В сезоне 1976 г. сохранялся прошлогодний порядок проведения
соревнований чемпионатов мира по мотокроссу в трех объемных классах.
Единственным изменением, которое внес конгресс ФИМ, являлось повышение
лимита минимальной общей массы мотоцикла в классе 125сс с 76 до 78 кг.
А для сезона 1977 г. уже имелся очередной проект относительно 80 кг, и
не случайно стали раздаваться голоса, что по прихоти ФИМ лимиты
меняются чаще, чем женская мода.
Что касается международных командных соревнований "Мотокросс
наций" и "Трофей наций", то ФИМ разрешила во время их проведения иметь
каждому гонщику своего механика, тогда как раньше один механик должен
был обслуживать всю команду. Кроме того, было решено, что в общую
классификацию "Мотокросса наций" и "Трофея наций" будут включаться не
только команды с шестью засчитываемыми результатами, но также и те
команды, гонщики которых в двух заездах получали пять засчитываемых
результатов. Введение такого порядка вызвалось необходимостью
устранения недостатков прошлых лет, когда нередко даже опытная команда
оставалась вне классификации. Прежняя практика классификации снижала
спортивное значение второго заезда, в котором не разрешалось стартовать
гонщикам команды, потерпевшей неудачу в первом заезде.
Существенное изменение внесла ФИМ и в порядок проведения
чемпионата Европы по мотокроссу на мотоциклах с колясками. Оно состояло
в том, что верхний предел объема цилиндров этих мотоциклов повышался с
750сс до 1000сс.
Чехословацкая спортивная общественность питала радужные надежды
на успех наших гонщиков в наступающем сезоне. К трем перспективным
гонщикам Баборовскому, Хуравому и Велки присоединился выздоровевший Я.
Фалта. Решено было, что Фалта и Баборовский будут выступать в классе
250сс, а Хуравый и Велки осваивали заводские мотоциклы "Чезет-125". В
чемпионате мира "пятисоток" чехословацкие гонщики участия не принимали.
Но вопреки ожиданиям в чемпионате мира "двестипятидесяток" А.
Баборовский занял лишь восьмое место, а Я. Фалта - одиннадцатое.
На первых двух этапах чемпионата мира в классе 250сс,
проходивших в Испании и Бельгии, лидерство захватил финский гонщик X.
Миккола, перешедший в этом сезоне с "Хускварны" класса 500сс на
мотоцикл той же марки класса 250сс. На третьем этапе в Голицах (ЧССР)
Миккола не сумел занять призового места, но и чехословацкие гонщики не
смогли использовать всех выгод домашней обстановки. Один из заездов
выиграл советский гонщик Владимир Кавинов на мотоцикле КТМ, а
победителем этапа стал шведский гонщик Хансен на мотоцикле "Кавасаки".
Печальное происшествие омрачило соревнования следующего этапа,
проходившего во Франции. Сухая погода в Западной Европе привела к
чрезмерной запыленности трассы, которая после проезда нескольких
гонщиков становилась небезопасной. Гонщики и их представители
настоятельно требовали полива трассы. Но в условиях засухи, когда
ощущался недостаток воды, такой полив был запрещен полицией, и трасса
осталась сухой. После длительных споров гонщики наконец отказались от
старта. А в дополнительных соревнованиях на мотоциклах с колясками,
старт которых все же состоялся, произошла катастрофа с трагическим
исходом для одного гонщика. Французский этап, естественно, не вошел в
общие итоговые оценки чемпионата.
В начале чемпионата Миккола добился значительного преимущества
перед другими гонщиками, но в ходе дальнейших соревнований он
подвергался все более упорным атакам со стороны советских гонщиков Г.
Моисеева и В. Кавинова, выступавших на мотоциклах КТМ. На последнем
этапе в Швеции Моисеев стал победителем в обоих заездах. Однако второе
место, занятое здесь Микколой, стало решающим для присуждения ему
титула чемпиона мира.
Общие результаты чемпионата мира в классе 250сс (первые шесть мест):
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Миккола |
Финляндия |
Хускварна |
163 |
2 |
Моисеев |
СССР |
КТМ |
160 |
3 |
Кавинов |
СССР |
КТМ |
122 |
4 |
Померой |
США |
Бультако |
102 |
5 |
Эвертс |
Бельгия |
Пух |
98 |
6 |
Хансен |
Швеция |
Кавасаки |
95 |
Первые заезды чемпионата мира по мотокроссу в классе 125сс на
австрийской трассе прошли в остром соперничестве двух гонщиков:
прошлогоднего чемпиона мира в этом классе Райе, имевшего теперь
полностью обновленный мотоцикл "Сузуки", и чехословацкого гонщика
Хуравого на мотоцикле "Чезет-125". Первый заезд выиграл Хуравый,
опередив Райе, а по результатам второго заезда они поменялись местами.
Хорошо показали себя на австрийской трассе британский гонщик
Гарвей на мотоцикле "Хускварна" и американец Смит на мотоцикле "Хонда".
Советские гонщики выступали на мотоциклах "Чезет-125".
На втором этапе чемпионата мира, проходившем в Италии,
победителями стали итальянские гонщики. Затем соревнования состоялись в
Великобритании, где первое место занял Райе, а второе - Хуравый.
Чемпионат мира в классе 125сс продолжался, гонщики переезжали
из страны в страну (Бельгия, Дания, Финляндия, ЧССР, Франция). В ЧССР
при поддержке многочисленных болельщиков победу в обоих заездах одержал
Хуравый, а во Франции победил Велки.
Заключительная часть чемпионата (этапы в ФРГ, Испании и
Швейцарии) была победоносной для Райе, который в последних шести
заездах завоевал пять первых мест и одно второе место. В конце сезона
он получил от фирмы "Сузуки" новый мощный длинноходовый двигатель и
умело использовал его преимущества. Заслуженный успех принесли три
последних этапа и чехословацким гонщикам.
Общие результаты чемпионата мира в классе 125сс (первые шесть мест):
## |
Фамилия гонщика |
Страна |
Мотоцикл |
Очки |
1 |
Райе |
Бельгия |
Сузуки |
195 |
2 |
Хуравый |
ЧССР |
Чезет |
160 |
3 |
Велки |
ЧССР |
Чезет |
133 |
4 |
Смит |
США |
Хонда |
130 |
5 |
Гарвей |
Великобритания |
Хускварна |
82 |
6 |
Худяков Ю. |
СССР |
Чезет |
62 |
Чемпионат мира по мотокроссу в классе "пятисоток"
характеризовался борьбой трех опытных гонщиков: Р. де Костера
(Бельгия), Г. Волсинка (Голландия) и А. Вайля (ФРГ). Интересно
отметить, что А. Вайлю, занявшему на чемпионате третье место (141
очко), исполнилось уже 38 лет, и в течение всей своей спортивной жизни
он остался верен мотоциклу "Майко". Р. де Костер и Г. Волсинк выступали
в качестве высокооплачиваемых заводских гонщиков фирмы "Сузуки".
Многоопытный бельгиец Р. де Костер сумел добиться своего пятого
чемпионского титула лишь на последнем этапе в Люксембурге, набрав 183
очка. По количеству завоеванных званий чемпиона мира он выровнялся с
рекордом Ж. Робера, но во много раз превосходил последнего своей
хладнокровной расчетливостью. Р. де Костер безусловно являлся в то
время лучшим кроссменом в мире и вынашивал надежду стать самым
знаменитым гонщиком века.
Второй призер чемпионата голландец Г. Волсинк (177 очков)
выделялся среди других кроссменов необычной профессией - был зубным
врачом, хотя большую часть времени у него отнимали мотокроссовые
соревнования. Его мечтой было стать гонщиком №1, а не тенью Р. де
Костера. Он начал заниматься мотокроссом с 18 лет и, будучи юниором,
выиграл в 1966 г. восемь соревнований из десяти. В чемпионатах мира
Волсинк сначала занимал десятое - двенадцатое места, а в 1973 г. на
мотоцикле "Майко" - пятое. В последующие годы его успехи в чемпионате
"пятисоток" были связаны с мотоциклом "Сузуки", выступая на котором он
добился четвертого места в 1977 г., третьего в 1975 г. и второго в 1976
г.
Комплектование национальных команд для участия в международных
командных первенствах "Трофей наций" и "Мотокросс наций" всегда было
сложным делом, так как требовалось подготовить для каждой команды по
меньшей мере четыре первоклассных мотоцикла и нередко пересаживать
лучших гонщиков на машины другого объемного класса. У нас в ЧССР
обстановка вдобавок осложнилась в этом сезоне травмами и болезнями ряда
гонщиков. С учетом опыта прошлых лет были проведены специальные
отборочные соревнования на песчаной трассе, похожей на трассу в
Голландии, где должен проходить "Мотокросс наций".
В Швейцарию на "Трофей наций" чехословацкая команда выехала без
больших надежд, но однако завоевала почетное третье место. Соревнования
состояли из трех заездов, причем в первом из них отличились гонщики Р.
де Костер (Бельгия), Моисеев (СССР) и Хансен (Швеция), а во втором -
Хуравый, Халм (оба из ЧССР) и Миккола (Финляндия). По общим итогам
"Трофея наций" национальные команды разных стран разместились в
следующем порядке (первые шесть мест): Бельгия - 52 очка, СССР - 56
очков, ЧССР - 74 очка, Швеция - 77 очков, Великобритания- 88 очков и
США- 101 очко.
Успех в Швейцарии вдохновил чехословацких гонщиков, и они стали
проявлять повышенный интерес к старту в "Мотокроссе наций". В нашу
команду вошли Хуравый, Гамершмид, Новачек и Фалта. Возглавлять ее было
поручено автору этих строк. Небезопасная песчаная трасса, отсутствие в
команде (по болезни) Баборовского и Велки, тяжелые мотоциклы (вместо
специальных заводских) - все это не позволяло надеяться на слишком
светлые перспективы. Субботний тренировочный заезд прошел в основном
гладко, но секундомер показывал, что все наши гонщики проигрывали во
времени быстрейшим бельгийским и голландским спортсменам.
Между тем голландская трасса "Мотокросса наций" после
тренировок оказалась изборожденной глубокими песчаными колеями. Ее
ширину ограничивали деревья, стальные тросы и перила.
Старт первого заезда превратился для чехословацкой команды в
настоящее бедствие. Групповое падение на первом повороте захватило всех
наших гонщиков. Кроме потери времени и утраты связи с лидирующей
группой чехословацкие гонщики были потрясены и лишились уверенности в
себе. В конце концов они прибыли к цели, но занятые ими места не могли
радовать. В первом заезде победил советский гонщик Г. Моисеев, вторым
был Р. де Костер (Бельгия), третьим - Миккола (Финляндия).
Второй заезд прошел для чехословацкой команды еще хуже. У
Гамершмида дважды отказывал мотор, Хуравый и Новачек получили травмы
при падении. К цели пришел лишь Фалта, да и тот на 28 месте. Первые три
места заняли в этом заезде Р. де Костер, Миккола и Герлингс
(Голландия).
Общие результаты "Мотокросса наций" (первые шесть мест
национальных команд): Бельгия - 41 очко, Голландия - 46 очков, ФРГ - 82
очка, СССР - 85 очков, США - 96 очков и Великобритания - 106 оков.
В сезоне 1976 г. продолжалось развитие моторов и шасси
кроссовых мотоциклов всех объемных классов. О мотоциклах классов 250сс
и 500сс в общих чертах можно сказать, что мощность их моторов не
возросла, а усилия конструкторов направлялись на улучшение хода кривой
мощности. Не менялась заметно и масса шасси. Предписанные ФИМ лимиты
минимальной общей массы мотоциклов большинство производителей кроссовых
машин не принимали во внимание. Они заботились главным образом о
совершенствовании амортизации колес.
Неожиданную новинку преподнесли японские техники фирмы "Хонда",
которые своему заводскому гонщику подготовили модернизированную
"пятисотку", полностью покрыв двухтактный одноцилиндровый двигатель с
цилиндром объемом около 500сс черным лаком. Технические данные
мотоцикла фирма держала в строгой тайне. Можно предположить, что при
создании кроссовых "пятисоток" фирма "Хонда" избрала то же направление
поисков, по которому уже несколько лет шли на чехословацком народном
предприятии "Ява".
На мировом мотоциклетном рынке возросло количество товарных
мотоциклов классов 250сс и 500сс. Особый интерес представлял собой
мотоцикл "Хускварна-360" с автоматической коробкой передач. Это важное
техническое достижение было впервые продемонстрировано шведской фирмой
в ноябре 1975 г. на мотоциклетной выставке в Милане, а уже в следующем
году такие кроссовые мотоциклы она стала поставлять на рынок. Суть
технической новинки заключалась в автоматическом изменении
передаточного числа посредством включения центробежных муфт в
соответствии со скоростью езды. Фирма "Хускварна" при совершенствовании
кроссового мотоцикла использовала свой прежний опыт, полученный при
создании специального военного мотоцикла, когда ей удалось выполнить
полученное вместе с заказом задание по упрощению управления. Наибольший
прогресс отмечался в развитии кроссовых мотоциклов класса 125сс. Эти
легкие машины были привлекательны не только для гонщиков - участников
соревнований, но и для многочисленных любителей кроссовой езды.
Производство кроссовых мотоциклов класса 125сс товарных типов было
особенно широким в Японии. Все четыре японские мотоциклетные
предприятия - "Хонда", "Ямаха", "Сузуки" и "Кавасаки" - поставляли на
рынки Европы и Америки большие партии этих мотоциклов.
Крупным конкурентом японским предприятиям являлись
западногерманские фирмы "Фихтель" и "Сакс". Двигатели их производства
монтировались на шасси мотоциклов разных марок. Двигатели фирмы "Сакс"
давали отличные мощностные параметры при высокой надежности и
длительном сроке эксплуатации. Они имели цилиндры из сплава легких
металлов с запрессованной гильзой. Количество охлаждающих
взаимосоединенных ребер на двигателе было сокращено в целях снижения
общей массы. Кривошипный вал монтировался на шарикоподшипниках с
сепаратором. Двигатель был снабжен бесконтактным зажиганием и оснащался
семиступенчатой коробкой передач.
Заводской мотоцикл "Чезет-125" не отставал в своем развитии от
мирового уровня. Он обладал высокой мощностью (21,3 кВт при частоте
вращения 10 600 об/мин), удачной коробкой передач, согласованной с
характеристикой мотора, и модернизированным шасси. Его достоинством
являлось воздушное подрессоривание с гидравлической амортизацией.
Улучшения по сравнению с прошлогодним сезоном выражались здесь в более
жесткой установке задней маятниковой вилки и новом устройстве передней
вилки, что в совокупности значительно повышало маневренность машины.
|