Он
ориентирован на езду по плохим, но дорогам: ведь это не жесткий, а
туристический эндуро. Поля, леса и степи – тоже «его», здесь ему даже
лучше, чем на асфальте. За 15 лет производства (мотоцикл выпускался до
2003 года) Dominator доказал свою «профпригодность».
Туристическим этот эндуро назвали не случайно – он лучше многих, если
не большинства конкурентов, приспособлен для передвижения по дорогам с
твердым покрытием. У водителя удобная посадка, огромный багажный кофр
легко вмещает шлем-интеграл или вертикально установленную 4-литровую
канистру масла, у аппарата мягкие подвески и надежные тормоза. Сухая
масса – 152 кг. Не так мало для эндуро. По силам ли его вес тормозам?
Да, передний однодисковый двухпоршневой и задняя однопоршневая скоба,
если включить их в дело одномоментно, быстро останавливают байк.
Доминирующая
часть NX650 – двигатель. Проверенный временем одноцилиндровый
650-кубовый мотор не то что прост – я бы сказал, примитивен по нынешним
меркам. Нет даже масляного радиатора: это настоящий воздушник. Масло
заливается в раму и подается в двигатель насосом – картер сухой.
Поэтому, если падаешь, мотор продолжает работать, и плохих последствий
не бойся – движок по-прежнему получает живительную смазку в важные узлы
и детали. И перегреть мотор очень сложно: однажды в 25-градусную жару я
час толкался в столичных пробках, а потом еще час куролесил в песчаном
карьере, где, сами понимаете, приходилось постоянно поддерживать
повышенные обороты, чтобы не упасть. Двигателю хоть бы хны! Охлаждается
он так: масло идет по каналу в передней части рамы вниз от рулевой
колонки – этот участок мотоциклетного скелета обдувается лучше, чем где
бы то ни было на аппарате, потому и эффективно остужает раскаленное
масло. Помимо того, у мотора развитое оребрение цилиндра и его головки,
что тоже сдувает жар.
На
средних оборотах вибрации двигателя усиливаются и норовят до смерти
защекотать водителя тряской ручек и седла. Именно «пляска» мотора
ограничивает максимальную скорость NX650: после 120 км/ч (то есть после
4500 об/мин на пятой передаче) ехать очень некомфортно, хотя
разогнаться мотоцикл может до 160 км/ч. Крейсерская же скорость – 110,
когда и байк устойчив, и мотор не гробит тебя пляской, и поток воздуха
не сдувает. И, кстати, топливо расходуется наиболее экономично (4–5,5
л/100 км).
Простота конструкции и высочайшее качество изготовления сделали
двигатель Honda NX650 настолько живучим и надежным, что об этом его
достоинстве говорят как о чем-то сверхъестественном. Скорее всего, так
и есть, и доказательство тому – мотор Dominator’a выпускают до сих пор,
а сам мотоцикл уже нет. Двигатель устанавливают в шасси Honda XR650L и
городского эндуро Honda FMX650.
И вместе с тем он довольно капризен, в том числе в отношении
обслуживания. Оцените: менять моторное масло приходится каждые 3000 км,
а свечу зажигания – 4000 км. Впрочем, объем маслобака – всего 1,9
литра, а новая свечка стоит от 85 до 120 рублей. Так что
техобслуживание обходится весьма недорого, да и провести его по силам
даже неопытному.
Звук работающего двигателя – песня! Отрывистый, в меру громкий выхлоп
выходит из двух труб, разнесенных по разные стороны корпуса. Его
звучание очень похоже на резкое «бу-бу-бу» низко летящего вертолета.
Что, кстати, водителю на руку: в дорожной пробке мотоцикл звуком
оповещает автомобилистов о своем приближении.
Многие скажут, что внешний вид не очень-то важен для эндуро. Такие
бестселлеры, как Yamaha XT600E, Suzuki DR650 и Kawasaki KLR650, которых
тоже относят к племени одноцилиндровых мотоциклов для туризма, выглядят
проще и неказистей. У «Доминатора» «играет» каждая деталь, приятно
прикоснуться к пластику. Правда, царапины на лакированных «бортах»
сразу становятся видны. А при активной езде царапины обязательно
появятся.
«Всевидящие»
зеркала заднего вида и читаемая панель приборов – роскошь для эндуро. У
Dominator’a роскошь условная. В круглых зеркалах обзор отличный лишь до
тех пор, пока не усилятся вибрации – тогда картинка расплывается. Еще
одна особенность: в зеркала не получится скосить глаза, чтобы оценить
дорожную ситуацию за спиной – придется повернуть голову. Из-за того,
что широковат руль.
Приборка NX650 большая, красивая и легко читаемая. Вот только читать на
ней почти нечего. Не понятно, чем руководствовались инженеры и
дизайнеры Honda (даже тогда, почти двадцать лет назад), когда не
разместили на приборной панели ни датчика уровня топлива, ни
контрольной лампы температуры или давления масла. Ведь с этими двумя
небольшими индикаторами не было бы тесно на приборке мотоцикла с
туристическими «наклонностями». Зато зачем-то вмонтировали лампу Side
Stand – датчик выдвинутой подножки (совсем не первостепенной
надобности).
В 1995 году производство Dominator перенесли из Японии в Италию,
поэтому на тестируемом мотоцикле есть чисто европейская «фишка» –
тумблер отключения света. На нем три положения: «выключено»,
«габаритные огни» и «включено», а управление «ближний–дальний» –
отдельной кнопкой. Фара NX650 светит, обозначу так, удовлетворительно –
лучше, чем на Yamaha XT600, но не более того.
И еще несколько слов об обслуживании. В этом отношении он по-настоящему
удобен: масляный фильтр расположен за небольшой крышкой с правой
стороны мотора, и его замена – минутное дело. Сподручно менять и
воздушный фильтр, и извлекать аккумулятор. Один цилиндр, один
карбюратор, один распредвал: отремонтировать незначительные поломки в
полевых условиях просто. Конструкторы, кстати, предусмотрительно
разместили слева от двигателя в нише над защитой картера полноценный
набор инструментов, спрятанный в черной коробочке (закрываемой на ключ).
Легко
дается Dominator’y и городская езда. Он легкий и послушный в
управлении, с большим дорожным просветом. Но чтобы разогнаться,
придется хорошенечко крутить мотор – он тяготеет к «верхам»: двигаться
со скоростью 30 км/ч на третьей передаче не получится. На каждой
ступени КП приходится раскручивать коленвал до 4000–4500 об/мин – иначе
байк «не едет». Другое дело, обороты двигатель набирает быстро.
На грунтовых дорогах, в лесах, полях и степях длинноходные подвески,
слишком мягкие для жестокого бездорожья, отлично обрабатывают небольшие
неровности. Но далеко не уедешь – «не пускает» неудобное седло. Даже
после получаса непрерывной езды возникает неуемное желание остановиться
и слезть с «орудия пытки». Но, может, кого-то утешит тот факт, что за
счет седла Dominator – один из самых низких крупнокубатурных эндуро, и
на нем пилот ростом 170 см или чуть выше легко упрется ногами в землю.
По-моему, из сказанного следует, что достоинств у Honda NX650 куда
больше и они «мощнее», чем недостатки. Когда решите, что вам нужен байк
для каждодневной езды по городу и чтобы с ним можно было отвести душу в
полях, лесах и на косогорах, присмотритесь к нему. Рекомендую.