Где-то
в безбрежных степях русской равнины затеряны эти могилы двух немецких
солдат. По фотографии можно угадать, что вояки были мотоциклистами. На
это указывает лежащая рядом номерная табличка, когда-то крепившаяся на
переднем крыле BMW или NSU. Хотя фотографии больше 65 лет, на ней можно
прочитать имена солдат и дату их гибели: 18 июня 1942 года. День, когда
немецкая армия дошла до Сталинграда, день, с которого начался закат
Третьего рейха.
Нацистская Германия поставила под ружье 20 миллионов человек. Одни
летали в рядах Luftwaffe1, другие плыли по волнам в экипажах
Kriegsmarine2, но большинство топало по полям в составе Wehrmacht3.
Несколько тысяч бойцов отправились на войну за рулем мотоциклов - или
построенных специально для боев, или реквизированных у простых граждан
прямо на улицах Берлина, Франкфурта или Гамбурга. А кое-кто надел
униформу и направился воевать вместе со своим аппаратом. Нацисты
запятнали историю своей страны военными преступлениями, но водители
немецких железных лошадок оставили в истории мотоциклизма след,
заслуживающий памяти.
Мотоцикл не смог бы избежать военной участи: зачастую он оказывался
самым быстроходным средством транспорта на поле боя, а порою мог
пролезть в такие места, куда другие машины и не добрались бы. Поэтому
они встали в строй: американские Harley-Davidson и Indian, британские
Triumph, BSA, Matchless и Norton, итальянские Moto Guzzi и Gilera,
французские Terrot и Gnome-Rhoneѕ Но самые многочисленные подразделения
мотоциклистов во время Второй мировой войны были у немцев. Они
занимались разведкой и курьерской службой, входили в состав
противотанковых отрядов и пулеметных дивизионов.
Как немецкие мотоциклисты относились к своим железным боевым партнерам?
В архивах компании NSU сохранилось письмо, присланное восторженным
почитателем марки: "Я купил Ваш мотоцикл новехоньким пять лет назад, и
с тех пор ни разу не было случая, чтобы я остался им недовольным. В
августе 1939 года меня с моим аппаратом призвали в ряды Вермахта, и за
последний год я проехал 20 000 км, сначала в Польше, потом во Франции.
После войны я надеюсь вернуться домой вместе с моим мотоциклом." Это
письмо написано в начале войны, когда немцы казались непобедимыми.
Никто не знает, дожил ли счастливый обладатель NSU до ее конца.