Мотоциклы появились примерно одновременно с
автомобилями, а то и несколько раньше. Как правило, они рождались в
мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более
простой технике. То же самое произошло и с
Готлибом Даймлером, который в 1885 году впервые представил
общественности некое подобие будущего мотоцикла. Тогда это был очень
оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была
изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо
резиновых покрышек были свеху обиты железом. Под сиденьем и между
ногами "мотоциклиста" располагался двигатель внутреннего сгорания
конструкции Даймлера, имевший мощность 0,5 л.с. В качестве топлива мог
быть использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат,
изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную
калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь.
Двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта
операция занимала приблизительно одну минуту |
Для
начала движения мотоциклист регулировал силу натяжения двух плоских
кожаных ремней, передававших мощность мотора заднему колесу. Остановка
достигалась через ослабление ремней и прижимание деревянной колодки к
шкиву заднего колеса. Весило это чудо около 70 килограммов и двигалось
в среднем со скоростью 12 км/ч, чем вызывало большое удивление у
окружающих. Очень часто люди не могли понять, для чего нужны два
дополнительных колеса. Объяснение было максимально простое - просто
Даймлер не умел ездить на велосипеде, следовательно, не мог и на
мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений. Несмотря
на всю примитивность первого изобретения в мире мотоциклов, основные
принципы его создания были заложены. Г.Даймлер сделал свой мотоцикл
главным образом для того, чтобы проверить на практике и узнать
характеристики двигателя внутреннего сгорания. Массовое
производство в мотоциклетной истории началось только в 1894 году, когда
два мастера, Гильдебранд и Вольфмюллер, создали мотоцикл собственной
конструкции. Чуть позже его начали продавать в большинстве европейских
стран. К великому сожалению, успех был недолгим. Из-за очень
оригинальной, но все же неудачной конструкции торговля стала полностью
убыточной. По этой причине в 1989 году пришлось свернуть производство. Одновременно
с Гильдебрандом и Вольфмюллером, начавшими разработку новой, более
совершенной модели, в Париже вовсю продавали легкий мотоцикл
конструкции французов братьев Вернеров. По сути, это был велосипед с
небольшим моторчиком, установленным над рулем и перед передним колесом.
По причине того, что изобретатели мотоциклов пока не очень
продвинулись, приведение в движение этой версии, как и ее
предшественниц, осуществлялось при помощи ремня. В
1898 году, вскоре после Вернеров, создали свой мотоцикл чехи Лаурин и
Клемент. Это была уже более совершенная машина, чем мотовелосипед.
Мотор находился в центре рамы и был снабжен зажиганием от магнето.
Перенос силы на заднее колесо обеспечивался толстым плоским ремнем. Чехи
вместе со своей моделью стали последними том в периоде времени, когда
все инженеры разрабатывали мотоциклы примерно одинаковой конструкции,
сами о том не подозревая. Чуть позже, примерно в 30-х годах, наметилось
некоторое разделение, в котором одни преуспели больше, чем другие.
Естественно, здесь наложила свой отпечаток первая мировая война. Мотоциклы
вовсю начали появляться не только в Европе, но и в Америке. Наравне с
автомобилями они занимали заметное место в жизни городов и деревень.
Разница была лишь в том, что на мотоциклах ездили люди менее
обеспеченные, чем на автомобилях. Например, в
Германии одним из наиболее распространенных и доступных был простенький
"ДКВ 140", впервые выпущенный в 1922 году производителем "Расмуссен
АГ". Мотоцикл начали выпускать после одноименных велосипедов, и он
заработал огромную популярность благодаря пробегу вокруг Германии. В
ходе последнего проявились такие особенности, как простота и хорошие
ходовые качества. В пути он расходовал примерно два литра топлива на
100 километров пробега и двигался с максимальной скоростью 65 км/ч.
Непросто представить, что весил он всего лишь 46 килограммов и
заводился от нажатия на ножной рычаг. Сиденье было рассчитано на одного
человека, но сзади на багажник можно было положить немножко груза. Компания
БМВ, занимавшаяся производством авиадвигателей, выпустила первый
мотоцикл в 1923 году. Модель несла обозначение "R42", и уже тогда в нее
заложили фирменные черты мотоциклов БМВ, позже проявившиеся в других
вариантах двухколесной техники. На них в последующие годы было
достигнуто много спортивных успехов, главным образом в классе
мотоциклов с прицепной коляской. Более того, в 1929 году на "БМВ"
установили мировой рекорд скорости, несколько раз улучшенный до 279,5
км/ч к 1937 году. Баварский первенец "R42", в
частности, был оснащен двухцилиндровым нижнеклапанным мотором в 12 л.с.
(скорость вращения 4000 об/мин и максимальная скорость движения 95
км/ч, которая, как видно выше, была намного улучшена). Бесспорно,
самым оригинальным мотоциклом того времени был "Чехия", продававшийся
чешским заказчиком под названием "Чехия", а немецким - как "Бомерланд".
Это объяснялось тем, что завод был на границе с Германией. Сам
мотоцикл привлекал внимание необычной длиной, которая позволяла
кататься трем ездокам, усевшимся друг за другом. Колесные диски
запросто могли сойти за автомобильные. Спереди устанавливалась
здоровенная фара, а сзади - два из четырех топливных баков. Мощность
одноцилиндрового мотора этого "монстра" равнялась 16 л.с., коробка
передач была трехступенчатая с ручным переключением передач (при помощи
длинного рычага). При массе 180 килограммов выглядела эта махина
настоящим железным "конем" в сравнении с
полумотоциклами-полувелосипедами. 1928 год в
мотоциклетной истории был ознаменован сразу двумя интересными моделями,
выпущенными в англоязычных странах. Первая - "Индиан Принц",
собиравшаяся на заводе в Спрингфилде и отражавшая состояние
американской промышленности данного направления, которое, стоит
отметить, развивалось почти такими же темпами, как и в Европе. Что
касается "Индиана", то он являлся лишь первым из огромного числа
последователей одноименной марки и не снискал особых успехов в области
сбыта. Произошло это по причине примитивной на то время конструкции,
которая не очень привлекала покупателей. Все последующие модели были
более тяжелыми и мощными, принимали активное участие в мотогонках и
завоевали много призов. Вторая модель - "Дуглас
ДД". Его выпускали на заводе "Дуглас", и 20-30-е годы он благодаря
спортивным победам стал одним из самых знаменитых на североамериканском
рынке. Залогом успеха на мототреках главным
образом были двухцилиндровый мотор с механизмом верхнеклапанного
газораспределения с нижнерасположенным распределительным валом и с
поршнями, вращающимися в противоположные стороны. При объеме 494 куб.см
мощность агрегата составляла 35 л.с. при 6500 об/мин. Максимальная
скорость равнялась 153 км/ч. В комбинации с прицепной коляской этот
показатель, безусловно, уменьшался. Мотоциклы
марки "Харлей-Дэвидсон" пользуются в настоящее время особой
популярностью среди обеспеченных поклонников рок-музыки. Среди них
только настоящие энтузиасты знают, что первые экземпляры их поклонения
появились в начале века в небольшом подвале, где Вильям Харлей и Артур
Дэвидсон начали изготавливать мотоциклы. В 1907 году их продукцией уже
начала пользоваться американская полиция, которая сумела оценить
большую колесную базу, оптимально размещенные широкое седло и широкий
руль. В 1930 году "Харлей-Дэвидсон" представил
результат использования многих наработок, проверенных временем. Это был
не очень легкий мотоцикл "Харлей-Дэвидсон 750" классической внешности с
двухцилиндровым нижнеклапанным мотором и трехступенчатой КПП с ручным
переключением передач. Мотоцикл уже тогда отличался комбинированной
окраской топливного бака, а на руле были прикреплены две головные фары.
Перечисленные представители мотоциклетной
техники, впрочем, как и некоторые другие двухколесные образцы, отражают
первый период истории развития мотоцикла (приблизительно с 1880 по 1930
гг.), когда все производители сформировали основные принципы
конструкции средства передвижения данного класса. Позже началась более
ожесточенная конкуренция марок, в которой каждый в отдельности
совершенствовал выпускаемые модели.
|