"Шо?
Специальный мотоцикл для бездорожья? На хрена он такой - специальный?
Да мой "Урал" любую грязюку протаранит!.." Дедок в сшитой из пожарных
рукавов штормовке искренне не понимает, о чем речь: да разве ж любой
моцик не обязан пройти повсюду?!
Так и было - "в те времена далекие, теперь уже былинные". А еще раньше,
когда мотоциклы еще только-только родились, никому и в голову не
приходило делить их на "для дорог" и "для вне дорог". Хотя должны были
дотумкать: покрытие было таким, что проложенные древними римлянами
Appia оставались недосягаемым по качеству образцом. А подъезд к каждой
усадьбе тем более никто не собирался асфальтировать…
Но со временем дотумкали-таки. Сто лет назад дорожные (бездорожные?)
сети в Англии и, скажем, Индии разительно отличались. И еще до первой
мировой войны английские компании начали продавать специальные варианты
своих мотоциклов. Они так и назывались - "колониальные", то есть для
задворков Британской империи. Их-то и можно считать первыми эндуро:
усиленные шасси, моторы увеличенного рабочего объема, специальные шины.
Кстати, в высокоразвитую по тем временам Россию англичане поставляли
мотоциклы именно в такой комплектации - познакомились, видать, с нашими
"дорогами".
И еще одно британское изобретение сыграло важнейшую роль в нашей
истории: триал. Это сейчас он стал соревнованием мотоакробатов, а сто
лет назад термин понимался дословно (в переводе с английского trial -
проба, испытание). Спортсмены на серийных мотоциклах наматывали круги
по сложной трассе, включавшей в себя и дороги, и черт знает что под
колесами. И так на протяжении шести дней. В 1913 году на севере Англии,
близ города Карлайл, по этой формуле впервые провели международные
соревнования - International Touring Trial. Bckope гонка получила
название International Six Days Trial (то бишь "шесть дней испытаний")
или, если по-простецки, "шестидневка".
А потом кто-то из англичан додумался вместо изматывающих многодневных
заездов (кто ж, кроме "повернутых", выдержит столько времени!)
проводить короткие гонки по бездорожью. Новый вид спорта, зародившийся
в 20-е годы, получил название "скрэмблинг" (от слова scramble -
карабкаться, протискиваться, да не просто так, а с дракой). Узнали? Вот
именно, это и есть то самое, что сейчас зовется мотокроссом.
Машины
для всех этих соревнований поначалу мало отличались от серийных. Сами
гонщики усиливали ходовую, снимали все лишнее и форсировали моторы. Но
уже в 30-е годы некоторые из английских компаний начали выпускать
специальные спортивные версии аппаратов. А задранный для увеличения
дорожного просвета глушитель стал модным аксессуаром
мотоциклов-"спортсменов".
И все же первый сделанный "с нуля" мотоцикл сугубо для внедорожных
соревнований построили не англичане, а немцы. В 30-е годы в нацистском
правительстве решили, что мотоспорт - эффективная форма популяризации
фашистской идеологии. Компании получили из казны немалые деньги. На эти
средства в 1935 году изготовили уникальный DKW SS250: его 2-тактный
двигатель оборудован жидкостным охлаждением и компрессором! Машина
оправдала ожидания создателей: команда Германии триумфально выиграла
"шестидневку".
Ревниво наблюдая за успехами немцев, зашевелились и австрийцы. В 1938
году компания Puch выпустила модель 350GS, где GS означало Gelande
Sport - "внедорожный спорт". Причем, если DKW свои SS250 сделала
мизерным тиражом и только для заводской команды, то Puch запустил свой
вариант в широкую продажу. Во время второй мировой войны 350GS успели
даже "повоевать" в рядах вермахта. Так что, получается, это и есть
первый мотоцикл двойного назначения.
Но истинно широкий размах внедорожные соревнования приобрели уже после
войны, тогда и сформировались в нынешнем виде знакомые нам мотокросс,
триал, "шестидневка". С чего это, спросите, спортсмены в едином порыве
"полезли в грязь"? Да потому что шоссейно-кольцевые гонки, безраздельно
царившие в мотоспорте до войны, стали удовольствием слишком дорогим.
Возросли скорости, что потребовало постройки специализированных (и
очень недешевых!) трасс, гоночные мотоциклы потеряли всякую связь (и
унификацию) с серийной продукцией... Соревнования на бездорожье -
другое дело. Трасса готовится за пару дней с помощью бульдозера и
горстки энтузиастов, мотоциклы же строились на основе дорожных. Многие
уважаемые компании (не только английские, но и немецкие, итальянские)
выпускали варианты с приставками Scrambler, Six Days, Trial, Motocross…
Между прочим, мы в ту пору тоже не отставали от всеобщего увлечения.
Все наши мотозаводы в 40-50-е годы выпускали версии мотоциклов для
мотокросса и "многодневки". Столь единодушное влечение к спорту
объяснялось тем, что его рассматривали как важнейшее звено военной
подготовки, в программу мотомногоборья включали бег, стрельбу и метание
гранаты. Спортивные мотоциклы приравнивали к оружию - потому и не
продавали населению. За рубежом картина иная: любой Scrambler можно
было заказать с полным комплектом электрооборудования и
зарегистрировать для "цивильной" езды.
В Европе чудиков, желающих гонять на "кроссачах" по дорогам, находилось
немного. Иное дело - в США. Необъятные просторы, полные заманчивых
тропок, плюс развитая сеть дорог, ведущих к этим природным прелестям, -
все это прямо-таки подталкивало, нет - толкало к мотоциклу
универсальному, который может и по шоссе ухарем, и в грязи не ударить
лицом в грязь, pardon за невольный каламбур.