей более
мощных мотоциклов выпускалась 350-кубовая модель, с четырехтактным
двигателем, нижнеклапанным с 1934 по 1936 год, а с 1935 - и
верхнеклапанным. Очень популярной стала выпущенная в 1937 году
100-кубовая Jawa-Robot, разработанная молодым конструктором Иосифом
Иозефом. Примерно в это же время к производству мотоциклов
решил обратиться и другой чешский оружейный завод - CZ. Завод, который
после войны стал частью объединения Jawa. В 1930 году он выпустил
небольшую партию мотовелосипедов с двигателем, установленным на
переднем колесе. Однако, опыт эксплуатации показал малую пригодность
такой схемы, и с 1932 года завод освоил серийное производство
мотовелосипедов с двухтактным двигателем с рабочим объемом 76 куб.см.,
установленным в обычном месте - в нижней части рамы. Через год была
выпущена 100-кубовая модель, а в 1934 году - 175-кубовый мотоцикл с
одноцилиндровым двухтактным двигателем и двойной штампованной рамой.
Его дополнили в 1936 году 250-кубовый вариант, а в 1938 -
одноцилиндровый 350-кубовый и двухцилиндровый (также двухтактный)
500-кубовый. Перед самой войной в 1939 году был разработан легкий
мотоцикл со 125-кубовым двигателем и трубчатой рамой, ставший основой
для разработки послевоенных типов. Были в предвоенной
Чехословакии и другие производители мотоциклов. Франтишек Кох
спроектировал новый вариант своей известной "500-ки" - с 350-кубовым
четырехтактным двигателем и приводом на заднее колесо карданным валом.
Этот мотоцикл выпускался с 1930 по 1937 год под маркой Praha на заводе,
производившем одноименные автомобили. Вплоть до начала войны
продолжалось производство и фантастического Bohmerland. В 1937 году у
него появился "народный" вариант с более короткой рамой и
одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 346 куб.см. В
целом, довоенные чешские мотоциклы имели достаточно высокое качество и
практически вытеснили все импортные мотоциклы с рынка Чехословакии,
хотя были все же мало известны за ее пределами. Война и возрождение В
годы оккупации заводы Jawa занимались ремонтом немецкой военной техники
(в том числе и мотоциклов) и изготовлением деталей военного снаряжения.
Но, несмотря на то, что работа над гражданскими изделиями
приравнивалась к саботажу и наказывалась беспощадно, конструкторская
работа не затихала ни на минуту. Удалось даже провести испытания серии
экспериментальных мотоциклов пробегом в 100 тысяч километров - с
эмблемами DKW на бензобаке и в военной раскраске под видом обкатки
отремонтированных немецких мотоциклов. В результате Jawa оказалась
самой подготовленной к мировому производству. Уже в 1945 году началась
сборка моделей довоенного образца - в годы войны удалось спрятать около
8,5 тысяч комплектов деталей. А в 1946 году на Парижском автосалоне
дебютировала тайно спроектированная и испытанная в годы войны Jawa-250.
Созданная Иосифом Иозефом конструкция вызвала сенсацию. В то время как
конкуренты предлагали варианты довоенных моделей, Jawa была
действительно новым мотоциклом: - Одноцилиндровый двухтактный
двигатель с возвратно-переменной продувкой, в блоке с
четырехступенчатой коробкой передач с автоматом выключения сцепления; - Одинарная рама из стальных труб квадратного сечения; - Передняя телескопическая вилка, свечная задняя подвеска. Весь
мотоцикл имел на редкость ладный и законченный облик: кожух фары плавно
переходил в верхний чехол вилки, карбюратор был закрыт специальным
кожухом и даже провода были упрятаны в раму. Собственно, вот оно -
рождение "Чекушки". В 1948 году появился и двухцилиндровый
350-кубовый вариант этой модели. Тогда же был спроектирован и гоночный
мотоцикл с двухцилиндровым четырехтактным двигателе рабочим объемом 498
куб.см. и верхним распределительным валом, конструктивно сходным с
довоенным двигателем бельгийской фирмы FN. С 1952 по 1958 годы
выпускалась также дорожная версия мотоцикла с этим двигателем. В те
времена Jawa была полноправным участником мировой конструкторской
мысли. Так фирма Derbi, начиная с 1949 года, выпускала мотоциклы с
двухтактными двигателями самого различного формата - от 100 куб.см. до
двухцилиндровой 350-кубовой машины, очень напоминавшей разработки Jawa.
После Второй Мировой войны Чехословакии было суждено попасть в
объятия "Большого Брата" с Востока. Крупнейшие машиностроительные
предприятия, в том числе мотоциклетные, были национализированы. Надо
отдать должное - чехи смогли в полной мере использовать преимущества
плановой системы. В конце 50-х годов чехословацкие мотоциклы
экспортировались в 120 стран мира. Должное нужно отдать и "Большому
Брату" - за без малого 50 лет советской власти подававшее столь большие
надежды чешское мотостроение было развалено. Однако вернемся в славное
прошлое. Золотые 50-е В 1953 году
мотоциклы Jawa получили усовершенствованную переднюю вилку, маятниковую
заднюю подвеску и новую облицовку. Именно в этом виде мотоциклы Jawa
стали знакомы и нашим мотоциклистам - в середине 50-х годов начался их
экспорт в Советский Союз, вскоре ставший главным покупателем
чехословацких мотоциклов. В 1955 году на заводе, выпускавшем ранее
легкие мотоциклы "Манет", начался выпуск 50-кубовых Jawa-Pioneer -
популярный в ту пору симбиоз мотороллера и мопеда. Примечательны были
успехи Jawa и на спортивных трассах. Специальные гоночные мотоциклы
завоевали уважение соперников на гоночных трассах, а практически
серийные Jawa в 40-50-х годах шесть раз приводили команду Чехословакии
к победе в международных 6-дневных мотосоревнованиях. Завод
CZ после войны возобновил производство разработанного в конце 30-х
годов легкого мотоцикла с двухтактным двигателем рабочим объемом 123
куб.см. Конструкция непрерывно совершенствовалась - в 1948 году
мотоцикл получил переднюю телескопическую вилку, а через два года и
свечную заднюю подвеску, но все же устаревшая конструкция уже не была
конкурентно способна. В 1954 году ее сменили спроектированные на заводе
Jawa мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными двигателями, рабочим
объемом 123 и 148 куб.см. (вскоре рабочий объем большего двигателя был
увеличен до 171.7 куб.см.). Эти мотоциклы и по ходовой части, и даже по
внешнему виду были тесно унифицированы с мотоциклами Jawa да и само
мотопроизводство было к тому времени в организационном отношении
подчинено Jawa. Впрочем, два направления в развитии
мотопродукции CZ оставались самостоятельными. Замечательные гоночные
мотоциклы имели одноцилиндровые четырехтактные двигатели с одним, а
позднее с двумя верхними распределительными валами, разработанные
Ярославом Вальтером. Другой чешский конструктор Ярослав Кох, известный
своими довоенными мотоциклами Praha, разработал мотороллер Cezeta с
оригинальным несущим кузовом и 175-кубовым двухтактным двигателем - его
серийное производство началось в 1957 году. В 1949 году
чешский гонщик В.Станислав уговорил своего приятеля Ярослава Шимандла,
работавшего в испытательном отделе завода Jawa, заняться изготовлением
запасных частей для двигателей английской фирмы JAP, в ту пору имевших
монопольное распространение в трековых гонках. Опыт оказался удачным, и
вскоре Шимандл смог изготовить точную копию английского мотора.
Изготовив три десятка двигателей, он решил, что накопил достаточный
опыт и принялся за разработку собственного варианта. Этот двигатель,
получивший марку "Eso S-45", обладал немалыми преимуществами перед
английским прототипом и немалыми возможностями для дальнейшей доводки.
К первоначальному варианту - 500-кубовому верхнеклапанному двигателю
без коробки передач для трековых гонок - вскоре были добавлены варианты
с коробкой передач для шоссейных гонок и мотокросса. Тревожные и спортивные 60-е В
60-х годах правительство Чехословакии решило провести перестройку
мотоциклетной промышленности. На "высшем" уровне было решено дать
приоритет развитию полупроводниковой промышленности, и под производство
этих элементов не было найдено завода лучше, чем головной завод
объединения Jawa в Праге. Производство мотоциклов было переведено на
другой завод, а изготовление двигателя, передних вилок и ступиц колес
было отдано заводу CZ. Воспользовавшись случаем, конструкторы решили на
обоих заводах выпускать унифицированное семейство с общей ходовой
частью для всех мотоциклов - от 125 до 350 куб.см. Однако, требования
рынка все же пробивались и сквозь железный занавес. Так для искушенных
западных рынков в 1968 году было начато производство варианта
Californian с раздельной системой смазки, увеличенной мощностью
двигателя и более современным внешним видом. Под маркой Jawa на заводе
в словацком городе Поважске Быстрице изготавливались также легкие
50-кубовые мотоциклы. В 1967 году на этом заводе началось производство
мотоцикла Jawa-90 с одноцилиндровым двухтактным двигателем с дисковым
золотником на впуске и 5-ступенчатой коробкой передач. Компенсацией
за потерю пражского завода стал завод Eso, присоединенный к объединению
Jawa в 1964 году. Производство конкурирующих кроссовых мотоциклов было
прекращено, зато расширено изготовление мотоциклов для спидвея. Верным
приверженцем марки стал трехкратный чемпион мира по спидвею
новозеландец Гарри Бригтс. Он занялся активной рекламой и продажей
трековых мотоциклов Jawa. И лучшей рекламой стал выигранный им в 1966
году титул чемпиона мира - четвертый для него и первый для Jawa. В
спортивных соревнованиях Jawa в 60-е годы отдавала должное и
мотокроссам, и многодневным соревнованиям, но все-таки главные усилия
были сосредоточены на шоссейно-кольцевых гонках. Лучшим годом для фирмы
стал 1961, когда чешский гонщик Франтишек Штястны занял второе место в
чемпионате мира в классе 350 куб.см., а его товарищ по команде Густав
Гавел - третье. С середины 60-х годов Jawa отдает предпочтение
двухтактным гоночным двигателям. Вершиной стал созданный в конце
десятилетия мотоцикл с четырехцилиндровым V-образным двигателем с
жидкостным охлаждением и дисковыми золотниками на впуске. Итальянец
Сильвио Грассетти на этом мотоцикле занял второе место в классе 350
куб.см. на чемпионате мира в 1969 году. Завод CZ выпускал
мотоциклы унифицированного семейства с одноцилиндровыми двухтактными
двигателями рабочим объемом от 125 до 250 куб.см. Но скоро стало ясно,
что с унификацией перехватили - слишком уж тяжелыми получились "легкие
мотоциклы". Так в 1968 году появилось совершенно новое семейство
мотоциклов, с современной внешностью и одноцилиндровыми двухтактными
двигателями рабочим объемом 125 и 172 куб.см. В 1962 году на заводе был
создан специальный кроссовый мотоцикл класса 250 куб.см. с
одноцилиндровым двухтактным двигателем. Конструкция оказалась
исключительно удачной: в 1963 году гонщики на этом мотоцикле, в том
числе и наш Григорьев, заняли места со второго по четвертое в
чемпионате мира. А затем началась победная серия: - В 1964, 1968 и 1969 годах чемпионом мира на мотоцикле CZ был легендарный бельгиец Жоэль Робер, - В 1965 году - наш Виктор Арбеков, -
С 1966 по 1968 год (три года подряд!) - гонщик из ГДР Пауль Фридрихс
выигрывал на чешском мотоцикле титул в классе 500 куб.см. Выступления
чешской марки в шоссейно-кольцевых гонках были менее удачны даже по
сравнению с Jawa. В этом виде спорта CZ оставался верен четырехтактным
двигателям, создав в конце 60-х годов уникальный мотоцикл с 350-кубовым
четырехцилиндровым V-образным двигателем. Успех был столь
очевиден, что, столкнувшись в середине 60-х годов с конкуренцией более
совершенных мотоциклов CZ, шведские конструкторы Husqvarna разработали
новое семейство с одноцилиндровыми двухтактными двигателями и для
класса 250 куб.см., и для класса 500 куб.см. В 60-х годах начала
активно расти на выпуске успешных европейских моделей
мотопромышленность Индии. Так в 1961 году завод Ideal-Jawa в Индии
начал производство мотоцикла Jawa-250.
В плену развитого социализма 70-х Но
время шло, а мотопродукция Чехословакии ориентированная главным образом
на экспорт в СССР и другие страны восточного блока, все более отставала
от мирового уровня. На западных рынках мотоциклы чешского производства
находили все меньше покупателей. В 70-е годы в программе Jawa главной
новостью стала новая модель Jawa-350/634, серийное производство которой
началось в 1973 году. Модернизированный двухцилиндровый двухтактный
двигатель, был установлен в новую раму - трубчатую, дуплексного типа,
созданную на основе превосходных спортивных мотоциклов фирмы. Эта
модель была ориентирована на требования рынка СССР и стала единственным
дорожным мотоциклом в программе фирмы. Единственной альтернативой стал
мопед Jawa-Babetta, производство которого началось в 1971 году на
филиале в Поважске Быстрице. Очень похожий на Puch-Maxi, он имел
одноцилиндровый двухтактный горизонтальный двигатель, с автоматическим
сцеплением без коробки передач. Успешными были спортивные мотоциклы
марки Jawa для спидвея, гонок на льду (практически монополисты в этом
виде спорта) и многодневных соревнований (команда Чехословакии на
мотоциклах Jawa семь раз с 1970 по 1974, 1977 и 1978 годах - выигрывала
главные призы международных шестидневных соревнований). Достаточно
популярными были легкие мотоциклы CZ - к дорожным вариантам с
одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 123 и 172
куб.см. в 1970 году были добавлены мотоциклы в стиле "эндуро". В
середине 70-х годов гамма дорожных мотоциклов пополнилась моделями с
двухцилиндровыми двухтактными моторами - 250-кубовая в 1974 и
350-кубовая в 1975 году. Но спортивные мотоциклы CZ в 70-е годы
утратили свою былую репутацию "машин для чемпионов", хотя заводские
гонщики на специально подготовленных мотоциклах несколько раз были
близки к покорению чемпионских званий в мотокроссе. Эпилог К
началу 80-х годов сложился новый "классический" облик мотоцикла в
который совсем не вписывалась продукция мотоциклетной промышленности
Чехословакии, ориентированной главным образом на необъятный
мотоциклетный рынок СССР. Мир повернулся в сторону четырехтактных
двигателей даже в малых кубатурах. А двигатели рабочим объемом свыше
250 куб.см. (за исключением спортивных) вообще стали четырехтактными
поголовно - кроме устаревших конструкций из СССР и Чехословакии.
Газораспределение с помощью дискового золотника утратило былую
популярность - достаточно хорошие показатели стали снимать с моторов с
обычным газораспределением с помощью поршня. Необычайно привлекательной
оказалась возрожденная фирмой "Ямаха" схема с лепестковым клапаном на
впуске - простейший способ увеличить фазу впуска, избегнув при этом
обратного выброса смеси. В общем, для Запада Jawa просто перестала
существовать. После распада восточного блока и СССР и перехода на
расчеты в свободно-конвертируемой валюте, оказалось, что охотников
покупать мотоциклы Jawa и в России не находится. Это привело к
жесточайшему кризису сбыта, выход из которого лишь намечается. В
самом тяжелом положении оказался головной завод объединения Jawa,
350-кубовый мотоцикл завоевавший столь добрую славу на нынешнем рынке,
на Западе оказался никому не нужен. Не помогла делу и модернизация -
установка дискового тормоза и новой облицовки. Хотя завод "скорее жив,
чем мертв", но пока никто не знает, удастся ли ему выбраться из этой
ситуации. Возможно спасет его появившаяся в 1993 году совершенно новая
модель мотоцикла в стиле эндуро с современным одноцилиндровым
двухтактным двигателем рабочим объемом 250 куб.см. с пятиступенчатой
коробкой передач, жидкостным охлаждением, задней подвеской с
центральным моноамортизатором. Проблемы со сбытом не в такой степени
заботят два отделения, также несущих марку Jawa. Завод в Дивишове,
выпускающий спортивные мотоциклы для трековых гонок и гонок по льду,
по-прежнему собирает каждый год несколько чемпионских титулов и
наслаждается неубывающим спросом ведущих гонщиков всего мира. Завод в
Словакии, выпускающий мопеды Babetta, получил самостоятельность еще в
1986 году и выпускает современные машины с автоматической
двухступенчатой коробкой передач. Крупное промышленное
объединение, выпускающее мотоциклы CZ, в меньшей мере ощутило проблемы
сбыта благодаря своей многопрофильности: освободившиеся мощности оно
перевело на выпуск другой продукции. Кроме того, ему удалось достичь
договоренности с итальянским концерном Cagiva. После распада бывшего
социалистического блока представители Cagiva побывали на всех крупных
мотозаводах Восточной Европы. Выбор пал на фирму CZ и в 1993 году
началось производство легких мотоциклов Cagiva Blues 125 по итальянской
документации. Готовится к производству также 180-кубовый четырехтактный
двигатель собственной конструкции. Восхождение чешской звезды (маркетинг 30-х) Из
более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в
мире и занесенных в "Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов" (есть
такая на Западе), едва наберется десяток таких как ЯВА, - со столь
богатой историей. Началась она в 1929 году, когда владелец
оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне
свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы "Вандерер"
(на начальных слогов этих фамилий, как навестив, родилось название
ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг,
оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом
498,7 см3 и мощностью 18 л. с./ 13 кВт, не имевшая коммерческого
успеха. Этот успех пришел двумя годами позже, когда Янечек сделал
другой выбор - легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным
двигателем. Последний выпускали по английской лицензии "Вилльерса". Он
имел рабочий объем 172,6 см и мощность 5,5 л. с./ 3,4 "Вт. Сегодня
такой шаг можно было назвать покупкой "ноу-хау", поскольку в не
оправившейся еще от кризиса Чехословакии именно в это время остро
ощущалась нужда в неприхотливом и недорогом мотоцикле. Этим требованиям
тогда полностью удовлетворяла ЯВА-175. Но может быть не менее важно и
то, что "виллиерка" определила направление, характерные черты для всех
поколений этой марки: простоту и надежность, элегантность и доступность
в цене. Такой была и появившаяся в 1934 году ЯВА-330 - первый
мотоцикл, полностью сконструированный на "янечкарне" (так называли
предприятие Янечека), и созданная годом позже ЯВА-250, и мопед ЯВА-100
"Робот" 1937 года - первое детище известного впоследствии конструктора
Йозефа Йозифа. Эти же принципы простоты и надежности были заложены в
послевоенных "явских" моделях, вызвавших сенсацию в мотоциклетном мире
и на несколько лет определивших в Европе развитие конструкции
мотоциклов, Всего было выпущено 27 535 штук ЯВЫ-175 - по тем
временем очень большое количество. Они сохранялись в программе завода
до 1946 годе, исключая, конечно, время войны, К 1937 году с
чехословацкого рынке были почти полностью вытеснены мотоциклы
зарубежных марок: их осталось всего 6% против 94 в 1931 году. Здесь
не представляется возможным хотя бы перечислить созданные за 60 лет на
ЯВЕ типы, модели, модификации дорожных и спортивных машин с их характеристиками. Да и вряд ли это нужно. Отмечая юбилей марки, лучше вспомним отдельные страницы ее истории. Советские
мотоциклисты знают модели ЯВЫ более чем за тридцать лет. Как-никак в
это время к нам поступило без малого 2 миллиона машин. Достаточно
информированы они и о спортивных успехах ЯВЫ, с которыми связаны многие
победы советских гонщиков. Но, можно полагать, мало кто слышал, что на
заводах Янечека (он, кстати, в 1938 году был одним из главных
кандидатов на пост президента республики) стали с 1934 года строить
автомобили. Первый из них, лицензионный ЯВА-700, оснащался
двухцилиндровым двухтактным двигателем 684 см3 мощностью 20 л, с,/ 14,7
кВт. Это был автомобиль с передним приводом, Масса его составляла 690
кг, а скорость достигала 90 км/ч. Сборка ЯВЫ-700 производилась на новом
заводе, построенном в городе Тынец-над-Сазавой - там, где сегодня
собирают мотоциклы ЯВА, Тремя годами позже увидели свет
кабриолет и родстер "ЯВА-Минор-1" - автомобиль уже собственной
конструкции (ее предложил инженер Рудольф Выкоу-кал), который имел
несколько лучшие характеристики, Автомобили ЯВА успешно стартовали в
крупных соревнованиях, а "Минор-1" даже в труднейшем ралли
"Монте-Карло". В юбилей ЯВЫ можно вспомнить и о том, что в
1936 году был создан авиационный двигатель этой марки. Четырехтактный,
двухцилиндровый, он развивал мощность 36 л. с./26,5 кВт при 4000 об/мин
и весил всего 39 кг. И хотя серийное производство его не было
развернуто, конструкторы ЯВЫ доказали и здесь свои возможности. Предприятие
Янечека по тем временам было технически передовым, Оно располагало
лучшим в стране литейным производством (тут впервые ввели рентгеновский
контроль отливок), хорошей экспериментальной базой, квалифицированными
кадрами. ЯВА для своих покупателей выпускала на двух языках журнал
такого же названия тиражом пойти в 20 тысяч экземпляров. Одна
из самых ярких страниц в истории завода - годы войны, когда десятин
сотрудников ЯВЫ вывезли и спрятали подлежавшие уничтожению по приказу
гитлеровцев заготовки и детали для сборки 8500 мотоциклов и 700
автомобилей, Сейчас трудно все это оценить - а то время к смертной
казни приговаривали и не за такие проступки. Не меньшим
гражданским подвигом было и создание в нелегальных условиях (всякие
конструкторские работы оккупантами были запрещены, а предприятие
переориентировано на выпуск деталей самолетов) ЯВЫ-250 нового
поколения, которую после войны ожидал невиданный успех - экспорт в 112
стран. Работу эту возглавил Й. Йозиф - впоследствии лауреат
Государственной премии, руководитель научно-технического центра ЯВЫ.
Конструкторское бюро размещалось на складе базы по обслуживанию
немецких мотоциклов - за дощатым забором. Там же находился и "цех"
опытных образцов, а все это вместе называлось "хитринкой". В 1944 году
были закончены испытания мотоцикла, окрашенного в серый военный цвет, с
военным номером и эмблемой ДКВ - это была новая ЯВА, Удалось даже
сделать несколько опытных образцов и спрятать в разобранном виде в
ящики. Послевоенную ЯВУ отличала прежде всего совершенная по
тому времени подвеска, за что мотоцикл получил название "перак" -
пружинящий. Эта комфортабельная машина сохранила традиционный
двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 248,8 см3, но с рядом
новшеств, в частности плоским днищем поршня. Мощность достигала 9 л.
с./ 6,5 кВт, а расход топлива находился в пределах 3 л/100 км. Мотоцикл
привлекал рациональным и в то же время изящным дизайном, в его передней
телескопической вилке была встроена мощная фара с утопленным
спидометром. Премьера "перака" в Парижском салоне 1946 года
ознаменовалась золотой медалью. С середины 50-х годов ЯВА
пришла в Советский Союз, и вскоре мы стали крупнейшим импортером этих
известных мотоциклов. В наших условиях они открыли доступ прежде всего
городской молодежи к совершенной мототехнике и, что особенно важно,
дали толчок мототуризму, дальним путешествиям, где можно было и
познавать страну и испытать себя, Десятки тысяч ныне умудренных и
убеленных автомобилистов с благодарностью вспоминают ЯВУ, которая дало
им полезные уроки в освоении моторного дела, оставила незабываемые
воспоминания молодости. ЯВА для многих является символом
мотоспорта, и не без оснований. Нет, пожалуй, ни одного вида
мотоциклетных соревнований, получивших распространение в послевоенные
годы, где достижения лучших не были бы связаны и с этой известной
маркой. И прежде всего это относится к трековым гонкам - 1000-метровым,
спидвею, травяному треку, где мотоциклы ЯВА, созданные на одном из
заводов предприятия в Дивишове, не имеют себе равных в мире. Ну и,
конечно, впечатляющи успехи ЯВЫ в розыгрыше Всемирного трофея, которым
чехословацкие спортсмены владели пятнадцать раз. С приходом
ЯВЫ наш мотоспорт получил невиданные ранее возможности для развития и
выхода на международную арену. Гаревые гонки, гонки на льду,
шестидневные соревнования - все это стало возможным у нас благодаря
ЯВЕ. С ней советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами
мира в личных гонках на льду, завоевывали золотые и серебряные медали
"шестидневок", одерживали победы в "Золотом шлеме" - одном из самых
престижных в мире соревнований.
Jawa 650 BISON (STYLE)
В 2003 году начался выпуск мотоцикла Jawa 650 Classic с имеющим
два распределительных вала двигателем Rotax, который оснащен
электростартером и установлен в стальную трубчатую полудуплексную раму.
К сезону 2005 года подготовлены более «стильные» модификации 650
Bison и 650 Style. Первая из них получила спортивное седло увеличенной
высоты, интегрированную с бензобаком облицовку радиатора, стильную
«сигару» глушителя.
Вторая отличается размерами колес и бензобаком увеличенной емкости. Технически все три машины практически идентичны.
Технические характеристики Jawa 650 Bison
Год выпуска 2005 Класс мотоцикла Стрит-файтер Тип двигателя 1 цилиндр Объем двигателя, куб. см 651.9 Мощность, л.с. (кВт) /об мин 46.26 (33.8) / 6500 Крутящий момент, Нм/об мин 57.00 / 5000 Максимальная скорость, км/час 165 Количество тактов 4 Диаметр цилиндра x ход поршня, мм 100.0 x 83.0 Стартер электронный Отношение мощность/вес 0.2435 Число передач 5 Передние тормоза 1 диск Диаметр передних тормозов, мм 320 Передние шины 3.50-16 Задние тормоза 1 диск Диаметр задних тормозов, мм 220 Задние шины 130/90-16 Колесная база, мм 1518 Высота по седлу, мм 820 Снаряженная масса, кг 190 Объем топливного бака, л 17 Объем запасного топливного бака, л 3
Jawa 125 Dandy
Модель Dandy — наследство небольшой фирмы Jikov, с которой
компания Jawa объединилась в 2000 году, в период перестроечного кризиса
чешской мотоциклетной промышленности.
Сегодня производятся две версии этой машины — с 50-кубовым мотором
Minarelli жидкостного охлаждения и со 125-кубовым тайваньским
двигателем воздушного охлаждения по лицензии Honda.
Технические характеристики Jawa 125 Dandy
Двигатель - четырехтактный с воздушным охлаждением Количество цилиндров - один Диаметр цилиндра / ход поршня - 56,5 х 49,5 Объем двигателя - 124 Степень сжатия - 9:1 Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 9,4 / 8200 Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 9,2 / 7000 Запуск двигателя - электростартер, кикстартер Трансмиссия - 5-ти ступенчатая КПП Колесная база - 1330 Высота по сидению - 830 Ёмкость топливного бака - 6,5 Резерв бака - 1,6 Диски - литые диски/спицы Размер колес перед/задн. - 2,75 х 17 / 3 х17 Подвеска передняя - телескопическая вилка 170 мм Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 150 мм Тормоза передние - гидравлические, диск 220 мм Тормоза задние - барабан 180 мм Сухой вес - 125 кг Максимальная скорость - 95 км/ч
Jawa 125 Sport
В 2003 появилась модификация 125 Sport, выпускающаяся также в
исполнении 125 Dakar. Машина выполнена в стиле sсrаmblеr: шины с
развитыми грунтозацепами, высоко поднятое переднее крыло.
Аналогичным 125-кубовым силовым агрегатом комплектуются мотоциклы
серии 810 — классический дорожный вариант 125/810.5 Travel и кастом
125/810 Chopper.
От семейства Dandy они отличаются лишь дизайном, слегка увеличенной базой и барабанным задним тормозом.
По-прежнему остается в производстве и легкий мотоцикл Jawa Robby,
названный в честь знаменитой довоенной модели Jawa Robot и
комплектуемый 50- и 100-кубовыми двигателями Suzuki с распределительным
валом в головке цилиндра. Мотоцикл производится в сравнительно
небольших количествах.
Технические характеристики Jawa 125 Dandy
Двигатель - четырехтактный с воздушным охлаждением Количество цилиндров - один Диаметр цилиндра / ход поршня - 56,5 х 49,5 Объем двигателя - 124 Степень сжатия - 9:1 Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 9,4 / 8200 Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 9,2 / 7000 Запуск двигателя - электростартер, кикстартер Трансмиссия - 5-ти ступенчатая КПП Колесная база - 1330 Высота по сидению - 830 Ёмкость топливного бака - 6,5 Резерв бака - 1,2 Диски - спицевое колесо Размер колес перед/задн. - 3 х 19 / 3,5 х16 Подвеска передняя - телескопическая вилка 170 мм Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 150 мм Тормоза передние - гидравлические, диск 220 мм Тормоза задние - барабан 180 мм Сухой вес - 99 кг Максимальная скорость - 108 км/ч
Jawa 350/640 TRAMP
Эти мотоциклы с двухцилиндровыми 350-кубовыми двигателями хорошо знакомы российским мотолюбителям.
Первые образцы с аналогичным мотором появились еще в 1948 году,
демонстрируя завидный образец долголетия. Нынешнее семейство
выпускается с 1991 года, став развитием более ранних вариантов.
Базовой моделью является Jаwа 350/640, которая предлагается в
версиях Ваsiс, с круглой фарой, и Style, с прямоугольной фарой и
маленьким полуобтекателем.
Технические характеристики Jawa 350 Tramp
Двигатель - двухтактный с воздушным охлаждением Количество цилиндров - два Диаметр цилиндра / ход поршня - 58 х 65 Объем двигателя - 343,5 Степень сжатия - 9,8:1 Макс. мощность (Квт) при об/мин. - 17 / 5250 Макс. крутящий момент (Н/м) при об/мин - 32 / 4750 Запуск двигателя - кикстартер Трансмиссия - 4-х ступенчатая КПП Колесная база - 1400 Высота по сидению - 860 Ёмкость топливного бака - 17 Резерв бака - 2,8 Диски - спицевое колесо Размер колес перед/задн. - 3,25 х 18 / 3,5 х18 Подвеска передняя - телескопическая вилка 150 мм Подвеска задняя - гидравл., телескоп., амортизаторы 80 мм Тормоза передние - гидравлические, диск 265 мм Тормоза задние - барабан 160 мм Сухой вес - 148 кг Максимальная скорость - 125 км/ч
|