Яромир Чижек – чемпион Европы
Кроссовые соревнования в классе "пятисоток" продолжались и в
спортивном сезоне 1958 г., который завершился чемпионатом мира и
двенадцатым "Мотокроссом наций". Соревнования в классе 250сс,
проходившие за год до этого на основе осторожно составленной
формулировки "За серебряную медаль ФИМ", получили широкий отклик и
поэтому в 1958 г. был утвержден порядок соревнований по розыгрышу
Европейского кубка. Эти соревнования проводились по тем же правилам,
что и чемпионат мира в классе 500сс.
В начале сезона в Седлчанах состоялся недельный сбор
чехословацких гонщиков по подготовке к соревнованиям на Европейский
кубок. Контрольные заезды в конце этого сбора явились проверкой
спортивной формы гонщиков и смотром новых мотоциклов. С лучшей стороны
показали себя гонщики завода "Ява", особенно Чижек, Гамершмид и Рон,
выступавшие на отличных мотоциклах в классе 250сс с двухтактным
двигателем. На Чешском мотозаводе (ЧЗМ) в Страконицах был создан
мотоцикл класса 250сс с использованием мощного спортивного
одноцилиндрового четырехтактного двигателя типа 43 2ХОГП. Два таких
мотоцикла были представлены в Седлчанах; гонщиками выступали Поланка и
Б. Роучка. Но на трудном грунте выяснилось, что мотоцикл имел слишком
большую нагрузку на переднее колесо.
Настоящей проверкой машин и спортсменов стал первый этап
соревнований на Европейский кубок, проходивший 20 апреля в Австрии.
Вместе с гонщиками других стран здесь стартовали от завода "Ява" Чижек,
Рон, Гамершмид, а от завода ЧЗМ братья Богумил и Алоиз Роучки. Оба
заезда на австрийской трассе характеризовались острым соперничеством
между гонщиками Чехословакии (на машинах "Ява") и ФРГ (на машинах
"Майко"). А. Роучке пришлось сойти с дистанции из-за необычного
дефекта: при падении у его машины закупорилась глиной выпускная труба и
мощность мотора снизилась настолько, что гонщик не смог въехать на
подъем. Первый этап завершился победой Р. Мюллера из ФРГ, а второе –
пятое места заняли чехословацкие гонщики.
Следующий этап в Швейцарии включал два квалификационных заезда,
из которых первый выиграл Чижек, второй – Гамершмид. В финальном заезде
победил Чижек. Гамершмид потерпел аварию при обгоне. Второго места
добился итальянский гонщик Остереро, третьего – Рон. На этапе во
Франции, состоявшем из двух заездов, уверенную победу одержал Чижек и
стал лидером в соревнованиях на Европейский кубок.
В четвертом этапе, который проводился в Шарке (Чехословакия),
лучше других стартовал шведский гонщик Рикардссон, но уже на третьем
круге лидерство захватил Чижек и, неустанно улучшая свое преимущество,
вновь завоевал победу. В Великобритании соревнования на Европейский
кубок проводились по системе двух заездов, вызывающей наибольший
интерес у зрителей. В начале первого заезда лидерство принадлежало
Рону, а затем Чижеку, но английский гонщик Стоунбридж на мотоцикле
"Гривз" сумел вырваться вперед и выиграть заезд. Однако во втором
заезде Чижек добился первого места и тем самым обеспечил себе победу на
этапе в целом. Он возглавил таблицу кубковых соревнований, имея 38
очков и опережая ближайшего соперника Мюллера из ФРГ на 24 очка.
На очередной этап Европейского кубка в ФРГ прибыло 48 гонщиков,
в том числе четверо чехословацких – Чижек, Рон, Хара и Гамершмид на
мотоциклах "Ява". В связи с малым успехом мотоциклов марки "Чезет" их
участие в мотокроссах было приостановлено. В ФРГ чехословацких гонщиков
постигла неудача. В финальном заезде вскоре после старта Чижек упал.
Поднявшись, он продолжил заезд, стал быстро пробиваться вперед, занял
уже шестое место, когда вынужден был опять задержаться из-за
неисправности заднего тормоза; ему пришлось довольствоваться лишь
седьмым местом – лучшим, чем у других наших гонщиков. Победил на этом
этапе швед Тибблин на мотоцикле "Хускварна".
В связи с затруднениями в получении выездных виз чехословацкие
гонщики не выезжали в Италию, где проводилась очередная серия
соревнований на Европейский кубок. Но это обстоятельство не могло
поставить под угрозу надежду Чижека на получение высокого европейского
титула. В конце спортивного сезона 1958 г. Чижек обрел превосходную
спортивную форму. Он добился победы на тяжелых трассах в Люксембурге и
Бельгии, отстоял свое лидерство на последних этапах, состоявшихся в
Швеции и Польше, и был заслуженно удостоен звания чемпиона Европы.
В соревнованиях на Европейский кубок по мотокроссу в классе
250сс первые три места по общим итогам заняли Я. Чижек (Чехословакия,
"Ява"") – 56 очков, Р. Тибблин (Швеция, "Хускварна") – 27 очков и Р.
Мюллер (ФРГ, "Майко") – 26 очков.
Чемпионат мира и "Мотокросс наций" в классе 500сс
Чемпионат мира в классе 500сс начался, как и соревнования на
Европейский кубок, в Австрии. Здесь победил бельгийский гонщик Г.
Скайле, второе место занял чемпион мира прошлого года Билл Нильссон. Но
уже на следующем этапе взошла звезда бельгийского гонщика Рене Бэтена,
выступающего на мотоцикле ФН. Чемпионат проходил в остром соперничестве
Бэтена и Нильссона и характеризовался постоянной нервозностью гонщиков
на стартах. Например, в Швеции старт повторялся двенадцать раз.
При определении окончательных результатов в зачет шли очки, полученные на шести наиболее успешных этапах.
Первые пять мест заняли: Р. Бэтен (Бельгия, ФН) – 42 очка, Б.
Нильссон (Швеция, АЖС) – 34 очка, С. Лундин (Швеция, "Монарк") – 33
очка, Г. Скайле (Бельгия, ФН) – 19 очков, Д. Смит (Великобритания, БСА)
– 18 очков.
"Мотокросс наций" по-прежнему оставался самым крупным и важным
кроссовым соревнованием года. На страницах западной зарубежной печати
можно было видеть подробности подготовки отдельных национальных команд
к этому состязанию. Так, например, среди гонщиков Великобритании
возникли острые разногласия относительно участия в "Мотокроссе наций"
Д. Смита, для которого этот спортивный сезон сложился неудачно. В
конечном счете британская федерация решила не включать его в состав
команды.
В южную Швецию на двенадцатый "Мотокросс наций" прибыли команды
Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Италии, Франции и Швеции.
Трасса оказалась, пожалуй, самой трудной за все время командных
первенств. Ее поверхность была песчаной, а в песке имелось немало
камней и древесных корней. Опасность усугубляли деревья, стоявшие
вблизи трассы, и тучи пыли, поднимавшиеся в воздух при невиданно жаркой
погоде в начале сентября.
Соревнования состояли из двух заездов (по 10 кругов каждый) и
финала (из 16 кругов). Первый заезд выиграл швед Нильссон, вторым был
бельгиец Бэтен, третьим – англичанин Дрэйпер. Второй заезд, в котором
конкуренция была несколько слабее, принес победу шведу Лунделлу.
Финальная езда ознаменовалась значительным успехом шведских гонщиков:
победил Нильссон, третьим был Густавссон и пятым – Лунделл. В итоге
победила команда Швеции почти с 5-минутным отрывом от команды
Великобритании и 17-минутным – от команды Франции. Бельгийская команда,
в которой финальную езду закончил лишь один Бэтен, не была
классифицирована.
Чехословацкие кроссовые мотоциклы класса 250сс
Пользовавшаяся в 1958 г. успехом кроссовая машина марки
"Ява-250" еще оставалась производной от дорожного типа. При сборке
мотоциклов постоянно использовался целый ряд серийных деталей,
находившихся на конвейере, а другие детали были лишь несколько
модернизированы.
Остановимся вначале на заводских двигателях, выпускавшихся в 1958 г. малыми сериями.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель в блоке с коробкой передач
имел диаметр цилиндра 65 мм, ход поршня 75 мм, объем 248,5сс. Мощный
коленчатый вал вращался в шарикоподшипниках. Относительно длинный
поршень изготовлялся из отливки и уплотнялся тремя чугунными поршневыми
кольцами. Цилиндры двигателей, обычно отливавшиеся из чугуна,
отличались от серийных только увеличенными каналами. Карбюратор имел
диффузор диаметром 28 мм. Система зажигания, включая генератор
постоянного тока (напряжение 6В), бралась без изменений от серийных
мотоциклов.
Четырехступенчатая коробка передач мотоцикла дорожного типа
хорошо отвечала и повышенной нагрузке кроссового мотоцикла. Оказалось
пригодным и все серийное устройство переключения передач вместе с
колоколообразным кулачком, который автоматически размыкал сцепление
перед каждым включением передачи. На первых порах гонщики высказывали
немало замечаний по поводу автоматического выключения сцепления,
жаловались, что рычаг управления коробкой передач имеет жесткий ход.
Однако на дистанции во время соревнования вряд ли оставалось время для
того, чтобы обращать внимание на жесткость хода этого рычага. Между тем
автоматическое разъединение сцепления при переключении скоростей
предохраняло коробку передач и вторичную цепь от поломок.
Рама была сварена из трубок четырехгранного профиля. Она имела
телескопическую вилку спереди и маятниковую вилку с пружинами и
амортизаторами сзади. Бак для горючего, выпускная труба с глушителем,
укороченный двойной щиток так же, как и части мотора, были серийного
производства. Передний щиток был раздельным и подрессоренным; он упруго
прикреплялся к вилке с помощью двух резиновых блоков. Этот эластичный
захват являлся новым элементом, использованным позднее и на мотоциклах
других марок. Переднее колесо с шиной 3,00X21" оборудовалось колодочным
тормозом. Размер задней шины 3,50Х19". Масса сухого мотоцикла
составляла 124 кг.
Завод "Ява" тщательно подготовился к сезону 1958 г. Кроме
двухтактного двигателя для кроссового мотоцикла был создан
одноцилиндровый двигатель 250сс с газораспределением ВРВ. Если бы
мотоцикл с двухтактным двигателем оказался тихоходным, в запасе имелся
более мощный мотор. С конструкторской точки зрения этот мотор был
выполнен на высоком уровне. Крепление его к раме осталось таким же, как
и для двухтактного двигателя, одинаковой являлась и коробка передач.
Цилиндр был изготовлен из легкого сплава с запрессованной
гильзой: первичная передача находилась на левой стороне двигателя, а
система зажигания оставлена на правой. На кроссовом мотоцикле
"Чезет-250" устанавливался четырехтактный шоссейный спортивный
одноцилиндровый двигатель. Относительно большой картер служил
одновременно картером кривошипного механизма, коробки передач и
масляным баком. Кривошипный механизм через отверстие в перегородке был
соединен с первичной передачей и коробкой передач. Нагнетательный
масляный насос подавал под напором масло к коленчатому валу и головке
цилиндра. Возникавший при работе коленчатого вала масляный туман
смазывал не только поршень и цилиндр, но также первичную передачу,
сцепление и коробку передач. Всасывающая секция масляного насоса
собирала масло со дна кривошипного пространства и коробки передач,
направляя его снова в бак. Диаметр цилиндра этого двигателя равен ходу
поршня и составлял 68 мм.
Двойная трубчатая рама, изготовляемая из хромомолибденовых
трубок, имела переднюю телескопическую и заднюю маятниковую
(качающуюся) вилки. Остальные части шасси были взяты с других
спортивных мотоциклов той же марки. Двигатель в шоссейном исполнении,
имея степень сжатия 9,5:1, обладал мощностью около 22 кВт при частоте
вращения 8500 об/мин. Достоинством двигателя и коробки передач являлись
их надежность и долговечность.
|