Оригинальный
внешний вид, малый вес и приемлемая стоимость - вот каким мы пытались
сделать концепт мини-байка. Если все получится, - то попробуем и
довести его до готовности к серийному выпуску.
Старались отойти от классических решений. Рама - монокок, сварена из
листовой стали толщиной 2 мм, она весит всего 7 килограммов. Бензобак
под седлом скомпонован так, что выполняет функцию еще и несущую. Рядом
с ним ящик для инструмента - он изготовлен с тем же расчетом. В
результате удалось основательно снизить не только вес скутера, но и его
себестоимость, ведь листовая сталь в два раза дешевле трубы. Вдобавок
отпала необходимость в больших пластиковых панелях, которые изготовить
в условиях мелкосерийного производства непросто. Из пластмассы только
ветровой щиток и крылья.
Как подбирали двигатель-"полтинник"? Производящиеся в России
забраковали. И импортные (те, что доступны) тоже. Поэтому часть
двигателя и редуктор вместе с картером делали сами. Цилиндро-поршневая
группа - от импортного мотора объемом 36 смз. Первый образец без
вариатора, в нем только центробежное сцепление. Но от вариатора
окончательно не отказались - разрабатываем компактный агрегат,
отличающийся от классических образцов.
Тормоза обоих колес дисковые (2-поршневые скобы с диаметром рабочего
поршня 28 мм), с приводом от одного рычага на руле. Все основные детали
спроектировали и изготовили сами. Во время тестовых заездов тормоза
работали как надо.
Световые приборы изготовили на основе светодиодов - они компактны, без
громоздких отражателей и рассеивателей, по мощности светового потока
способны заменить даже фару. Головной свет - из семи мощных светодиодов
белого цвета. Два нижних выполняют функцию ближнего света, а пять
верхних - дальнего. Все - с линзами (тоже наша разработка). А коль
скоро светодиоды еще и экономят электричество, ограничились маломощным
(15 Вт) и компактным генератором, и отражатель заднего фонаря сделали
по-своему: при свечении одного лишь светодиода создается иллюзия, будто
горят несколько.
Передняя вилка трапециевидная, с моноамортизатором. Поворачивается она
в шаровых опорах с регулировкой усилия зажима шара. С ее помощью можно
не только компенсировать износ, но и просто "поджать" опоры, чтобы они
выполняли функцию демпфера.
Разрабатывая конструкцию глушителя, сразу отказались от всяких там
"прямотоков", ведь добивались комфорта для ездока. И добились: когда
двигатель урчит на холостых оборотах, рядом можно разговаривать, не
напрягая голосовые связки. На ходу "децибел" несколько больше, но в
разумных пределах. Приятно, что мотор набирает обороты без провалов во
всем диапазоне частот вращения коленвала.
Конечно, аппарат разрабатывали под российские условия - на случай,
когда, скажем, асфальт внезапно обрывается. Поэтому дорожный просвет в
ненагруженном состоянии - 230 мм, а при нагрузке 100 кг под нижней
точкой скутера остается 150 мм. У заднего амортизатора регулируется
поджатие пружины. В отличие от японских аппаратов, созданных для
невысоких азиатов, на нашем даже водитель с ростом 180 см чувствует
себя вполне удобно, и его колени достаточно отдалены от руля.
От первых чертежей мини-байка, который мы назвали "Бриз", до готового
образца прошло четыре месяца. А между тем 95% деталей изготовили
самостоятельно, в том числе и кокили для отливки колесных дисков.