Накануне спортивного сезона
Период между спортивными сезонами был характерен переговорами
сильнейших мотогонщиков с производителями мотоциклов о контрактах на
сезон 1970 г. Бельгийские гонщики Ж. Робер и С. Гебоерс после посещения
Японии подписали соглашение сроком на три года с японской фирмой
"Сузуки". В печати появились сенсационные сообщения о крупных суммах,
которые эти гонщики получили при подписании контракта.
Опытный шведский гонщик О. Петерссон, который первым добился
успеха на мотоцикле "Сузуки" и вывел его на чемпионат мира по
мотокроссу, стал, видимо, за свои заслуги, третьим заводским гонщиком
японской фирмы.
Предстоящий переход Робера и Гебоерса с мотоциклов "Чезет" на
мотоциклы "Сузуки" сказался уже в ходе зимней серии кроссовых
соревнований в США. Оба эти гонщика в соответствии с прежним
соглашением должны были стартовать здесь на машинах "Чезет", но,
преследуя свои будущие цели, они уже не стремились к победе на
"Чезетах". Первые три места завоевали шведские гонщики на мотоциклах
"Хускварна" во главе с А. Крингом. Из Чехословакии на соревнования в
США выезжал единственный участник - молодой гонщик Иржи Стодулка,
занявший четвертое место.
В Чехословакии началом сезона в марте были три
"короткометражных" мотокросса в обоих классах, показанные по
телевидению. Они проводились на трассе с ледяной и снежной
поверхностью, огороженной высокими снежными барьерами. По существу, это
были зимние мотокроссы, вызвавшие большой интерес телезрителей.
Заслуженную победу в них одержал В. Валек на мотоцикле "Ява". Накануне
сезона в связи с ранением на тренировке надолго вышел из строя
способный молодой гонщик предприятия "Ява" Ярослав Гомола.
Чемпионаты мира и международные командные мотокроссы 1970 г.
Чемпионат мира по мотокроссу в классе до 500сс начался в
Швейцарии. Первый этап ясно показал расстановку сил. Уже после
тренировки было очевидно, что только шведские гонщики Эберг и Кринг на
мотоциклах "Хускварна" могут быть лидерами чемпионата. Другими
претендентами на первые места могли стать гонщики Вайль и Юнссон,
выступавшие на мотоциклах "Майко".
Что касается гонщиков Великобритании, располагавших мотоциклами
БСА, то было заметно их отставание, тем более, что лучший гонщик Бэнкс
еще не полностью поправился после полученной травмы. Бельгийский гонщик
Р. де Костер, ранее выступавший на мотоцикле "Чезет" в классе до 500сс,
теперь перешел по желанию завода ЧЗМ на "двестипятидесятку". В трудной
ситуации находился трижды чемпион мира Пауль Фридрихс, побежденный в
прошлом году. Хотя он и обладал еще хорошим стилем езды, но выдающиеся
способности шведских гонщиков Эберга и Кринга, их оптимизм тяжело
сказывались на его нервах.
Победу на первом этапе, проходившем в Швейцарии, одержал Эберг.
Он же победил на следующем этапе в Австрии, а вторым у цели был А.
Кринг. Затем, перейдя в решительное наступление, Кринг выиграл подряд
три этапа соревнований чемпионата, которые проводились в Голландии,
Франции и Финляндии. На этапе в Швеции лидеров постигли падения, и
победа досталась их соотечественнику Хаммаргрену.
Следующий очередной этап чемпионата состоялся в Голицах (ЧССР).
У себя на родине в заездах чемпионата приняли участие гонщики Халм,
Валек и Стодулка. Но и здесь Эбергу вновь удалось добиться убедительной
победы. Затем соревнования чемпионата проходили в СССР. При отсутствии
на них шведских гонщиков первого места сравнительно легко добился
Фридрихс. Девятый по порядку этап соревнований чемпионата в ФРГ выиграл
Эберг.
Последние три этапа проходили без Кринга, получившего травму.
Они носили драматический характер. Эбергу не удалось достичь победы ни
в ГДР, где первое место занял его соотечественник Юнссон на мотоцикле
"Майко", ни в Бельгии, где на первое место вышел бельгийский гонщик Р.
де Костер на мотоцикле "Чезет".
Перед заключительным этапом чемпионата в Люксембурге три
гонщика имели возможность завоевать высокий титул чемпиона: Кринг (80
очков), Юнссон (77 очков) и Эберг (70 очков). В ходе соревнований
хладнокровный и опытный Эберг с большим преимуществом выиграл оба
заезда и тем самым обеспечил себе во второй раз звание чемпиона мира.
Ниже приводятся общие результаты чемпионата мира по мотокроссу в классе до 500сс (первые восемь мест):
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Эберг |
Швеция |
Хускварна |
88 |
2 |
Кринг |
Швеция |
Хускварна |
80 |
3 |
Юнссон |
Швеция |
Майко |
77 |
4 |
Фридрихс |
ГДР |
Чезет |
60 |
5 |
Хаммаргрен |
Швеция |
Хускварна |
59 |
6 |
Вайль |
ФРГ |
Майко |
55 |
7 |
Теувиссен |
Бельгия |
Хускварна |
50 |
8 |
Томан |
ЧССР |
Чезет |
40 |
Чемпионат мира в классе 250сс, как и в прошлые годы, начался в
Испании. Оба заезда завершились победой бельгийских гонщиков Робера и
Гебоерса, поделивших между собой два первых места. Они выступали на
мотоциклах "Сузуки". Наши гонщики из-за осложнений с получением
испанской визы опоздали на первый этап. Правда, на последующих этапах
соревнований успех сопутствовал нашему известному гонщику Мирославу
Халму. В результате прошедших семи этапов он сумел занять на чемпионате
мира второе место после Гебоерса, третье место в таблице занимал Робер.
Но на остальные этапы чемпионата у Халма уже не хватило сил.
На заключительных соревнованиях чемпионата мира вновь
обострилась борьба за первое место между Робером и Гебоерсом, за ними
шли бельгиец Р. де Костер и финн Миккола. Уже в Швейцарии на
предпоследнем этапе Робер мог бы вновь стать чемпионом мира, если бы
выиграл оба заезда. Первый заезд завершился победой Робера. Но во
втором заезде Гебоерс повел активное наступление, во время которого
между этими гонщиками произошел инцидент, после которого Роберу
пришлось продолжить заезд без оторвавшегося переднего щитка, и он
закончил его четвертым. Таким образом, исход борьбы за первые места
должен был решиться на последнем этапе чемпионата в Австрии. Здесь,
оттеснив Гебоерса, Робер занял второе место и вновь, уже в третий раз,
стал чемпионом мира.
Общие итоги чемпионата мира 1970 г. в классе 250сс (первые десять мест):
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Робер |
Бельгия |
Сузуки |
96 |
2 |
Гебоерс |
Бельгия |
Сузуки |
94 |
3 |
Р. де Костер |
Бельгия |
Чезет |
74 |
4 |
Миккола |
Финляндия |
Хускварна |
73 |
5 |
Халм |
ЧССР |
Чезет |
70 |
6 |
Палм |
Швеция |
Хускварна |
43 |
7 |
Петерссон |
Швеция |
Сузуки |
42 |
8 |
Хансен |
Швеция |
Хускварна |
35 |
9 |
Стодулка |
ЧССР |
Чезет |
29 |
10 |
Кавинов |
СССР |
Чезет |
21 |
Международный командный мотокросс "Трофей наций",
тринадцатый по счету, был проведен в Швеции. Он включал два
квалификационных заезда и один финальный. Из прибывших 14 национальных
команд лидером мотокросса считалась, конечно, команда Швеции, в состав
которой входили Эберг, Петерссон, Хансен, Палм и выздоровевший Кринг.
Нашу страну представляли гонщики Стодулка, Халм, Хуравый, Глоус и
Томан.
Победителем первого заезда вышел финский гонщик Миккола,
опередивший Хансена и Палма, во втором заезде первенствовал бельгийский
гонщик Гебоерс, оставив позади себя Робера и Стодулку. Финальный заезд,
проходивший под дождем, принес крупное поражение шведским гонщикам,
которым пришлось почти всем сойти с трассы из-за поломок машин или
падения. Финишировать из них смог только Петерссон. Набрав 8 очков,
победу одержала команда Бельгии (первым финишировал Гебоерс, третьим у
цели был Р. де Костер, четвертым - Робер). Второе место завоевала
команда ЧССР (33 очка), третье - команда Финляндии (39 очков).
"Мотокросс наций" состоялся 20 сентября вблизи
Милана (Италия). В нем приняли участие команды (по пять гонщиков в
каждой) Швеции, Бельгии, Великобритании, Франции, Дании, Швейцарии,
Голландии, Италии, СССР и ЧССР. Другие страны не могли прислать свои
команды, так как не имели достаточной численности первоклассных
гонщиков на кроссовых "пятисотках". Далеко не каждый гонщик класса
250сс был в состоянии вести заезды на "пятисотках". Пересесть с более
мощного мотоцикла на менее мощный было намного легче.
Чехословацкая команда тщательно готовилась к "Мотокроссу
наций". Основным гонщиком в команде снова стал В. Валек на мотоцикле
"Ява-420". Кроме него в нашу команду входили Гамершмид, Стодулка, Халм
и Томан. Во время тренировочных заездов они показали хорошие
результаты. Но было ясно также, что шведские гонщики полны решимости
реабилитировать себя за поражение на предыдущем "Трофее наций".
"Мотокросс наций" проводился в форме двух заездов по 40 мин. На
старты выходили все 50 прибывших гонщиков. В первом заезде успешно
стартовали чехословацкие гонщики Стодулка, Томан и Валек, а двум другим
нашим гонщикам не повезло: Халм стал жертвой большого завала, в котором
оказалось 25 гонщиков, а Гамершмид упал сам, после чего продолжал заезд
слишком медленно. Первую тройку чехословацких гонщиков атаковали, а
затем и обогнали Юнссон и Эберг, занявшие первое и второе места. Во
втором заезде победу завоевал Стодулка на мотоцикле "Ява-420", ему же
было присуждено первое место в индивидуальном зачете "Мотокросса
наций". В командном зачете первые три места заняли команды Швеции (27
очков), Бельгии (48 очков) и ЧССР (60 очков).
Японские кроссовые мотоциклы
Сезон 1970 г. был отмечен большим интересом к японским
техническим достижениям. Фирма "Сузуки" не только заполучила путем
контрактов лучших гонщиков, но и подготовила для них необходимое
количество заводских мотоциклов и сопровождающий персонал. Кроме машин
в классе 250сс для чемпионата мира были изготовлены и переданы
заводским гонщикам мотоциклы "Сузуки-370" для участия в международных
соревнованиях.
Кроссовый "Сузуки-250" модели "РХ70" имел двухтактный
одноцилиндровый двигатель с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64
мм. Объем цилиндра составлял 246сс. Необычными были картер с редким
оребрением и коленчатый вал небольшого размера. Ребра на цилиндре
изготовлялись прерывистыми, головка цилиндра была сравнительно низкой.
Японский карбюратор "Кейхин" имел диаметр диффузора 32 мм.
Передняя передача монтировалась на правой стороне двигателя и
оснащалась шестернями с прямыми зубьями. Сцепление было многодисковым и
работало в масляной "ванне". Пятиступенчатая коробка передач вместе с
длинной и очень тонкой концевой трубой глушителя свидетельствовала, что
двигатель имел узкий диапазон рабочих оборотов. Согласно японским
данным, двигатель со степенью сжатия 7:1 имел мощность только 22 кВт
при частоте вращения 7000 об/мин и самую благоприятную кривую мощности.
Сухая масса мотоцикла "Сузуки-250" находилась в пределах 82-88
кг, следовательно, это была самая легкая "двестипятидесятка". Рама,
сваренная из тонкостенных стальных хромомолибденовых труб, весила всего
7,5 кг. Непривычным было устройство задней маятниковой вилки, сваренной
из алюминиевых листов и труб. Колеса с очень легкими электроновыми
ступицами имели испанские дюралюминиевые ободья. Остальные части шасси
по своей конструкции походили на аналогичные части кроссовых мотоциклов
иных марок с той лишь разницей, что в их отделке японские производители
настойчиво добивались снижения массы.
Мотоцикл "Сузуки-370" был производным от "двестипятидесятки" и
не относился к числу лучших кроссовых мотоциклов своего класса.
Двигатель обладал мощностью 29 кВт при частоте вращения 6500 об/мин, но
характер протекания кривой мощности был худшим, чем у мотоциклов
"Хускварна" или чехословацких. Его главное преимущество состояло в
низкой общей массе - около 96 кг.
Европейские кроссовые мотоциклы
В Великобритании, при некотором застое в развитии мотоциклов БСА, создаются новые кроссовые мотоциклы марок АЖС и "Гривз".
У мотоцикла АЖС-380, имевшего элегантный внешний вид, были
двухтактный одноцилиндровый двигатель и небольшого размера шасси.
Двойная трубчатая рама имела переднюю телескопическую вилку. Подвеска
переднего колеса отличалась сильно выдвинутой относительно труб вилки
осью. Удачно была выполнена проводка выпускной трубы над головкой
цилиндра под топливным баком. Однако и после модернизации мотоцикл
сохранял следы английской конструкторской школы, в частности,
традиционную цепную переднюю передачу на отдельную коробку передач.
"Гривз-380" имел двухтактный одноцилиндровый двигатель.
Отличительными особенностями мотоцикла являлись: выведение из цилиндра
двух выпускных труб и соединение их над двигателем, эксцентрик для
смещения оси заднего колеса и карбюратор с центральной поплавковой
камерой. Коробка передач, как и у других британских мотоциклов, была
отделена от двигателя.
На мотоциклах "Чезет" и "Ява" не произошло существенных
изменений. У мотоциклов "Чезет-250" были частично облегчены при монтаже
некоторые детали, изготовленные из специальных материалов. Объем
цилиндра кроссовых мотоциклов "Чезет" в классе до 500сс увеличился с
360 до 380сс. Выпускная труба с учетом пожеланий гонщиков была
проведена под мотором. На мотоцикле "Ява" в классе до 500сс шасси
оставалось практически прежним, однако, в двигателе, как у других новых
спортивных мотоциклов той же марки, вводились четыре перепускных
канала, что способствовало повышению его мощности.
Испанские мотоциклы "Бультако" и "Монтеса" также не претерпели
особых перемен. На мотоцикле "Майка" (ФРГ) была модернизирована
передняя вилка, скользящая труба которой получила ход около 205 мм, что
улучшило динамические качества машины, особенно на крутых спусках.
Не отмечалось технических новинок и у шведской фирмы
"Хускварна", сосредоточившей пристальное внимание на продаже своих
удачных кроссовых мотоциклов на международном рынке.
|