В нюне 1930 года ленинградский завод "Промет" изготовил первые пять
мотоциклов модели Л-300: "ленинградский, 300-кубовый". Затем выпуск их
мало-помалу рос и стал серийным. Двигатели к ним и коробки передач
делал завод "Красный Октябрь", выросший из инструментального цеха
бывшего завода "Русский Рено". Сегодня марка "К. О." знакома нам по
двигателям к мотовелосипедам. Тогда же этот небольшой заводик делал
запчасти к тракторам и мотоциклетные моторы.
Завод "Промет", входивший наряду с "Красным Октябрем" в Трест
массового производства ("Тремасс"), штамповал рамы и собирал мотоциклы
Л-300. В основу Л-300 был положен немецкий "ДКВ-Люксус-300", простая и
дешевая машина, рассчитанная на массовый выпуск.
Строительство мотоциклетного завода-гиганта, способного
давать в год десятки тысяч машин, казалось нам в те годы близкой
перспективой. (Поэтому выбрали массовую модель ДКВ.) Кроме него,
предполагалось выпускать мотоциклы в Москве, Ижевске, Харькове.
Споров вокруг выбора наилучшей конструкции, пригодной для специфический условий нашей страны, велось много.
Смотром всея образцов, полностью отечественных, их зарубежных
прототипов, а также машин-композиций (свой мотор, чужая рама или
наоборот) отдельных конструкторов стала мотоциклетная выставка,
открывшаяся 10 июня 1930 года под трибунами московского стадиона
"Динамо". Там демонстрировались целиком оригинальные модели ИЖ-1 и
ИЖ-2, сконструированные Можаровым, оригинальный легкий мотоцикл с
двухтактным двигателем харьковчанина Лабура, машина конструкции Волкова
и Неймана, а также три мотора в блоке с коробкой передан туляков
Токарева, Шитикова и Константинова, необычный мотоцикл, а точнее, его
экипажная часть (двигатель - иностранный) москвича Мауэра. Рядом с ними - опытные модели ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5 с
заграничными моторами "Вандерер", "Шток" и "Кюхен". Как ИЖ-1 и ИЖ-2,
они были построены осенью 1929 года. Кстати, эти мотоциклы,
родоначальники известной впоследствии марки "ИЖ", принято считать
первыми советскими мотоциклами. По соседству с этими машинами,
изготовленными на ижевских заводах "Ружпультреста", стояла модель
"Союз". Ее единственный образец был построен в Москве на бывшем
велосипедном и авиационном заводе "Дукс" по проекту П. Львова. К 1930
году мотоцикл еще был цел и своим присутствием свидетельствовал, что
пальма первенства принадлежала именно ему.
"Союз" представлял собой мотоцикл с одноцилиндровым
четырехтактным двигателем и пружинной подвеской обоих колес. В 1925
году эта машина была выставлена на Всесоюзный испытательный мотопробег,
но из-за поломок ехавший на ней С. Карзинкин на финиш не прибыл.
Дальнейшая работа по машине в связи с исключением мотоциклов из
программы завода не велась. Помимо отечественных моделей, на выставке
экспонировались машины БСА (их планировали делать на заводе "Велострой"
в Москве, а наладили производство на ТИЗе - таганрогском
Инструментальном заводе), "Харлей-Дэвидсон" и БМВ.
Пока под трибунами "Динамо" толпились посетители, в
Ленинграде в том же 1930 году стартовал испытательный пробег, в котором
вместе с семью Л-300 шли два заграничных мотоцикла. Правда, первые семь
машин были в основном собраны, как в свое время сообщил автору В.
Бакман (работавший тогда на "Красном Октябре" конструктором),
преимущественно из немецких частей. Но все коробки передач на мотоциклы
этой партии были изготовлены в Ленинграде, как и цилиндр одной из
машин. Остальное - импортное, не считая второстепенных деталей. На
одном образце вместо мотора ДКВ стоял английский "Вильерс" класса 350
см3. Позже, к сентябрю "Красный Октябрь" собрал еще 17 машин - эти уже
полностью советского изготовления.
Маршрут протяженностью 3212 километров вел из Ленинграда в
Москву, далее через Тулу, Харьков, Брянск - в Смоленск, Псков и оттуда
- снова в Ленинград. Машины зарекомендовали себя неплохо, и на
следующий год совместными усилиями "Промет" и "Красный Октябрь" начали
серийный выпуск. С 1934 года все производство перевели на "Красный
Октябрь", а в 1940 году его заменила военная продукция - в Европе уже
гремела вторая мировая война.
В 1934 году в Ижевске начали выпуск мотоцикла ИЖ-7,
представлявшего собой несколько измененный Л-300. Таким образом, марка
"ИЖ" на протяжении более 60 лет (пусть с небольшими перерывами) была
связана с мотоциклетным производством. "Промети и принявший от него
эстафету "Красный Октябрь" занимались им лишь десять лет, хотя
последний верен моторам для двухколесных машин и поныне. "Дукс"
построил один-единственный мотоцикл, но действительно был самым первым.
Спор о приоритете так и не разрешился до сих пор. Но, как бы то ни
было, все три претендента на звание "первый", а именно "Союз", ИЖ-1 и
"Промет-Л300", демонстрировались вместе на столичном стадионе "Динамо".