Чтобы ваш групповой выезд произвел фурор и не стал причиной
падений-ранений, не сочтите за труд изучить правила, которые специально
для всех мотоциклистов разработала группа московских байкеров совместно
с интернет-проектами Oppozit.ru и Biker.ru. То, что излагается в них,
опробировано в практических "тренингах" на московских дорогах. Полный
текст правил вы найдете на указанных сайтах. Мы же попытаемся дать
квинтэссенцию этого неформального "закона о движении в колонне".
Итак, ведущий и замыкающий должны быть опытными мотоциклистами,
способными анализировать и прогнозировать развитие дорожных ситуаций.
Первым делом выучите предложенную или выработайте собственную систему
сигналов для оповещения всех движущихся в колонне о происходящем, о
маневрах и манипуляциях. Все основные знаки подает ведущий, и каждый в
колонне должен их продублировать, чтобы они дошли до самого "хвоста".
Жестикуляция не должна выглядеть как беспорядочное или случайное
махание руками - сигналы следует фиксировать, удерживать по нескольку
секунд. "Протяженность" сигнала исключит их неверную трактовку. Не
следует полагаться на то, что какие-то изменения скорости и направления
движения будут понятны сами собою. Следует рассчитывать "на дурака",
сигналы должны предупреждать о повороте, торможении, остановке,
перестроении, выбывании из колонны, предложении обогнать себя. Надо
предусмотреть "сигналы личной необходимости", с помощью которых
отдельный мотоциклист мог бы проинформировать "руководство" о
неполадках с байком или просто о желании на время покинуть колонну.
Ведущий обязан свои решения о маневрах и другие сообщать замыкающему и
без его разрешения не предпринимать никаких действий. На этот случай
обоим "главным" хорошо бы иметь рацию типа "воки-токи" или как минимум
мобильные телефоны.
Участник колонны обязан уметь ездить параллельно в паре на одной
скорости. Попрактикуйтесь с кем-нибудь сначала вдвоем, потом по
возможности вчетвером и т. д. Что в колонне главное? Дистанция! Ее
обязаны соблюдать все. Авторы "Правил групповой езды" вычисляли
оптимальную, а также изменения тормозного пути в зависимости от
скорости. Начало движения и разгон (скорость до 40 км/ч) проводите с
дистанцией примерно восемь метров, движение в населенных пунктах (40-60
км/ч) - 11-12 м, движение на трассе (60-80 км/ч) - 15 м. Красиво ехать
большой колонной быстрее 80-ти уже сложно и чревато разбродом и
шатанием.
Если не хотите опозориться, доведите свой байк до ума. Транспортное
средство должно быть технически исправным, особенно с отлаженной
тормозной системой. Наблюдение за соседями руководители должны всячески
поощрять. Кричать при начале движения о неподнятых подставках впереди
идущих следует как можно громче.
У замыкающего колонну чуть ли не больше обязанностей, чем у ведущего.
Ему, в конце концов, виднее с "хвоста", что в колонне происходит.
Помимо "паски" своих, он должен еще пресекать действия водителей
автомобилей и мотоциклов, не участвующих в колонне, но пытающихся ее
разорвать или в нее вклиниться.
Старт от места сбора может проходить примерно так. Запустив и прогрев
движки, все садятся на мотоциклы. После чего замыкающие (их может быть
и двое, так даже надежнее) перекрывают полосу, на которую будет
выезжать колонна, и по рации дают ведущему разрешение "двигать". Тот
показывает колонне соответствующие знаки и начинает разгон по
освобожденной полосе. Замыкающие присоединяются к колонне, когда
проедут все "свои".
Возможно, кто-то из мимо проезжающих мотоциклистов захочет примкнуть.
Но поскольку они могут быть не ознакомленными с "уставом", руководители
должны решить, кому можно, а кому нельзя ехать "в табуне" (вспомните
пункт о техническом состоянии мотоциклов). Присоединившиеся занимают
места, указанные замыкающим.
Не самое бесхлопотное дело - заправки. Обозначайте места заправок еще
при составлении маршрута и сообщите о них всей колонне, остановки
рассчитывайте исходя из минимального объема бензобака участников
движения и среднего расхода топлива ваших мотоциклов. Закон колонны:
заправка является обязательной для всех, вне зависимости от
"индивидуального" расхода топлива и наличия бензина в баке.
Места остановок на отдых и ночевку также продумывайте заранее и вносите
в план маршрута. Располагайте мотоциклы на обочине параллельно дороге,
с такой дистанцией между байками, чтобы крайний слева мог
беспрепятственно выехать на дорогу. Ночевку лучше планировать в
кемпингах или на полянах, рядом с которыми можно купить еду-питье, а
также кадрить местных поселянок.