На чемпионате Европы в классе 250cc
В 1960 г. надежды наших кроссовых гонщиков на успех в чемпионате
Европы имели основание. Кроме завода "Ява", где были изготовлены новые
легкие мотоциклы для Чижека и его товарищей, в борьбу за очки пожелал
вступить Дивишовский завод с новым мотоциклом ЭСО, управляемым
Соучеком, а также и завод в Страконицах, подготовивший новый "Чезет".
Чемпионат Европы включал 12 этапов, из которых каждому гонщику зачитывались результаты (наилучшие) семи.
Кроссовые заезды, проведенные во время тренировочного сбора,
показали высокие скоростные качества, боевой настрой и хорошую
физическую подготовку спортсменов. Особенно хорошую спортивную форму
продемонстрировали Чижек, Кмох, Соучек, Хара и Крайчович.
Чемпионат Европы по мотокроссу в классе 250cc начался в
Швейцарии. Вот как характеризовал тогда состав участников первого этапа
чемпионата чехословацкий журнал "Мир моторов":
"Соревнование в Швейцарии свело на старте 36 гонщиков из 11
государств на мотоциклах одиннадцати разных марок, среди которых была
почетно представлена чехословацкая продукция. На мотоциклах марки "Ява"
кроме наших гонщиков стартовали еще три поляка, два француза и один
бельгийский гонщик. Из спортсменов, участвующих в чемпионате, наиболее
сильные – представители четырех стран. Среди них: чехословацкая тройка
– Чижек и Рон на мотоциклах "Ява" и Соучек на мотоцикле ЭСО; пятерка
шведов, из которых Рикардссон, Дален и Эрикссон могут претендовать на
звание чемпиона, их мотоциклы марки "Хускварна" показывают значительную
мощность при низком и высоком режимах оборотов; четверка британцев, из
которых выделяются Биккерс на мотоцикле "Гривз", Смит и Лэмпкин на
мотоциклах БСА; гонщики западногерманского завода "Майко", особенно
Бетцельбахер и Оестерле... При оценке перспективы сезона необходимо
учитывать, что шведские и британские гонщики не имели зимнего перерыва
в мотокроссах и обладают лучшей спортивной формой".
В первых соревнованиях чемпионата на сухой и травянистой
швейцарской трассе удачнее других гонщиков стартовали британцы Биккерс
и Лэмпкин. Успешно вели гонку также чехословацкие гонщики Чижек и
Соучек. К несчастью, во втором заезде Соучек упал в овраг, получил
сотрясение мозга и был отправлен в больницу. По общим итогам этого
этапа первые три места заняли Биккерс на мотоцикле "Гривз", Чижек на
мотоцикле "Ява" и Лэмпкин на мотоцикле БСА.
В состав чехословацкой команды, выезжающей на очередные
соревнования чемпионата в Бельгию и Францию, входил ведущий конструктор
спортивных мотоциклов "Ява" Я. Крживка. Ниже приводятся отдельные,
наиболее характерные, выдержки из его письменного сообщения о ходе этих
соревнований:
"Трасса бельгийского этапа располагалась за городом Вервиер в
долине, поросшей кустарником, и проходила большей частью по косогорам.
Ее крутые спуски и подъемы, колеи полевой дороги предъявляли гонщикам
повышенные требования. Прошедший накануне соревнований дождь еще более
утяжелил трассу. В первом заезде по размокшей трассе гонку уверенно
вели британские спортсмены на мотоциклах БСА и "Гривз", а также и наши
гонщики Соучек и Чижек. Последний, несмотря на неудачный старт, проявил
себя как возможный лидер соревнования. С одиннадцатого места на старте,
он уже на третьем круге переместился на третье место, на двадцатом
круге – второе, а в целом закончил дистанцию лишь в нескольких метрах
вслед за победителем Лэмпкином.
В другом заезде Чижек стартовал третьим, вскоре уже возглавил
соревнование, но на двенадцатом круге его обогнал ехавший с большим
риском Биккерс. Первое место по общим результатам завоевал Чижек,
второе – Лэмпкин, третье – Биккерс, гонщики Соучек и Рон были на пятом
и шестом местах... Конкурирующие машины БСА и "Гривз" обладали
значительной надежностью, а по своей мощности были равноценны нашим
машинам. Бельгийская трасса совершенно не подходила шведским мотоциклам
марки "Хускварна"; эти короткие и скоростные машины тяжело преодолевали
болотистую, скользкую и бугристую местность.
В местечко Пэр ля Фонтен во Франции наша команда без каких-либо
происшествий прибыла автобусом в пятницу 29 апреля. Следующий день
отводился для подготовки машин... Трасса здесь проходила в старых
известняковых каменоломнях, была твердой и пыльной, но легкой и удобной
для скоростной езды. Уже тренировка показала, что она лучше подходит
шведам, чем нашим гонщикам. Мы имели малую надежду на успех. После
тренировок один из лучших чехословацких гонщиков Соучек оказался только
на девятом месте... В обоих заездах нашим гонщикам не удалось выиграть
ни одного из первых шести мест, которые входили в оценку результатов
этапа. Победу одержал шведский гонщик Рикардссон, вторым был Биккерс,
третьим – швед Халльман".
Следующий этап чемпионата Европы в классе 250cc состоялся на
трассе в Шарке (Чехословакия). Он совпал с десятой годовщиной кроссовых
соревнований на этой трассе и вызвал большой интерес гонщиков, привлек
около ста тысяч зрителей. Помимо гонщиков, выступавших на прошедших
соревнованиях чемпионата, сюда прибыли два гонщика из СССР и два
гонщика из ГДР. В трудных состязаниях они, естественно, лишь набирались
опыта.
В соревнованиях чемпионата у себя на родине могло выступить
большее число чехословацких гонщиков. Всеобщее удивление и восхищение у
многочисленных зрителей вызвал молодой гонщик Властимил Валек на
мотоцикле "Чезет". После отличного старта, невзирая на именитых
гонщиков, он вырвался вперед, был некоторое время лидером гонки, а
закончил первый заезд третьим после Соучека и Чижека. Второй заезд был
менее успешным для чехословацких гонщиков, однако, Соучек, для которого
этот день стал особенно памятным, сумел добиться второго места, а по
сумме двух заездов оказался победителем соревнований. Валек занял общее
пятое место.
Затем соревнования чемпионата переместились в Польшу, куда
прибыло меньшее число участников, потому что организаторам этого этапа
не удалось договориться с гонщиками Швеции и ФРГ о стартовом
вознаграждении. На трудной холмистой трассе развернулся поединок между
Чижеком и Биккерсом. После старта лидировал Чижек, но на пятом круге
его обошел опытный Биккерс. На большой скорости, преследуя соперника,
Чижек упал. Возобновив езду, он еще два круга продолжал гонку в быстром
темпе, но на оставшемся отрезке дистанции скорость снизилась, а к
финишу прибыл почти в обморочном состоянии (у него оказалось сотрясение
мозга). Падение постигло и Рона. Биккерс завоевал первое место, Соучек
– второе и Валек – третье.
О соревнованиях чемпионата Европы на трассе в Италии
свидетельствуют заметки очевидца – ведущего конструктора кроссовых
мотоциклов народного предприятия "Ява" Я. Кубичека:
"Трасса, проходившая по кругу, образованному в лесной холмистой
местности, была неудобной для обзора и состояла большей частью из
крутых поворотов, идущих параллельно. Поверхность трассы – осыпь из
мелкого камня, сильно заболоченная в нижних изгибах вследствие
прошедших дождей. Ширина трассы соответствовала инструкции ФИМ (4 м),
но обгон был фактически не возможен нигде, кроме стартового участка,
так как проходимой была часть трассы шириной 2 м, а дальше по обе
стороны корни деревьев и камни угрожали гонщикам падением.
Воскресный тренировочный заезд оценивался по достигнутому
времени; от этого зависел допуск гонщиков к основному заезду в
понедельник. Многие иностранные гонщики по различным причинам показали
недостаточно высокое время и, следовательно, не могли участвовать в
соревновании. Тогда жюри, состоявшее из представителей нескольких
стран, приняло решение допустить к основным заездам всех приглашенных
гонщиков. В результате трасса оказалась переполненной, что привело
затем к групповым падениям.
Старт соревнования отличался большой нервозностью гонщиков и
повторялся несколько раз. В том старте, который был сочтен правильным,
успешно стартовал итальянский гонщик Остереро, который и стал
победителем первого заезда. Чижек и Рон стартовали на двенадцатом и
пятнадцатом местах. Еще на первом круге произошло столкновение нашего
гонщика Земена с англичанином Биккерсом, в результате которого оба
получили травмы и сошли с дистанции. Соучек, занимавший в заезде второе
место, тоже выбыл из соревнований в связи с неисправностью мотора.
Неудачно сложился для чехословацких гонщиков и второй заезд.
Победителем соревнований вновь был признан итальянский гонщик Остереро
на мотоцикле "Бианки". Трасса чемпионских заездов в Италии не позволяла
совершать удачные обгоны; места гонщиков зависели главным образом от
успеха на старте. На примере итальянских гонщиков можно сказать, что
победу обеспечивает хорошее знание трассы и удачный старт".
Три дальнейших этапа соревнований чемпионата Европы – в ГДР,
Финляндии и Люксембурге – окончательно похоронили надежды чехословацких
гонщиков на победу. В ГДР Чижек добился в тренировочном заезде лучшего
времени и мог выбрать для себя перед началом основного заезда любое
место на стартовой линии. Но оказалось, что по обе стороны от него
встали англичанин Биккерс и швед Дален, которые после старта
блокировали чехословацкого гонщика и оттеснили его из числа первых
гонщиков на трассе. Во втором заезде Чижек имел запоздалый старт и
пришел к цели, как и в первом заезде, лишь девятым.
Трасса в Финляндии имела длину 1560 м и проходила в основном по
лесу без значительных перепадов высоты. Ее ширина позволяла проводить
обгон на любом участке. Протяженность каждого заезда составляла 20
кругов. В первом заезде вскоре после старта несчастный случай исключил
Чижека не только из проходившего, но и всех остальных соревнований
чемпионата Европы. Виновником несчастья был один из гонщиков,
столкнувшийся с машиной Чижека, и тот, не имея времени выровнять
машину, налетел на большой скорости на дерево. Пострадавшие были
отправлены в больницу. Победителем соревнований на финской трассе стал
Лэмпкин.
На этапе в Люксембурге выбывшего Чижека заменил Крайчович, но
здесь получил травму Соучек. Первые три места по итогам заездов в
Люксембурге соответственно заняли Смит, Биккерс и Халльман.
Последние этапы соревнований, проходившие в Великобритании,
Швеции и ФРГ, практически уже не могли внести существенных изменений ни
в результаты чехословацких гонщиков, ни в продвижение к победе
английского гонщика Биккерса, выступавшего на мотоцикле "Гривз" и
набравшего 48 очков. Следующие 5 мест заняли: Смит (Великобритания,
БСА) – 35 очков, Соучек (Чехословакия, ЭСО) – 26 очков, Рикардссон
(Швеция, "Хускварна") – 25 очков, Лэмпкин (Великобритания, БСА) – 25
очков и Дален (Швеция, "Хускварна") – 25 очков.
"Мотокросс наций" под дождем
Чемпионом мира по мотокроссу в классе 500cc, как и в 1957 г.,
стал скромный шведский гонщик Билл Нильссон на одноцилиндровом
четырехтактном мотоцикле "Хускварна".
Однако, как и в прошлые годы, кульминационными соревнованиями
сезона был очередной, четырнадцатый "Мотокросс наций", проходивший
впервые во Франции. Национальные команды (каждая из 5 человек) прибыли
из Великобритании, Бельгии, Дании, Голландии, Италии, Швеции, Швейцарии
и Франции. Из ФРГ приехала команда из трех гонщиков.
Условия соревнований были известны заранее, но дождливая погода
и грязная трасса внесли поправки. Гонщики были поделены на две группы.
Каждая группа должна была совершить заезд, включавший 15 кругов. Выход
в финальный заезд из 25 кругов гарантировался трем лучшим гонщикам
национальной команды при условии, если они прибудут к цели не позднее
чем через 5 мин после победителя.
Дождь и шины кроссовых мотоциклов превратили прежнюю
травянистую поверхность трассы в непролазную грязь. Международное жюри
по соглашению с организаторами мотокросса сократило количество кругов
заезда до 10, а финала до 22, исключило на дистанции два наиболее
крутых подъема, но все это не намного улучшило условия соревнований. В
первом заезде первым финишировал гонщик команды Великобритании Д.
Рикман, а за ним в обусловленное время финиша достигли еще три гонщика
(англичанин, голландец и бельгиец). Во время второго заезда состояние
трассы ухудшилось, так как продолжался сильный дождь. Гонщики падали на
подъеме, многие из них возвращались вниз, чтобы сделать новую попытку
преодолеть подъем. Этот тяжелый заезд выиграл швед Лунделл на машине
"Монарк", второе место занял англичанин Д. Смит на мотоцикле БСА.
Другие гонщики имели потери во времени больше 5 мин и не были
классифицированы.
Скова заседало международное жюри, чтобы принять решение в
сложившейся ситуации. По условиям получалось, что только из британской
команды три гонщика получали допуск в финал, а из других национальных
команд в финал проходило максимум по одному гонщику. Следовало решить,
как же дальше продолжать соревнование. Принятое решение сводилось к
тому, что руководители каждой национальной команды могли выделить трех
гонщиков, которые проведут соревнование на личное первенство и тем
самым вознаградят промокших и продрогших зрителей. В этом соревновании
победил Д. Смит. Команда Великобритании заняла первое место в командном
зачете.
Чехословацкие кроссовые мотоциклы в 1960 г.
На мотоцикле "Ява-250" мотор по своему внешнему виду и
конструкции остался прежним, зато полностью была обновлена рама,
которая стала двойной. Только передняя и верхняя трубы остались
одинарными. К передней трубе под кронштейном двигателя приваривался
изгиб двойной рамы из хромомолибденовых труб диаметром 18 мм. Рама
изгибалась у задней части мотора вверх и заканчивалась под седлом.
Отсюда отходили назад две трубки для крепления грязевого щитка и седла
Пространственная конструкция рамы обеспечивала прочность соединения
всех ее частей, гарантировала раме достаточные жесткость и
сопротивление скручиванию.
Были усовершенствованы задняя маятниковая (качающаяся) вилка и
ее пружинящие элементы; последние дополнялись гидравлическими
амортизаторами. Передняя вилка не отличалась по своему решению от вилок
серийных машин, но была укорочена, что уменьшало клиренс мотоцикла. Ход
передней телескопической вилки составлял 130 мм. Замена жестяных
кожухов внешних пружин кожаными способствовала снижению общей массы. Из
тех же соображений для изготовления крыльев и основания седла была
использована пластмасса.
Подверглись конструкторской переработке и колеса "Явы-250".
Вместо типичных центральных тормозных барабанов здесь на одностороннем
тормозном барабане устанавливался сварной металлический конус с более
широким основанием. Размер передней шины составлял 2,75X21", задней
3,50X19". На заднем колесе мотоцикла имелась довольно большая звездочка
(65 зубьев), изготовленная из дюралюминия и прикрепленная болтами к
ступице. Ее диаметр составлял две трети диаметра колеса мотоцикла. Цепь
предохранялась кожухом только сверху, а под качающимся плечом вилки она
проходила через глазок, который ограничивал колебания ее слабо
натянутой части. Обращало на себя внимание также и седло, достаточно
высокое и без заметных углов и ребер.
Мотор на мотоцикле "Ява-250" был одноцилиндровый с умеренным
наклоном алюминиевого цилиндра, имеющего чугунную гильзу. В головке
цилиндра размещались две свечи, которые могли вводиться в работу
одновременно или поочередно с помощью выключателя под головной частью
рамы. Степень сжатия – 11,3:1, мощность – 17 кВт при частоте вращения
5250 об/мин, т. е. мотор обладал значительной мощностью при
сравнительно низких оборотах. Генератор тока с двумя катушками
зажигания был расположен справа от коленчатого вала, а слева находилась
звездочка первичной передачи с дуплексной цепью.
Сцепление здесь имело уже ферродовые диски, обладавшие высокой
прочностью. Коробка передач была четырехступенчатой с автоматическим
отключением, как у всех серийных машин "Ява". Выпускная труба с
сигарообразным глушителем эластично укладывалась на длинном держателе
ниже седла и могла слегка покачиваться из стороны в сторону. Общая
масса мотоцикла "Ява-250" составляла 110 кг.
Хотя гонщики известного предприятия ЧЗМ являлись лидерами
мотокроссовых соревнований в классе 175cc, их внимание все больше
привлекала "двестипятидесятка". Несмотря на неудачу с четырехтактным
мотоциклом "Чезет" в 1958 г., молодой гонщик и конструктор Зденек
Поланка выступил инициатором создания нового кроссового мотоцикла
"Чезет" в классе 250cc. При конструировании этой машины большое
внимание было уделено тому, чтобы не усложнять технологию производства
мотора, взяв за основу мотор серийного мотоцикла "Чезет-125". Другими
преимуществами помимо экономичности производства были относительно
небольшие общая масса и размеры мотора, недостатком – малый размер
коробки передач.
Диаметр щёк коленчатого вала кроссового мотоцикла "Чезет-250"
составлял всего 106 мм. Со стороны первичной передачи он был уложен на
двух шарикоподшипниках, а со стороны системы зажигания – на одном
двухрядном. Первые двигатели имели двухрядный сферический подшипник,
который позднее был заменен более прочным подшипником с косоугольным
стыком. В нижней головке короткого и легкого шатуна, надетой на
кривошипный палец, монтировался роликовый подшипник без сепаратора.
Чугунный цилиндр имел сравнительно редкое оребрение. Ребра наносились
прерывисто, чтобы уменьшить тепловую деформацию. В камере сгорания была
только одна вертикально размещенная свеча.
Карбюратор "Иков" чехословацкого производства имел диффузор
диаметром 28 мм. Зажигание, как и у других спортивных мотоциклов
"Чезет", не имело капризного аккумулятора. Предохраняемая от высокой
температуры и вибрации катушка зажигания была расположена на трубе рамы
под баком.
Имея диаметр цилиндра 70 мм и ход поршня 64 мм, мотор обладал
мощностью 17–18 кВт. Изменение мощности зависело от конструкции
глушителя. Так называемые "тихие глушители", близкие к серийным,
обеспечивали хорошую приемистость при низких оборотах, однако снижали
пик мощности. Другой тип (с "шумными глушителями") позволял достигать
максимальной мощности при частоте вращения 6250 об/мин.
Первичную передачу на левой стороне мотора составляли три
(включая "паразитную") шестерни. Работа этой передачи сопровождалась
неприятным пронзительным скрежетом, но отличалась надежностью, а это
было главным. Под левой крышкой размещалось многодисковое сцепление с
дисками из стали и ферродо.
Наиболее слабой частью кроссового мотоцикла "Чезет-250"
являлась четырехступенчатая двухвальная коробка передач. Зубья на ее
валах в результате большого давления и перегрузок во время кроссовых
заездов быстро стирались и изнашивались. Другой недостаток состоял в
том, что вторая и третья ступени не включались до конца (до упора).
Нередко вместо второй ступени включалась нейтральная (между второй и
третьей) или даже третья ступень.
В отличие от мотоциклов "Ява" кроссовые машины "Чезет" имели
новый мотор, но старое шасси. Простая, лишь под мотором раздвоенная,
рама была изготовлена из хромомолибденовых труб круглого профиля.
Передняя телескопическая вилка и оба колеса были заимствованы у прежних
мотоциклов той же марки.
На заводе в Дивишове большие усилия прилагались к
совершенствованию конструкции и повышению мощности двигателя кроссовых
мотоциклов ЭСО.
После включения в народное предприятие "Ява" завод
сосредоточился на развитии и производстве спортивных мотоциклов для
спидвея. Новые мотоциклы марки "Ява" для состязаний на гаревых и
ледяных гонках не имеют равноценной конкуренции во всем мире.
|