Если
тот мотопром, который мы называем советским, целиком и полностью умер
сравнительно недавно, то на могиле отечественных кроссовых мотоциклов
крест поставили четверть века назад. «Последние из могикан» – тяжелые,
неповоротливые «Иж-К15» с 350-кубовыми моторами и допотопными
подвесками еще выходили на старты локальных кроссов до середины 80-х,
но и они вскоре исчезли, поневоле уступив дорогу гораздо более
совершенным тогда чехословацким «чезетам». Но и те с развалом соцлагеря
не выдержали политических катаклизмов. И вакуум на мотокроссовых
трассах заполнил «капиталистический» импорт – сначала «дровянистый»
секонд-хэнд, а затем и вполне приличная техника.
Современный кроссовый мотоцикл высокого технического уровня сейчас по
карману единицам – и возникла острая нужда в «бюджетных», но не
отстойных в техническом отношении машинах для тренировок и «внутренних»
соревнований различного ранга. Подобного рода аппараты предлагает
Инженерно-технический центр «Иж-Мото» из Ижевска – единственная сегодня
компания в России, производящая спортивную мототехнику. Ее продают под
маркой Forsage.
А собираются кроссачи из китайских и тайваньских комплектующих – иначе
не быть им недорогими. Примечательно, что рамы и детали ходовой части,
а также весь пластиковый обвес спроектированы и изготовлены
собственными силами.
На
самых больших из линейки ижевских мотоциклов – Forsage 300 Сross
спортсмены участвуют в гонках в классе «Хобби». Дизайн их незамысловат,
но это не хуторская простота. Вот что ценно в машине: детали
изготовлены из морозостойких и высокопрочных материалов – чтобы при
падениях зимой не раскалывались. Подвески с ходами в 300 мм неплохо
«проглатывают» неровности, другое дело, набор их регулировок скуден.
Колеса с классическим сочетанием диаметров 21/18 дюймов допускают
широкий выбор типов шин – от «бюджетных» питерского производства до
самых фирмучих. Оба тормоза – дисковые, но они без затей, передний диск
мог бы быть побольше диаметром.
Раму, по словам директора компании Олега Страха, удалось облегчить аж
на 11 килограммов, при этом сохранена ее жесткость. Маятник изготовлен
из алюминиевого сплава, что тоже – «весовое» достижение. Однако агрегат
электрозапуска и довольно массивный четырехтактный мотор прибавляют
машине веса. Впрочем, тренировкам и любительским гонкам это не мешает.
Когда пошла ездовая часть теста, приспособленность машин к прыжкам и
заносам продемонстрировал опытный спортсмен из Ижевска Сергей Яковлев.
Я тоже сделал несколько кругов по трассе. Отметил для себя: аппарат
можно использовать в эндурном дальнобое – если его оснастить
светотехникой и багажными кофрами.
«Трехсотка»
только пробивает себе дорогу на рынок кроссовой техники. А вот другой
мотоцикл в классе безумно популярных в Америке пит-байков – Forsage
Supercross 110 рекламировать уже не надо. На нем установлен
четырехтактный мотор, «клон» «хондовского» бестселлера, известного аж с
1964 года. Сегодня в Китае его лицензионные копии изготавливают почти
все компании, а схожей конструкции агрегаты выпустили недавно Yamaha,
Suzuki, Kawasaki и даже Poliniѕ На «Форсаже» «ручное» сцепление и
четырехступенчатая коробка передач. Такая трансмиссия приближает его к
«взрослым» аппаратом. Здесь «очень серьезные» подвески и дисковые
тормоза лепесткового типа. Но самое главное их достоинство – рама
дуплексная. Дело в том, что «скелет» классических пит-байков –
хребтовая рама, к ней силовой агрегат подвешен снизу, водительские
подножки крепятся к мотору. Отсюда нередки случаи, когда после
экстремальных прыжков их вырывает из картера вместе с болтами. С
ижевскими кроссачами такие случаи исключены.
Спортсмены
молодежной сборной Ижевска на трассе продемонстрировали достоинства
четырехтактного мотора – ровную тягу с «низов», позволяющую не терять
время на переключение передач. Конечно, 9 «сил» – не та мощность,
которой следует особо восхищаться – ведь речь идет о 110-кубовом
аппарате. Но не надо забывать, что мотик рассчитан на массовые заезды
юниорского класса. Важно и то, что юные гонщики (да и зрители)
избавлены от того, чтобы травиться насыщенными ядами выхлопом. Все-таки
мотор 4Т имеет свои достоинства.
Для
тех, кто метит выше, в Ижевске выпускают семейство юниорских машин с
«заряженными» двухтактными моторами Moto Morini. В них жидкостное
охлаждение и предельно высокая (для регламента класса) мощность. Самый
продвинутый из них – Forsage 65 Сross с 17-сильным мотором,
6-ступенчатой коробкой передач и длинноходными подвесками Marzocchi.
Подготовленным юным гонщикам предназначен «полтинник» Forsage 50 Senior
Pro с 1-ступенчатой автоматической трансмиссией. Однако и на нем можно
отжигать буквально «в полный рост».
|