В 1932 году на территории и в производственных корпусах завода
размещались автобронетанковые мастерские Киевского военного округа. В
этом коллективе работали многие товарищи, которые и в настоящее время
трудятся на Киевском мотоциклетном заводе. В ноябре 1941 года 8-я автобронетанковая ремонтная база
переформирована в 8-й бронетанковый завод. После освобождения города
Киева от немецко-фашистких захватчиков, в конце 1943 года 8-й
бронетанковый ремонтный завод эвакуировался со всем личным составом и
обрудованием на свою территорию в г. Киев, где продолжал ремонт боевой
техники для фронта. С окончанием войны отпала необходимость в массовом
капитальном ремонте, боевой техники. Согласно Постановлению Народных
Комиссаров СССР - 2435-635С от 21.09. 45 г. и приказа Народного
Комиссара среднего машиностроения СССР за № 362/й от 26,09,45 г., на
базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован
Киевский мотоциклетный завод.
Сразу после окончания войны коллектив Киевского мотоциклетного
завода приступил к освоению техники для выпуска мотоцикла К-1Б
"Киевлянин". С 1946 года эта машина выпускается с двигателем,
изготовленным на другом предприятии. С 1947 г. завод освоил и приступил
к серийному выпуску мотоциклов К-1Б с двигателем собственного
производства мощностью 2,2 л.с. со скоростью мотоцикла 50 км/час. В
конце 1946 года начались работы по конструированию трехколесного
мотоцикла К-1В о ручным управлением, для инвалидов Великой
Отечественной войны. Коллектив конструкторов совместно с
инженерно-техническими работниками цеха № 3 т.т. Мангедем И.Я.,
Мазуркевич Г.Г., Легашовым И.Д. создали конструкцию, удобную и надежную
в эксплуатации для людей потерявших в борьбе за свободу и независимость
нашей Родины способность самостоятельно передвигаться. В 1947 году начался серийный выпуск мотоциклов К-1В. В этот
же период на базе мотоцикла, К-1Б завод выпускает небольшой серией
серией грузовые мотоциклы модели К-1Г, предназначенные для обслуживания
торговой сети, почты, а также использовавшие как средство межцехового
транспорта на предприятиях. С ростом мощности предприятия повышается
культура производства, качество и количество выпускаемых мотоциклов.
Уже в 1951 году выпуск двухколесных мотоциклов соствлял 14,4 тыс. шт. в
год, а трехколесных мотоциклов К-1В для инвалидов Отечественной войны -
7,1 тыс.штук.
В 1950 году коллектив завода под руководством партийной
организации систематически наращивал производственные мощности. В
борьбе за поднятие культуры производства в 1950 году организуется цех
№6 для централизованного раскроя металла, все производственные цеха
завода освободились от захламленности отходами, резко улучшилась
ритмичность работы завода. Если в 1948 году в кузнечном цехе работал
один штамповочный молот с доской - 750 кг. то в 1954 году в кузнице
работало два паровых молота - 1 тн, и 2-х тн., фрикционный молот 1250
кг, горизонтально-ковочные машины 1/2" и 4", фрикционные прессы и
другое кузнечно-прессовое оборудование, или смонтированы два
горячештамповочных пресса усилием 1600 т. В организацию обучение и
создание коллектива кузнечного цеха большой вклад внесли нач.цеха Конон
А.Д. старший мастер Шандренко Г.Н. кузнец-штамповщик Носенко М.С. и
другие.
Строительство литейного цеха началось с 1948 года.
Совершенствование литейного производства шло по пути повышения точности
отливок и создание поточных конвейерных линий. С 1958 года цех
полностью отказался от литья в песчанные формы и перешел на спецвиды
литья: в оболочковые формы, по выплавляемым моделям, под давлением и в
кокиль. Заводским КБ отделом главного механика при активном участии
конструкторов: Мельниченко Ю.Ф., Фенделя С.С., Лехта Н.Б. и других
создан ряд оригинальных машин для литейного цеха, в частности,
пневматические станки для отливки деталей в кокиль. В цехе смонтирован
ряд поточных и конвейерных линий, заливочные конвейеры чугунного литья,
конвейеры кокильного литья, стержневой участок, формовочный участок
.оболочного литья. В развитие литейного производства большой.вклад
внесли инженерно-технические работники и рабочие: Сидоренко Н.М.,
Щуковский И.П., Рымар Ю.Я., Чеплаков А.Л., Бобров Г.К., Осоченко К.Ф.,
Мирэон П.П., Головань Н.А. и многие другие. В 1952 году Киевский Горком КП Украины, Киевский городской
Совет депутатов трудящихся и Киевский Обласной Орвет профсоюзам
машиностроения присвоили коллективу Киевского мотциклетного завода
первому в г. Киеве звание: "Предприятие Коллективного Стахановского
труда.
В связи с ликвидацией в 1949 году по приказу Министра
автомобильной и тракторной промышленности СССР Горьковского
мотоциклетного завода, оттуда на Киевский мотоциклетный завод прибыло
около 100 чел. специалистов, комплект технологического оснащения и
недостающее оборудование для организации производства тяжелого
дорожного мотоцикла М-72. Начиная с 1950 года, завод начал подготовку к
выпуску тяжелых дорожных мотоциклов М-72..В связи с отсутствием
свободных площадей для монтажа технологического оборудования для нового
мотоцикла М-72, завод избрал путь перехода на новую машину за счет
создания переходящего запаса двигателей и трансмисий мотоциклов, К-1В,
в объеме годового плана. С 1952г. производство мотоциклов К-1Б было
прекращено, а мотоциклы К-13 в количестве б тыс. штук выпущены из ранее
созданного задела двигателей и трансмисий. Моторный цех №2 и цех №З
инвалидных колясок освобождены для монтажа оборудования и освоения
производства двигателя и коробки передач мотоциклов М-72 с начала 1952
года. Мотоцикл М-72 имел четырехтактный двухцилиндровый двигатель с
рабочим объемом 750 см, мощность 22 л.с. со скоростью 85 км/ч.
В 1952 году завод выпустил уже 500 двигателей с коробками
перемены передач М-72 и по решению Главмотовелопрома обеспечил выпуск
500 мотоциклов М-72 с экипажной частью, полученной с Ирбитского
мотоциклетного завода. В освоении и выпуске первой партии двигателей и
коробок переменной передачи, особо отличились т.т. Дмитриков 0.А.,
Мантуло П.У., Лиоерман А.И. Дымарь С.Г., Целуйко Д.И., Елагин В.П.,
Николаев А.С. В течении последующих дет кооперация с Ирбитским
мотоциклетным заводом сокращалась по мере освоения узлов и деталей
экипажной части Киевским мотоциклетным заводом. В 1953 году завод
наращивает выпуск мотоциклов М-72 и готовится к выпуску новой более
совершенной модели, мотоцикла М-53. Под руководством главного
конструктора Позднякова К.А. и ведущих конструкторов т.т.
Гром-Мозничевского Д.И. и Сологуба В.С. выпущена переходная модель
мотоцикла М-72Нс новой рычажной вилкой, с гидравлическими
амортизаторами, с алюминиевыми литыми тормозными барабанами колес и
усиленными спицами. Одновременно велись работы по совершенствованию
рамы, по введению новых грязевых щитков, новых седел, усиленных
тормозов, измененной карданной и главной передач, стопсигнала. Были
усовершенствованы также двигатель и коляска. Благодаря этому были
значительно улучшены внешний вид и эксплуатационные качества
мотоциклов, а также надежность узлов экипажной части.
Новые дорожные и спортивные машины К-750СМ и М-53С, выпущенные
в 1956 году, получили заслуженное признание на республиканских,
всесоюзных и международных гонках. На международных гонках в Германской
Демократической республике заводские спортсмены-мастера спорта т.т.
Колпаков А.А., Бойко Д.Н., Братковский Л.Е., на своих машинах завоевали
три золотые медали и заняли первое место в командном зачете. Выпуск мотоциклов К-750 был начат заводом в 1958 года. Новая
модель мотоцикла К-750 во многом отличалась от модели М-72Н и была
более комфортабельной, мощной и надежной. В новой машине было устранены
существенные недостатки модели М-72Н: ходовая часть была выполнена с
гидравлическими амортизаторами, кузов коляски устанавливался на
резиновых рессорах и гидравлических подвесках, в результате чего была
значительно улучшена мягкость хода. Мощность двигателя была повышена до
26 л.с.. а расход топлива уменьшен на 1 литр на каждые 100 км пути.
Интересным было применение механизма привода на колесо коляски
мотоцикла К-750. обеспечивающего повышение проходимости мотоцикла, что
позволило с успехом применять его для специальных целей. В связи с
проведенной модернизацией значительно возросла комфортабельность и
скорость нового мотоцикла. Очень важным достижение заводского
коллектива явилась унификация деталей и узлов мотоциклов производства
Киевского и Ирбитского мотоциклетных заводов. Это имело огромное
значение для потребителей по обеспечению их запасными частями к
мотоциклам. Еще более совершенной моделью стал новый мотоцикл К-750 М,
двигатель которого был более долговечным, так как жесткость теплового
режима была снижена на 20-25- С за счет улучшения охлаждения головок
цилиндров и масла в картере двигателя. Была улучшена конструкция
механизма включения передач, что, в свою очередь, повысило
долговечность коробки передач. Рычажная вилка переднего колеса была
заменена на телескопическую, с большим рабочим ходом и двойным
гидроамортизатором. Органы управления мотоцикла тоже изменились:
катушечная рукоятка управления дросселем карбюратора и рычаги выжима
сцепления и переднего тормоза стали более надежны и не поддавались
излому в случае касания о препятствие на дороге во время езды. Как
известно безопасность движения во многом зависит от надежности
тормозов. Конструкторы не оставили без внимания этот важный вопрос:
защитили внутреннюю полость тормозных барабанов путем ввода
лабиринтного уплотнения в сопряженных деталях. В процессе, эксплуатации
мотоцикла К-750М выяснилось, что наиболее недолговечным узлом в
двигателе, является сборный стальной коленвал и чугунные цилиндры, срок
службы которых не превышал 20-25 тыс. км. Совместно с кафедрой
литейного производства Киевского политехнического института в 1963-1966
годах была отработана конструкция коленчатого вала, отливаемого в
оболочковые формы из высокопрочного чугуна. Новый коленвал позволил
повысить моторесурс двигателя до 1000 часов работы, проведенные и
испытания показали, что после 40 тыс. км пробега мотоцикла износ шеек
коленвала практически отсутстует. В канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической
революции коллектив завода выпустил первую промышленную партию
мотоциклов К-650 "Днепр" с верхнеклапанным двигателем МТ-8 с рабочим
объемом.650 см , мощность 32 л,с. при 5000 - 5200 об/мин. Максимальный
скорость мотоцикла с новым двигателем повысилась до 100 км/час. Поиски
путей увеличения моторесурса привели конструкторов к новым
прогрессивным в мотоциклостроении решениям: кривошипно-латунный
механизм был запроектирован на подшипниках скольжения и была создана
система смазки, обеспечевающая высокую степень, очистки масла, а также
были применены биметалические цилиндры с алюминиевым оребрением и
чугунной гильзой, соединенные дифузионным способом, нижнеклапанная
система механизма газораспределения двигателя заменена верхнеклапанной.
В 1959 - 1965 гг. завод получил значительное развитие. За
семилетие выпуск мотоциклов возрос с 15,8 тыс. штук до 26,3 тыс. штук в
год. В связи с ростом производства и вводом новых производственных
корпусов завода 5 раз перемонтировав главный конвейер - в 1946 г.,
1954г., 1959 г., 1973 г., 1982 г. без нарушения графика выпуска
продукции. В 1964 году коллектив завода начал организацию производства
по системе непрерывного оперативно-производственного планирования,
заимствованной на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Начальники цехов Денисенко В.Ф.,Меерзон П.П., Конон А.Д., нач. ПДБ
цехов Деркач В.А., Потемкин Н.С., Сидоренко Н.М., коллектив
производственно-диспетчерского отдела под руководством Требушного А.И.
возглавили работу по разработке и внедрению системы на заводе. Большую
подготовительную работу по маршрутам деталей в расчете проделали ИГР
отдела главного технолога и отдела главного металлурга.Если в 1962-1963
годах завод работал неритмично, то после внедрения данной системы завод
обеспечил ритмичное выполнение суточного графика. С целью обмена опытом
по внедрению на заводе системы непрерывного -
оперативно-производственного планирования завод посетило около 300
делегаций г.Киева и других городов СССР. В связи с ускорением технического прогресса и увеличение
масштабов производства назрел вопрос о частичной передаче функций
управления электронно-вычислительной машине в условиях
автоматизированной системы планирования и управления производством
(АСУП). Для нашего завода, при условии крупно-серийного производства и
порядка 3500 деталей мотоцикла, проблема внедрения АСУП явилась весьма
актуальной. На нашем заводе в оперативном планировании производства
применяется условно-комплектная система непрерывного
оперативно-производственного планирования, основы которой были
разработаны на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Для
ежедневного анализа укомплектованности деталями всех цехов предприятия
потребовалось проведение огромного числа трудоемких расчетов в крайне
сжатые сроки, поэтому было решено использовать для вычисления ЭВМ
"Урал-4". В связи с увеличением объема производства была поставлена
задача создания автоматизированной системы управления производством . И
завод перешел на машины ЕС1020, 1022 (последняя модель ЕС1065
производит 4.5 млн. операций в мин.). Сейчас работаем на машинах
ЕС1022-02 которые дают до 90 тыс. операций в секунду и относятся к
машинам 3-4 поколения. Заводская система АСЛ1 решает 123 задачи по —
подсистемам (кадры, бухучет, материально-техническое снабжение, сбыт,
оперативный счет и т.д.). Располагаем мы также телеаппаратурой ТАЛ-2
(Венгрия), факсимильным аппаратом №800 (Дания) передающие данные
ежедневно в Главмотовелопром, суммирующими машинами Искра-108,
электронно-клавишными машинами ЭКВМ, устройством подготовки данных на
магнитных. лентах ЕС9002, 9004. 500 000 мотоцикл МТ-9 "Днепр" сошел с конвейера 3 ноября
1971 года . В 1974 году завод приступил к выпуску- новой модели
мотоцикла "Днепр" МТ-10. Эта машина отличается от предыдущей новыми
приборами 12-вольтового оборудования, генератор переменного тока
мощностью 200 ватт, обеспечивающий новые светотехнические приборы. На
мотоцикле будет устанавливаться фара типа "Европейский-луч". На
мотоцикле также будет установлен, новый топливный бак современных
художественно-эстетических форм, сдвоеное седло-подушка и
пружинво-гидравдические амортизаторы увеличенной надежности и
долговечности. Предполагается в 1974 году выпустить новых мотоциклов
МТ-10 "Днепр" 30 тыс. штук. Мотоциклы "Днепр" МТЮ-Зб, МТ-12. завод выпускает с 1977
года. Модели отличаются простотой и удобством управления, хорошими
динамическими качествами, комфортабельностью, сравнительно малой
трудоемкостью, объемом технического обслуживания и экономичностью в
эксплуатации, отличается от предыдущей модели повышенной мощностью
двигателя - до 36 л. с. В честь выпуска миллионного мотоцикла. в
заводских подразделениях было организовано социалистическое
соревнование. 26 января 1979 года с конвейера сошел 1000000 мотоцикл
Киевского производства. Завод поставляет мотоциклы тяжёлого класса в страны всех -
континентов. Мотоциклы с маркой "Днепр" можно встретить на до дорогах:
Аргентины, Канады, Кубы, Италии, Англии, Австрии, Германии, Швейцарии,
Голландии, страны ближнего и дальнего Востока, Африки, В текущем году
будут экспонироваться наши образцы машин в таких странах как: Франция,
Финляндия, Турция, Иран, Сирия, Польша, Индия, Вьетнам, КНДР, которые в
перспективе могут быть нашими потребителями.
НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА «Днепр-11» и «Днепр-16»
С января 1985 года завод начал выпуск двух основных моделей - "Днепр-11", "Днепр-16".
«ДНЕПР-11» предназначен для перевозки 2-х пассажиров или груза
массой в 260 кг. Он может эксплуатироваться по дорогам с любым
покрытием, а также в условиях бездорожья. Машина проста в эксплуатации
и обслуживании. Двигатель - 4-х тактный карбюраторный, 2-х цилиндровый,
верхнеклапанный; Масса - не более 330 кг,
Макс. скорость - 105 км/час,
Макс.мощность - 23,5 квт (не менее 32 л.с.)
Коробка передач - 4-х ступеньчатая,
Машина имеет задний ход.
Тормоза - барабанного типа на все 3 колеса, а также имеется стояночный тормоз.
Коляска одноместная, пассажирского типа, установлена на резиновых рессорах.
Двигатель, КПП и некоторые другие узлы взаимозаменяемые с анало-
гичными агрегатами и узлами мотоцикла "Урал ".
"ДНЕПР-16" - мотоцикл повышенной проходимости. Киевский завод
единственный, который выпускает мотоцикл с приводом на колесо коляски.
Такое конструкторское решение обеспечивает машине "Днепр-16" повышенную
проходимость. Что позволяет успешно эксплуатировать мотоцикл в районах
с неблагоприятными дорожными покрытиями, на проселочных дорогах, перелесках в полевых условиях.
Эта модель выпускается малыми сериями. Она имеет мощный верхне-
клапанный двигатель (не менее 23,5 квт), усовершенствованную
гранемиссию и экипажную часть. На машине установлено 12 В
электрооборудование, источником питания являются 2-е аккумуляторные
батарее типа ЗМТб, прерыватель ПМ 302А обеспечивает автоматическое регулирование угла определения зажигания.
Главная передача - спирально-коническая (I - 4,6 )
Передача на заднее колесо осуществляется карданным валом, на ко-
лесо коляски - торсионным валом. Установлен дифференциал цилин-
дрический, ассиметрический, с коэффициентом ассиметрии 19:11.
Колеса взаимозаменяемые, легкосъемные, с литыми корпусами, с регу-
лируемыми коническими роликовыми подшипниками. Тормоза колодоч-
ные; передний - двухкулачковый, задего и колеса коляски - одно-
кулачковый. Шины - 3^75^19 .
Разные климатические условия (равнины, высокогорье,
температура свыше 40С) различные дорожные покрытия и бездорожье равнин
и гор позволили сделать вывод, что мотоциклы семейства "Днепр" надежны
и выносливы., что сегодня так необходимо нашим потребителям.
С тех пор выпущено более 3 миллионов тяжелых мотоциклов с
коляской, оснащенных оппозитным четырехтактным двигателем. "Урал" -
единственная марка российских мотоциклов, которая завоевала известность
за рубежом. Современная гамма мотоциклов состоит из моделей одиночек и
с коляской, оснащенных двухцилиндровыми оппозитными моторами рабочим
объемом 650 и 750 см3.