Модели
LF50ST-3(II) и "Робинзон" - самые маленькие, предназначены для детей и
подростков. Взрослый, если он не гигант, за рулем поместится, но все же
ощутит себя не в своей тарелке. Детский квадрик "Робинзон" производят с
2001 года (тест еще с 2-тактным мотором опубликован в "Мото", №
8-2003). Нынешний - уже третья модификация. В нем установлены китайские
4-тактный мотор с электростартером и автоматическим сцеплением, шины
побольше тех, что у предшественника, новые зеркала и рукоятки руля.
Пластиковые облицовки, еще пару лет назад выглядевшие недурно, сегодня
смотрятся простецки. Да и прямые обязанности - защиту от воды и грязи -
выполняют на "троечку". Площадки для ног тоже не похвалишь.
На руле ручки с пультами - китайские, они мотоциклетные, выглядят
пристойно. На правой ручке "стоп" двигателя. Еще одно приспособление
для выключения мотора - "отрыв": если юный пилот свалится, ключ,
прикрепленный шнуром к руке ребенка, выдернется из замка и разомкнет
электроцепь - движок заглохнет.
Спидометр здесь не предусмотрен. На небольшой приборной панели
(выглядит она, надо признать, кустарщиной) ему не нашлось места.
Высвечивается номер "работающей" передачи (или нейтраль), что не
назовешь излишеством: все передачи (их четыре) включаются в одну
сторону, и если за рулем сидит поездивший мотоциклист, то с непривычки
не запомнит, какую врубил. Приборка вместила и контрольные лампы
включения "мигалок"-поворотников и дальнего света фары.
Двигатель запускаю электростартером ("про запас" здесь есть и кик),
мотор работает тихо. Его небольшая мощность (менее 3 л.с.) и
автоматическое сцепление, казалось бы, должны создавать затруднения при
троганье в тяжелых, например, грунтовых, условиях или при заезде на
очень крутую гору. В этом случае "автомат" не дает мотору
"раскрутиться" и выйти на режим максимальной мощности. Я сталкивался с
этим на импортных детских квадриках - с места тронуться невозможно. У
"Робинзона" же "автомат" можно обмануть: дело в том, что при
переключении передач рычаг также выжимает сцепление. Такую систему
управления называют полуавтоматической - она знакома мотоциклистам,
поездившим на "Явах", "Иж-Юпитерах" и "Днепрах". Так вот, если, включив
первую скорость, придержать ногой рычаг переключения передач и дать
полный газ, то обороты двигателя возрастут. Когда отпустишь рычаг,
троганье произойдет при более высоких оборотах, а значит, и мощности.
"Обут" "Робинзон" в китайские шины. Они и смотрятся солидно, и
достаточно зацеписты. Подвески колес настроены таким образом, что не
только ребенок средней упитанности, но и взрослый водитель (если он,
опять-таки, не комплекции Гаргантюа) будет чувствовать себя достаточно
комфортно. Но предусмотрена и возможность изменять жесткость подвески.
Тормозная система - комбинированная, как того требует новый российский
стандарт: передний тормоз приводится рычагом на руле, а ножной
воздействует на все четыре колеса. Привод - тросами. Конструкция,
конечно, не ахти, но с малым весом машинки и ее скоростью система
вполне справляется.
Неплохой проходимости на бездорожье во многом способствует то, что
ширина машинки невелика - она пролезет по пешеходной тропке рядом с
изрытой колеями дороги там, где сядет большой ATV. Да и вытащить в
случае чего ее просто - вручную: спереди и сзади удобные, чтобы
ухватиться за них, ручки, а вес - меньше 100 кг.
Но вместе с тем, на скорости резким поворотом руля опрокинуть квадрик
не так-то просто. Оказалось, "Робинзон" из-за малой массы и низкого
центра тяжести очень устойчив - родители могут не переживать за своих
чад.
НАВОРОТИЛИ!
Квадрик
LF50ST-3(II) в техническом плане достаточно совершенная машинка,
намного интереснее по конструкции, чем "Робинзон". Моторчик, ставший
уже "классикой по-китайски", 4-тактный "полтинник" со
сцеплением-"автоматом". В КП "вживлен" задний ход, но ради него
принесена в жертву 4-я передача. Реверс включается той же лапкой, что и
передачи вперед. Другое новшество - конический редуктор для карданной
передачи на заднюю неразрезную ось. У заднего моста, как у взрослых
ATV, от сапуна к воздушному фильтру отходит дренажная трубочка - вот
квадрик бродов и не боится. И совсем по-современному на ось установлен
дисковый тормоз - не какая-нибудь обманка с механическим приводом (что
свойственно машинам и более солидного класса), а полноценная
1-поршневая плавающая скоба. Моноамортизатор, хоть и без прогрессии
(это было бы уже слишком!), но с гидравликой и пятью положениями
регулировки поджатия пружины.
Этот ATV оснащен "взрослыми" пультами управления на руле и даже
зеркалами - а это и вовсе редкость для четырехколесников. Самая
солидная ручка - слева. На ней, помимо традиционных переключателя света
фары, включателей "мигалок" (машинка оснащена указателями поворотов!) и
сигнала, установлены еще и фиксатор рычага заднего тормоза, привод
обогатителя карбюратора и кнопка "стоп" двигателя. Справа пульт попроще
- курок газа, кнопка электростартера.
В корпусе круглого спидометра вмонтированы лампы-указатели нейтрали,
включенной передачи, реверса, дальнего света, степени заряженности
аккумулятора. Под шкалой жидкокристаллический счетчик пробега и
стрелочный указатель скорости.
Подвеска передних колес - двухрычажная. Такая совершенная конструкция
еще недавно не применялась на маленьких машинках. Но она здесь не
роскошь - на неровной трассе душу не вытрясает.
Фар целых три. Две формой напоминают кошачий глаз, они удачно вписаны в
экстерьер передка. Третья установлена сверху и поворачивается вместе с
рулем. Передние "мигалки" спрятаны так тщательно, что сразу их и не
заметишьѕ Внешность броская, хищная, что свойственно современным
большим ATV.
Поскольку квадрик все-таки детский, то база его невелика. И тогда
особенно возрастает в цене защита ног (от попадания их под колеса или
соскальзывания с подножек). Но совершенно не понятно, почему здесь нет
хотя бы какой-нибудь защиты мотора - от той же грязи. А ведь требуется
заслон еще и карбюратору (который "смотрит" вперед: он расположен
аккурат между передними колесами), но он ничем не прикрыт.
На ходу квадрик юрок и легок в управлении. Мощи маловато, но не будем
забывать, для кого он предназначен. Как и в "Робинзоне", здесь
предусмотрена возможность, благодаря полуавтомату выжима сцепления,
"обманывать" центробежный механизм управления.
При всей "навороченности" конструкции нельзя сказать, что проходимость
LF50ST-3(II) лучше, чем "Робинзона". Чудес не бывает: при тех же
мощности и крутящем моменте мотора "чистокровный китаец" в полтора раза
тяжелее "нашего".
"ПЕРЕЛИЦОВКА ПОЛЬТ"
Для
взрослых предназначен ATV "Тарпан". Он эволюционировал из первого в
России 4-колесного мотоцикла ЗДК-175 4ШП, увидевшего свет еще в 1992
году. Теперешний облик и название "Тарпан" появились в конце 2002 года,
когда в конструкцию ввели подвеску задних колес (тест публиковался в
"Мото", № 3-2003). В прошлом году двухтактный мотор уступил место
китайскому четырехтактнику.
Топливный бак и сиденье - от "Совы", фары - от "Пилота", вместительные
багажники спереди и сзади. Облицовки - средней паршивости: они из
пластика АБС, печально известного своей хрупкостью.
Пульты управления на руле - китайские. Справа - привычная мотоциклистам
ручка газа, передний тормоз и клавиша "стоп" двигателя. Панель приборов
невыразительная, от "ковроциклов". Единственное ее достоинство -
обнуляемая вторая шкала одометра... На вездеходе предусмотрена
возможность перевозить пассажира. Сиденье достаточно широкое, мягкое и
рассчитано, естественно, на двоих.
Какие еще характерные конструктивные особенности "Тарпана"? У
однорычажной подвески передних колес лишь одно достоинство - в ней
немного деталей. В "деле" же расползающиеся при наезде на кочки или при
торможении колеса изменяют колею машины и создают дополнительное
сопротивление движению. Нередко из-за этого квадр "встает колом" там,
где водитель планировал проскочить препятствие с ходу.