В
спортивных кругах слово "скрэмблер" (от английского scramble -
продираться, драться) когда-то звучало по-боевому! В середине прошлого
века им именовали гоночные мотоциклы для бездорожья - то, что позже
обзовут "эндуро" и "кроссачами". Происхождение термина подсказывает:
тон тогда задавали британцы. Это их тяжелые 4-тактные Triumph'ы,
Matchless'ы и прочие Velocette были лучшими на трассах, проложенных
через пески и грязь.
Как проходит мирская слава? Да так и проходит - заявляется племя
младое, незнакомое, нахальное - и с порога: "Шел бы ты, дедушка,
песочком сыпать куда подальше от нашей (да, теперь уже ихней!)
песочницы". Вот британские динозавры и вымерли в 60-е годы под напором
2-тактных крыс. Но напоследок передали слово "скрэмблер" по наследству
первым мотоциклам двойного назначения. Делов-то: у обычного дорожника
поднять глушители да поставить шины "позубастее". Получилось и
спортивно, и стильно (это ж сколько хрому можно намазать на идущие
поверху глушаки!).
Спортсмены, уже привыкшие к юрким и агрессивным CZ и Husqvarna,
преображение скрэмблеров восприняли с презрением. А простой публике
понравилось! Эффектная машинка, которая и на шоссе неплоха, и скатиться
с него может, чтобы по песочку калифорнийского пляжа вас с девочкой
доставить к воде - что еще надо! Английские заводы ухватились за идею:
чуть ли не каждый заявлял о своем Scrambler или Trophy.
Радость была недолгой: шустрые японские крысы, унюхав запах прибыли,
мигом набежали со своими 2-тактными "эндурками"ѕ Разорили, воители,
последнее гнездо динозавров!
В
нашу эпоху повторов и автопародий (в смысле, самих себя) скрэмблеры
оказались как нельзя ко времени. Кто только их не клепает: французы,
итальянцы, те же японцы. Казалось бы, британцам сам Бог велел ухватить
свой кусочек кейка. Так нет же, отнекивались: моветон, повторение
пройденного, нет новизны, да как можно?.. Маркетологи подсчитали
упущенную прибыль да пришли к хозяину Triumph Джону Блуру. Тот увидел
цифры и рассвирепел: аристократы хреновы! К черту ваши принципы! Чтобы
было готово вчера!
За точность реплик не ручаюсь: подробности внутрифирменных разборок и
составляют самую охраняемую коммерческую тайну. А результат - вот он,
перед вами: новейший Triumph Scrambler, хром и шик - короче,
ретро-гламур во всей красе. Словно и не было сорока лет господства
японо-пластиково-форсированногоѕ Да здравствуют упрямые, ибо они
унаследуют Землю!
(Кстати, об именах. В программе того, старого, как скажут снобы, -
"настоящего" Triumph до-Блуровской поры никогда не существовало модели
Scrambler. Внедорожные модификации несли имя Trophy. Но традиция
нынешнего Triumph - пользовать старые названия изумительно невпопад.
Вот и название Trophy: так в 90-е прозвали турер. Поэтому пришлось
одолжить Scrambler из арсенала BSA, с которой Triumph "плавал"
"катамараном" в 50-е и 60-е.)
Технически родить новинку было совсем несложно. Основа - ретро-серия
Bonneville: рядный "твин", картерные отливки которого старательно
имитируют КПП в отдельном блоке, "дубовая" дуплексная рама из стальных
труб, совсем простенькие подвески (всех регулировок - только у пружин
задних амортизаторов, совсем как у "Ижа"). Двигатель конструкторы взяли
увеличенного рабочего объема (865 см3), как у оспортивленного Thruxton,
но дефорсировали по самое никуда: уронили мощность с 69 до 54 л.с. А
чего напрягаться-то? Народ, который покупает ретро-байки, контингент
особый, они в этой жизни все уже доказали и себе, и другим. И теперь
могут наслаждаться жизнью не спеша. На калифорнийском, хе-хе, песочке.
Денди, блин...