Не
спешите обвинять их в эксцентричности. История показывает: причуды
галлов - оборотная сторона их здравомыслия. Судите сами: разве ж плох
эндуро в городе? Высокая посадка, в оживленном городском потоке видишь
далеко, поверх крыш легковушек - это раз. Энергоемкие подвески и
спицованные колеса, которым не страшны ни выбоины, ни бордюры - два.
Дорожный просвет позволяет запросто запрыгивать на тротуар, а то и
махнуть подземным переходом - это три. Тяговитый мотор, не терзающий
необходимостью каждые две секунды переключать передачу - четыре. Узкий
силуэт (хоть займись слаломом меж машин) - пять.
Целый букет достоинств! На их фоне недостатки меркнут (к тому же их
несложно устранить). Шины со здоровенными грунтозацепами не "держат"
мокрую брусчатку? Ставим гладкие шоссейные! Из-за большого хода
подвесок управляемость на виражах получается "размазанной"? Укоротим
хода, увеличим жесткость. Длинная передняя вилка "подламывается" в
повороте? Ставим помощнее, от дорожного мотоцикла. Рассчитанные на
неспешные загородные прогулки тормоза опасны для сумасшедшего уличного
трафика? Нет проблем - диски побольше, скобы позацепистее… Что
получилось? Ни эндуро, ни мотоциклом двойного назначения эту штуку уже
не назовешь. Эй, братья-парижане, что это? Дайте термин! "Да это ж,
братан, крутой суперводила! По-нашему - supermotard. Подходит словцо?"
Каждая вещь получает право на существование тогда, когда получит
удачное имечко. Чтоб звучало! Словцо "супермотард" пошло гулять в
начале 80-х - и лихорадка постройки таких аппаратов расползлась по
Европе далеко за пределы Франции. Кто-то обнаружил, что на машинках
прикольно отжигать по гоночным трассам - совершенно особая манера
вождения, а скорости немногим меньше, чем на традиционных шоссейниках
сравнимой кубатуры.
А как запахло прибылью, на забаву "самодельщиков" обрушился солидняк.
Ну, поначалу не слишком-то солидные компании. Первым делом за идею
ухватились тюнинг-ателье (например, немецкое LSL и французское Boxer
Bikes), затем - итальянские, французские фирмы второго-третьего разряда
(Fantic, HRD). B 90-e, когда запахло большущими деньжищами, в пирог
вгрызлись европейские гранды, назовем две такие разные, но
сногсшибательно яркие их машины - BMW F650CS и КТМ LC4 Supermoto.
A что же японцы? Проспали? Да нет, они отреагировали чуть ли не раньше
европейцев. В потоке секонд-хэнда из Японии не редкий гость забавное
городское эндуро с ажурными литыми колесами Honda AX-1 дебюта 1987
года. Но тогда ей время еще не пришло… Словом, погоды эта ласточка не
сделала.
А лет пять назад словцо "супермотард" вдруг стало всем понятным без
перевода. Капризная мода, поигравшись со стритфайтерами, возжелала
новую игрушку. Тут уж кинулись столбить места в этом секторе рынка все
кому не лень, и каждый пек пирожки - супермотарды по своему рецепту. Но
какие из них "супер", а какие просто мотарды?..
РЕЦЕПТ ПЕРВЫЙ: С ПЕРЦЕМ
Этот метод исповедуют сторонники жесткой спортивной дрессуры: хотите
адреналина - жрите его ложками! Чего мудрить, если есть замечательные
гонки - супермото? Берем спортивный мотоцикл, обвешиваем фонариками
указателей поворотов, меняем "лапти" на дорожную резину - и вперед!
Фундаторы и апологеты этого направления - небольшие европейские
компании: ТМ, Gas-Gas. Их машины по изысканности технической начинки (и
цене!) не уступят хорошему спортбайку: мощные моторы, порою с впрыском
топлива, полностью регулируемые подвески, изощренные тормозные системы.
На дороге же они чем-то напоминают 2-тактные спортбайки начала 90-х:
кайф огребешь по полной программе и за полчаса укатаешься вусмерть!
Спрос на такие генераторы адреналина невелик, и мелкие компании его
вполне закрывают. Крупные же, которые рассчитывают отгрызть побольше,
следуют нерадикальным путем: их супермотарды на основе hard-enduro.
Такова и новинка нынешнего сезона - Suzuki DR-Z400SM. Его база -
популярный мотоцикл двойного назначения DR-Z400S, только что отметивший
пятую годовщину своих рыночных побед. Староват? Ни в коем разе!
Полюбуйтесь хотя бы на двигатель: два верхних распредвала, жидкостное
охлаждение, кованый поршень с верхним L-образным кольцом, сложная
(никель-кремний-фосфор-углерод) композиция, покрывающая зеркало
цилиндра… Система смазки - с сухим картером (это гарантия
бесперебойности смазки в любом положении мотоцикла, да и картер при
этом компактнее), маслобаком выступает часть рамы. Задняя подвеска - с
маятником из алюминиевого сплава, регулируемым моноамортизатором и
прогрессивной характеристикой.
Превращение "эндурки" в супермотард произошло по стандартной схеме.
Во-первых, вместо переднего "телескопа" обычного типа установили более
жесткий на скручивание "перевертыш" Showa. Радикально обновили тормоза
(диаметр переднего диска увеличен с 250 до 310 мм). Главная перемена -
радиальные шоссейные шины на 17-дюймовых колесах. Получился аппарат
злой (все-таки 40 л.с. на 134 кг сухой массы), но в меру. Этот - для
"продвинутых пользователей".
РЕЦЕПТ ВТОРОЙ: ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Следующий герой - "не мальчик, но мужчина с трудной судьбой". Вольно ж
было маркетологам Honda ставить крест на отличном мотоцикле двойного
назначения NX650 Dominator, чтобы потом с маниакальным упорством лепить
из его агрегатов все новых и новых неудачников! Попытка первая: 1996
год, модель SLR650 в модном тогда стиле "скрэмблер". И… абсолютный
провал на рынке: покупатели решительно отвергли "городской недоэндуро".
Да и качество его изготовления хромало - аппарат выпускал испанский
филиал. Через пару лет неудачника заменил FX650 Vigor. За полной сменой
индекса весьма скромные косметические мазки (мини-обтекатель на руле и
проч.). Эволюция не вызвала ажиотации. И вот в наступившем сезоне -
третья попытка пристроить мотор Dominator в хорошие руки (то бишь
шасси): FMX650.
B одном традиция этих городских "одностволок" продолжилась - в дизайне,
он мягко говоря… хм, странный. Верхняя часть машины настолько
напоминает итальянские "эндурки" 80-х, что складывается впечатление:
лет 20 назад какой-то очень хороший дизайнер впал в летаргический сон,
а теперь его разбудили, наскоро напичкали полусонные мозги новейшими
тенденциями и - давай, вперед! Иначе чем объяснить эту мешанину стилей.
Но если обругать себя снобом, отвлечься от навязчивого сопоставления с
Gilera Dakota образца 1985 года, то можно признать и так: внешне
машинка неплоха, вполне…
А внутри? Двигатель Dominator в представлении не нуждается - этот
отпрыск удачнейшей серии "одностволок" Honda c радиальным расположением
клапанов давно заслужил всенародную любовь. Стальная рама - с мощной
хребтовиной, служащей одновременно маслобаком для системы смазки
мотора. Задняя подвеска - системы Delta-Link Pro-Link, c
газонаполненным моноамортизатором. Из новомодного - передняя вилка
перевернутого типа (нерегулируемая), задний фонарь на светодиодах (от
Fireblade), алюминиевый руль Renthal.
Конечно, о спортивных амбициях FMX650 говорить не приходится (сравните
его 37,7 л.с. на 163 кг сухой массы и 40 л.с. на 134 кг у Suzuki
DR-Z400SM). Ho для повседневных городских разъездов Honda практичнее -
с этим не поспоришь. К тому же использование старых проверенных
агрегатов позволило сделать машину не только надежной, но и
сравнительно дешевой.
РЕЦЕПТ ТРЕТИЙ: КУХНЯ FUSION
Вот только не надо кидать в меня дохлыми воронами и обвинять в
волюнтаризме! Не слепой, сам вижу: на супермотард этот мотоцикл вовсе
не похож. И дослушайте до конца: существуют три веских довода, чтобы
включить этот экземпляр в наш обзор.
Во-первых, это тоже новинка сезона-2005. (Иронические возгласы из
публики: "Это ты в точку! Молодец! Еще про Bentley Flying Spur нам
задвинь!") Во-вторых, у него тоже внедорожное происхождение. В-третьих,
и в главных: он "играет" в той же рыночной нише - городские "синглы"
средней ценовой категории. Ну, угомонились? Итак, встречайте: Aprilia
Pegaso 650 Strada!
Есть такая кухня - fusion, она смело сочетает самые невообразимые
ингредиенты: ну, скажем, пицца с ласточкиными гнездами под салатом
"оливье". Странно, но вкусно! По тому же принципу состряпали и Pegaso
650 Strada: что-то классическое, что-то супермотардовское, что-то
стритфайтеровское.
Если вы думаете, что под словечком Strada (по-итальянски - "дорога")
скрывается лишь легкая модернизация Pegaso образца 2004 года, то
здорово заблуждаетесь. На самом деле все новое: вместо двигателя Rotax
c его уникальной 5-клапанной головкой - мотор Minarelli-Yamaha (четыре
клапана, жидкостное охлаждение, впрыск топлива). Вместо прежней
алюминиевой рамы - стальная. Спереди - обычный "телескоп", задняя
подвеска системы APS, c регулировкой моноамортизатора по
предварительному поджатию пружины и гидравлике отбоя. Тормоза Brembo, в
списке опций предусмотрена АБС. Интересная особенность: если обычно для
мотоциклов седло пониженной высоты предлагается на заказ (например, для
Honda FMX650 - на 20 мм ниже стандартного), то для Strada именно в
стандарте идет "низкий" вариант, а увеличенная на 40 мм высота - вот
это сугубо по заказу. Явно проглядывает забота об итальянских синьорах,
которые высотой роста не славятся. Не для них ли и прикольный
багажничек на бензобаке, который открывается нажатием кнопочки на руле:
ах как удобно в него класть помаду или пудреницу…
Еще одна приятность Pegaso 650 Strada - список опций. Приятен он
размером - ого-го! Кроме тормозов с АБС и "рослого" седла, в него
входят большое ветровое стекло, устройство подогрева рукояток руля (вот
это, скорее всего, для северян (ок), защита для рук, багажный кофр…
Какой-то он получился слегка женский. Но чего в жизни не бывает…