Для
затравки спросим: чем отличается 2-тактный двигатель от 4-тактного?
Простецки возмутимся: "Да всем - это все равно, что сравнивать помидор
с жирафомѕ" А что скажете об изобретении питерца Владимира Павловича
Копейкина: он, представьте себе, сделал 4-тактный двигатель из...
2-тактного?
Стоило ли заморачиваться и устраивать 2-тактнику "генетическую"
трансформацию? Вопрос бессмысленный - рано или поздно трансформация
должна была произойти, ибо Владимир Павлович - изобретатель. Никто до
него ничего подобного не пытался соорудить? Тем лучше!
Свой первый 4-тактник он построил еще в 1962-м. Его вдохновил мотор с
фотографии английского мотоцикла AJS, любимой Копейкиным "классики". За
основу взял движок от "Иж-56", в то время весьма совершенной машины.
Сам сделал новый цилиндр, головку, распредвал. Полностью изменил
систему смазки: установил в картер маслонасос, который вращается от той
же цепи, что идет на распредвал. Подвел смазку к подшипникам коленвала
(они смазываются под давлением) и в головку цилиндра к системе
газораспределения. Два клапана и распредвал расположил вверху, привод -
цепью с коленвала. Отфрезеровал новый шатун и установил ролики
подшипника нижней головки с увеличенным диаметром (вместо 4х6 - 5х6),
сам сделал сепаратор. Рабочий ход поршня остался таким же, как на
"Иже", - 85 мм. За счет самодельного поршня объем двигателя возрос до
450 "кубиков" (чуть-чуть не дотянул до "классики"-"пятисотки", как у
AJS). Мотоцикл получился компактным, надежным, простым в обслуживании,
ездить мог на низкооктановом бензине, начиная с 56-гоѕ И это уже в
1962-м!
А
что же наш мотопром? Только в 80-х годах на заводе "Ижмаш" занялись
внедрением лицензионного 4-тактного двигателя на базе Yamaha XT550. Но
что-то там не заладилось...
Пока завод корчился в муках рождения "велосипеда", Копейкин вовсю
рассекал на своем "Иже": в Москву, на юг к морю, в выходные - на дачу.
Аппарат не подводил, разве что из-за высокой мощности движка иногда
шалило сцепление да раз в сезон "летела" цепь. В 1997-м мотоцикл у
Копейкина угнали. Конструктор соорудил за два месяца такой же движок.
Ну а "добавить" к нему мотоцикл - плевое дело. Раму взял от Pannonia. В
системе зажигания использовал коммутатор от ВАЗ-2108 с датчиком Холла.
Показал аппарат ижевцам, и те уговорили его отдать двигатель заводу на
испытания.
Да пренебрегли предостережениями конструктора, касающимися
эксплуатации, - сломали мотор, и в производство он, естественно, не
пошел. Ижевский завод так и не собрал свой 4-тактный движок. А сегодня
подбирает подходящий из китайских, собирается закупать, да все никак не
подберет. А изобретатель Копейкин в свои 66 лет ездит на своем
революционном мотоцикле по Питеру и делегатов от росмотопрома уже не
ждет. Понял, почему не приедут: он же не Китай..