Распоряжения ФИМ на предстоящий спортивный сезон
Принятая год назад система самостоятельных оценок каждого заезда на
чемпионатах мира вызвала острую дискуссию на осеннем конгрессе ФИМ в
Мадриде и весеннем конгрессе той же организации в Женеве. Против новой
системы выступила широкая спортивная общественность. Однако после
длительных споров при обсуждении проектов, внесенных отдельными
национальными федерациями мотоспорта, конгресс ФИМ решил сохранить
установленный порядок, уже действовавший на протяжении спортивного
сезона 1973 г.
Важным техническим нововведением в мотокроссовых соревнованиях
начиная с 1974 г. явилось предписание ФИМ об ограничении шума
мотоциклов. Организаторы соревнований в Европе и особенно в США часто
сталкивались с трудностями при получении разрешения на проведение
соревнований, так как жители, проживающие вблизи трассы, жаловались на
большой шум, исходивший от спортивных мотоциклов. Несмотря на присущий
ФИМ консерватизм, она вынуждена была решать эту проблему, приступив с
1974 г. к ограничению уровня шума кроссовых мотоциклов и к контролю за
ним статистическим методом.
Перед стартом все мотоциклы должны были подвергаться шумовой
проверке, при этом гонщик или механик повышал обороты незагруженного
мотора до предписанного предела в зависимости от объемных классов, а
именно:
до 125сс - 5500 ± 200 об/мин;
до 250сс - 5000 ± 200 об/мин;
до 500сс - 4500 ± 200 об/мин.
Для указанных выше пределов уровень шума не должен превышать 92
децибела (дБ); в перспективе намечалось дальнейшее снижение этой
величины. Измерение шума производилось микрофоном, размещенным на
высоте 1,2 м и на удалении 15,2 м от мотоцикла со стороны выпускной
трубы.
Конгресс ФИМ утвердил на 1974 г. серию международных
соревнований из 15 этапов на кубок ФИМ в классе 125сс и из 11 этапов на
кубок ФИМ в классе мотоциклов с коляской. Хотя эти соревнования не
считались официально чемпионатами мира, но система их организации и
проведения была такой же, как и чемпионатов мира по мотокроссу в
классах 250 и 500сс.
Моисеев или Фалта!
Чемпионат мира по мотокроссу в классе 250сс начался традиционно
в Испании на трассе вблизи Барселоны. Из ЧССР на первый этап чемпионата
смог прибыть лишь один гонщик - Ярослав Фалта, имевший к этому времени
хорошую спортивную форму. Но в первом заезде он занял только
четырнадцатое место, а победу одержал малоизвестный бельгийский гонщик
Бовен на мотоцикле "Монтеса", опередивший советского гонщика П. Рулева.
Во втором заезде лидировал и победил советский гонщик Геннадий Моисеев
на мотоцикле КТМ, опередив бельгийца Эвертса на мотоцикле "Пух".
Третьим у цели был Фалта на мотоцикле "Чезет".
В соревнованиях второго этапа чемпионата, проходившего в Италии,
наряду с Фалтой приняли участие еще два чехословацких гонщика - Велки и
Баборовский. Оба заезда в нелегкой борьбе с лучшими гонщиками мира
выиграл Фалта; второе место на этапе занял Велки, третье - Эвертс.
Вот что рассказал автору об этих соревнованиях на итальянской
трассе Я. Бржиза, возглавлявший в 1974 г. чехословацкую команду на
чемпионате мира в классе "двестипятидесяток":
"...Фалта имел тогда возможность помериться силами на тяжелой
трассе с гонщиками на машинах японского, австрийского, испанского,
шведского и немецкого производства. Первый заезд проходил драматически.
После старта группу гонщиков возглавил Моисеев из СССР, на третьем
круге его обогнал Померой из США на мотоцикле "Бультако" и лидировал до
тринадцатого круга. Затем оба гонщика сошли с дистанции по причине
дефектов, появившихся на мотоциклах. Фалта начиная с четырнадцатого
круга стал лидером гонки и закончил заезд первым. Велки, имевший
неудачный старт, пришел к цели восьмым. На пыльной, каменистой трассе
при температуре воздуха свыше 30°С разгорелось упорное соперничество во
втором заезде. После третьего круга и до окончания заезда лидировал на
дистанции Фалта. Опередив нашего гонщика Велки, второе место в заезде
занял Моисеев".
Успех Фалты в Италии поднял настроение чехословацких болельщиков
мотокросса, которые на протяжении последних лет почти смирились с тем,
что лавры с международных мотокроссов увозили иностранные гонщики на
японских мотоциклах. Несмотря на пасмурную погоду, очередной этап
чемпионата мира, проводившийся в Голицах (ЧССР), привлек небывало много
зрителей.
Уже в тренировочной езде Фалта и выступавшие вместе с ним
Баборовский, Хуравый и Халм показали наилучшую скорость. Чехословацкие
мотоциклы "Чезет" класса 250сс в результате модернизации стали более
легкими, приблизившись по своей общей массе вплотную к границе
установленного лимита. Было приятно наблюдать, как на трудных, разбитых
участках трассы, где гонщики конкурирующих машин с большим напряжением
выдерживали нужное направление, наши гонщики продвигались уверенно на
послушных им мотоциклах "Чезет" с задними пневматическими
амортизаторами новой конструкции.
На старте первого заезда в Голицах Фалта несколько задержался,
но все равно к восхищению зрителей во главе участников заезда на
дистанции мчалась тройка чехословацких гонщиков. Фалта стремился
догнать своих товарищей, однако на десятом круге был вынужден покинуть
соревнование - отказало зажигание. Первые два места завоевали Хуравый и
Баборовский. Во втором заезде, даже при неудачном старте, победителем
вышел Фалта, опередив Халма. После трех этапов первое место в таблице
чемпионата занимал Фалта (55 очков), второе - Моисеев (40 очков),
третье - Эвертс (39 очков).
На четвертом этапе, который состоялся в Польше, значительного
преимущества над Фалтой добился Моисеев, одержавший победу в обоих
заездах. В первом заезде Фалту постигло падение, во втором заезде он
покинул дистанцию ввиду неисправности мотоцикла. В последующих
соревнованиях чемпионата на трассах Югославии, Великобритании, ФРГ и
Голландии борьба за первое место шла в основном между Моисеевым, Фалтой
и Эвертсом. Неожиданно завершился лишь этап, проводившийся в ФРГ, где
второе и третье места заняли тускнеющие звезды международных
мотокроссов - бельгийские гонщики Робер и Гебоерс, а на первое место
вышел их соотечественник Райе.
Перед последними тремя этапами чемпионата мира Моисеев, хотя и
опережал Фалту на 16 очков, но наш гонщик имел пять побед в заездах, а
Моисеев только три. Количество побед могло сыграть решающую роль при
окончательном подведении итогов чемпионата. Однако в предстоящих
соревнованиях на песчаных трассах в Финляндии и Швеции у Моисеева были
лучшие шансы на победу, так как он успешнее преодолевал песчаные
участки, чем Фалта.
В первом заезде на финской трассе Моисеев после падения получил
лишь одно очко, не входившее в общий зачет. Фалта сумел добиться
второго места. Во втором заезде, даже после неудачного старта, Моисеев
одержал убедительную победу, оставив на втором месте шведского гонщика
Андерссона на мотоцикле "Ямаха". Теперь первые три места в таблице
чемпионата распределились в таком порядке: Моисеев - 135 очков,
Фалта-121 очко, Эвертс - 113 очков. Фалта еще имел перспективу на
завоевание титула чемпиона. Но на шведской трассе он получил лишь 8
очков во втором заезде, который выиграл Моисеев.
Перед заключительным этапом чемпионата на трассе в Швейцарии
порядок размещения гонщиков на первых трех местах не изменился: Моисеев
- 145 очков, Фалта - 129 очков, Эвертс - 116 очков. Теоретически Фалта
имел еще возможность стать чемпионом мира, если бы Моисеев не получил в
Швейцарии ни одного очка, а сам Фалта одержал бы победу в одном из
заездов и занял хотя бы шестое место в другом.
При проведении последнего этапа чемпионата мира в Швейцарии
отмечались организационные неурядицы, а на трассе слишком низкое
стартовое устройство не обеспечивало нормальный старт. В первом заезде
лидерство на дистанции захватил Фалта, но вследствие легкого
столкновения с соседним гонщиком прибыл к финишу третьим. Моисееву
пришлось покинуть трассу из-за поломки сцепления.
Второй заезд имел несчастливое начало. Несколько гонщиков и
среди них, к сожалению, Фалта перескочили через низкое стартовое
устройство и повели гонку. Вскоре после этого в конце стартовой полосы
произошел большой завал, в котором оказались 15 гонщиков. Организаторы
соревнований не прекратили заезд, и Фалта продолжал гонку ради
достижения победы, к которой спортсмен стремился даже после группового
падения гонщиков. Он первым пришел к цели, но не был признан
победителем заезда. Во время работы международного жюри, которое
подводило окончательные итоги, на действия Фалты поступил протест,
уличивший его в преждевременном старте. Признав протест обоснованным,
жюри определило Фалте только восьмое место во втором заезде. Звания
чемпиона мира по общим результатам чемпионата был удостоен Геннадий
Моисеев.
Итоги чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс утвердил конгресс ФИМ.
Ниже приводятся первые десять мест итоговой таблицы чемпионата:
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Моисеев |
СССР |
КТМ |
145 |
2 |
Фалта |
ЧССР |
Чезет |
139 |
3 |
Эвертс |
Бельгия |
Пух |
132 |
4 |
Хансен |
Бельгия |
Кавасаки |
101 |
5 |
Райе |
Бельгия |
Сузуки |
96 |
6 |
Андерссон |
Швеция |
Ямаха |
81 |
7 |
Рулев |
СССР |
КТМ |
75 |
8 |
Халм |
ЧССР |
Чезет |
70 |
9 |
Майш |
ФРГ |
Майко |
69 |
10 |
Робер |
Бельгия |
Сузуки |
58 |
Таким образом, спустя девять лет после победы Виктора Арбекова
вновь советский гонщик в упорной борьбе завоевал высокий титул чемпиона
мира по мотокроссу в классе 250сс. Второе место, которого добился на
чемпионате мира Ярослав Фалта, было блестящим успехом чехословацкого
мотоспорта после более чем десятилетнего перерыва.
На чемпионате мира в классе до 500сс убедительную победу
одержал финский гонщик Хейкки Миккола на мотоцикле "Хускварна". По
общим итогам этого чемпионата первые десять мест распределились
следующим образом:
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Миккола |
Финляндия |
Хускварна |
174 |
2 |
Р. де Костер |
Бельгия |
Сузуки |
165 |
3 |
Вайль |
ФРГ |
Майко |
133 |
4 |
Волсинк |
Голландия |
Сузуки |
124 |
5 |
Вельтховен |
Бельгия |
Ямаха |
109 |
6 |
Бауэр |
ФРГ |
Майко |
88 |
7 |
Юнссон |
Швеция |
Ямаха |
85 |
8 |
Кринг |
Швеция |
Хускварна |
80 |
9 |
Эберг |
Швеция |
КТМ |
69 |
10 |
Лекки |
США |
Хускварна |
57 |
После замечательного достижения Я. Фалты на чемпионате мира и
хороших результатов других наших гонщиков руководители чехословацкого
мотоспорта рассчитывали на новые значительные успехи в международных
командных мотокроссах. Однако во Франции, где состоялся "Трофей наций",
команда ЧССР заняла лишь седьмое место. Победителем в обоих заездах
вышел 35-летний гонщик из ФРГ А. Вайль на мотоцикле "Майко", оставив
позади себя многих гонщиков с мировым именем. Среди национальных
команд, выступавших в этом мотокроссе, первые шесть мест заняли
соответственно команды Бельгии (32 очка), ФРГ (38 очков), Швеции (43
очка), СССР (86 очков), Франции (88 очков) и Великобритании (110
очков).
"Мотокросс наций" проводился в Швеции. Команда шведских
гонщиков сумела полностью использовать хорошо знакомую им трассу и
одержать победу. Интересно отметить, что только один гонщик Швеции А.
Кринг стартовал на отечественном мотоцикле "Хускварна", а остальные
члены местной команды вели гонку на мотоциклах иностранных марок: Эберг
- на "Бультако", Андерссон и Юнссон - на "Ямахе". Наибольшая заслуга в
победе шведской команды принадлежала Б. Эбергу, который занял в обоих
заездах первые места.
Общие результаты "Мотокросса наций" в 1974 г.: Швеция - 22
очка, США - 70 очков, СССР - 74 очка, Великобритания- 108 очков,
Голландия-114 очков, Франция-133 очка.
Кроссовые мотоциклы класса 125сс
Перед тем, как перейти к характеристике мотоциклов этого класса,
хотелось бы сказать, что самой важной технической новинкой сезона 1974
г. являлись пневматические упругие элементы. Принцип пневматической
подвески не нов и был не раз использован в конструкции транспортных
средств. Однако конструкция, которую предложил чехословацкий инженер
Франтишек Крнявек (бывший раньше кроссовым гонщиком), имела прекрасные
функциональные качества при простоте производства. От новой идеи до ее
реализации срок на сей раз был коротким. Уже в начале 1974 г.
пневматические упругие элементы стали выпускаться на заводе ЧЗМ в таком
количестве, что ими оснащались серийные кроссовые мотоциклы.
Воздух в пневматическую "гармошку" накачивался обычным насосом,
через расположенный наверху вентиль, а давление измерялось манометром.
В нижней части упругого элемента имелось большое количество масла,
выполняющего роль эффективного амортизатора. Герметичность создавалась
с помощью двух уплотняющих колец. Масляно-воздушная амортизация
действовала без пружин и была надежной в течение всего соревнования.
После успешного применения этой системы на мотоцикле "Чезет" она была
использована австрийским предприятием КТМ.
Перспективный класс кроссовых мотоциклов с объемом до 125сс
завоевывал год от года все больше сторонников. В 1975 г. ожидался
впервые в истории мотоспорта чемпионат мира в классе 125сс.
Первая наиболее многочисленная группа удачных мотоциклов этого
класса возникла, можно сказать, путем уменьшения "двестипятидесятки",
что на практике означало установку двигателя меньшего объема на шасси
мотоцикла класса 250сс. Такой переделке подверглись, например, "Чезет"
и "Хускварна". Другую группу составляли специально подготовленные для
мотокросса лучшие заводские спортивные мотоциклы с двигателем объемом
125сс. Так появились кроссовые мотоциклы "Цюндапп-125".
Третью обширную группу представляли собой мотоциклы, где
основой являлся двигатель фирмы "Сакс" с цилиндром объемом 125сс и
специальная рама, а остальные детали шасси заимствовались у мотоциклов
КТМ и "Анкиллотти". Только последняя четвертая группа, в которую,
например, входил мотоцикл "Хонда", состояла из специально построенных
кроссовых мотоциклов класса 125сс.
Среди этой удивительной армии машин, не особенно
многочисленной, зато чрезвычайно пестрой, не было ни одной, масса
которой приблизилась бы к предписанному лимиту (80 кг). Только
мотоциклы "Цюндапп-125" и "Хонда-125" имели общую массу около 85 кг, а
остальные машины были значительно тяжелее и нередко стрелка весов при
взвешивании незаправленного мотоцикла переходила за отметку 100 кг.
Двигатели всех машин были двухтактными одноцилиндровыми. Их
наибольшая мощность составляла около 15 кВт с наивысшей частотой
вращения 8000 об/мин. Любопытной особенностью являлась здесь установка
карбюратора на упругом всасывающем патрубке.
На мотоциклах преобладало контактное зажигание, хотя
применялось и привычное магнето. Конструкторы учитывали предписание ФИМ
о шумовых нормах кроссовых мотоциклов и старались снизить шумы до
требуемой величины.
Рамы кроссовых мотоциклов в классе 125сс по своей конструкции
были тождественны рамам сильнейших типов кроссовых мотоциклов. Чаще
всего они были двойными из тонких хромомолибденовых труб с широкой
посадкой задней маятниковой вилки. В устройстве колес и передней вилки
никаких особенностей не отмечалось.
|