Меню сайта
Купить этот сайт
Категории каталога
другое [148]
наши моты [57]
бюджетные иномарки [4]
иномарки [19]
малыши 50-125 куб.см. [7]
до 70х годов в СССР [11]
мотопутешествия [6]
кроссовые мотоциклы [26]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Новеньких: 1
Наших: 0
Понедельник, 06.05.2024, 06:21
Приветствую Вас залётный | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Russian Moto
Форма входа
Главная » Статьи » кроссовые мотоциклы

Дальнейшее развитие международных мотокроссов (1961 г.)

Чемпионат мира по мотокроссу в классе 500сс

После минувшего спортивного сезона, в котором чехословацким гонщикам не удалось отстоять свои достижения в 1957–1959 гг. в соревнованиях "двестипятидесяток", представители СВАЗАРМа и производственных предприятий договорились о том, чтобы в сезоне 1961 г. гонщики приняли участие как в чемпионате Европы по мотокроссу в классе 250сс, так и в чемпионате мира в классе 500сс. Такое решение было правильным с учетом того, что чехословацкие гонщики могли померяться силами с лучшими гонщиками других стран в обоих классах и накопить больше опыта.

Контрольные многокроссовые соревнования в Седлчанах выявили лучших наших гонщиков. В классе 250сс победил И. Хара, преследуемый Я. Чижеком и В. Валеком, в классе 500сс уверенную победу одержал М. Соучек на мотоцикле ЭСО, а за ним к цели пришли еще три гонщика на мотоцикле той же марки – Хржебечек, Крайчович и Кмох.

Чемпионат мира по мотокроссу в классе 500сс начался в апреле 1961 г. Его первый этап проходил в Швейцарии. В ходе тренировочных заездов чехословацкие гонщики Соучек и Крайчович обрели уверенность и надежду на хорошие результаты в предстоящем соревновании; они часто обгоняли даже известных фаворитов. Признанными асами мотокросса к этому времени являлись шведские гонщики. Тренировку они вели спокойно, внимательно исследовали трассу, не раз в том или ином ее участке повторяли репетицию обгона. Только один или два круга в конце тренировки шведы проехали в быстром темпе.

Старт первого основного заезда был дан после эффектного орудийного залпа. Поднялось облако пыли, в котором исчезли спортсмены. И только теперь Соучек и Крайчович воочию убедились, с какой жесткостью борются участники заезда за первые места. Через несколько кругов стало совершенно ясно, что лидерство на дистанции принадлежало шведам Лундину и Нильссону. Хотя Крайчович добился четвертого места, а Соучек занял пятое, оба лидера обогнали их на целый круг. Во втором заезде развернулось острое соперничество между самими лидерами. По итогам двух заездов победил Лундин, второе место занял Нильссон, Соучек стал четвертым, а Крайчович оказался на седьмом месте.

На следующем этапе чемпионата мира, который стартовал в Австрии, победу вновь одержал Лундин, Соучек занял третье место, Крайчович и Хржебечек – пятое и шестое. Сразу же после завершения этапа, отвечая на вопросы чехословацкого журнала "Мир моторов", М. Соучек следующими словами оценивал своих соперников:

"Лундин и Нильссон являются гонщиками, с которыми в настоящее время порой могут соперничать лишь немногие. Я умышленно говорю – порой, имея в виду лишь некоторые звезды, а во всей серии соревнований чемпионата им, по моему мнению, никто не может противостоять. Они имеют стабильную спортивную форму. Ездят быстро, что видно по занимаемому ими времени, но внешне без торопливости... Им удается использовать каждый участок трассы в интересах дела. Они, например, быстрее других проходят виражи. Но, как я уже говорил, ведут гонку спокойно, вполне полагаясь на состояние своих машин... Следует отметить, что и наши мотоциклы к соревнованиям были подготовлены неплохо. Перенимая опыт, мы улучшили тормоза и воздушные фильтры. Мощности наших и иностранных мотоциклов примерно равные. На сухой дистанции преимущество будет у машины марки "Хускварна", на которой выступает Нильссон. Наши мотоциклы выгодно отличаются тем, что по сравнению с британскими марками они легче почти на 40 кг".

Третий этап чемпионата мира проходил во Франции, к сожалению, без чехословацких гонщиков. Здесь Лундин победил в третий раз. Его ближайший соперник Нильссон, в мотоцикле которого обнаружилась неисправность, вынужден был сойти с дистанции.

Очередной этап состоялся в Чехословакии на трассе, получившей название "Пршеровский овраг". Она считалась наиболее трудной трассой, так как не имела ни одного легкого участка, где бы гонщик мог несколько расслабиться. Приходилось неоднократно преодолевать крутые спуски и подъемы, а прошедший дождь еще более усугублял сложность предстоящих соревнований. Все это предъявляло повышенные требования к физической выносливости гонщиков.

В старте первого заезда лучшим был Соучек; под одобрительный гул зрителей он оказал на тяжелой трассе достойное сопротивление напору Нильссона. Лишь на шестом круге соперники поменялись местами. Третьим на трассе был Лундин, но перед финишем он, видимо, устал, чем немедленно воспользовался Крайчович и занял в заезде третье место. В следующем заезде победил Лундин перед Соучеком, По результатам двух заездов первые четыре места заняли соответственно Нильссон, Соучек, Лундин и Крайчович.

Пятый этап чемпионата мира, состоявшийся в Италии, характеризовался сильной конкуренцией между шведами и прибывшими на этот этап гонщиками Великобритании. Он завершился убедительной победой шведских спортсменов Нильссона, Лундина, Юханссона и Тибблина; англичанин Смит оказался на пятом месте. Соучеку не повезло на старте. Хотя трасса была достаточно широкой, но проезжей являлась лишь одна колея, и, следовательно, запоздалый старт предопределил неудачу Соучека в соревнованиях. Правда, по общим итогам чемпионата он оставался еще на третьем месте.

На шестом этапе в Великобритании победу одержал англичанин Кертисс, а швед Юханссон вытеснил Соучека с третьего места в таблице чемпионата.

На голландской песчаной трассе, где стартовал очередной этап чемпионата, первое место завоевал голландец Диркс, оставив позади себя Лундина и Нильссона. Чехословацким гонщикам не удалось получить на соревнованиях в Голландии ни одного очка.

Следующий этап чемпионата мира на бельгийской трассе в Намюре проводился в форме одного заезда. После успешного старта Соучек захватил лидерство на трассе, но вскоре вследствие падения оказался в числе последних и пересек финиш двенадцатым. Победил в Бельгии ведущий гонщик чемпионата Лундин, выступавший на мотоцикле "Лито". В итоге соревнований на трассе в Люксембурге Соучек занял второе место после Лундина; у Нильссона произошла поломка машины и он вынужден был сойти с дистанции. На этапе соревнований в Швеции победили местные гонщики Нильссон, Лундин и Юханссон. На заключительном этапе чемпионата мира в ФРГ легко победил Лундин, вторым был Тибблин.

Окончательные итоги чемпионата мира по мотокроссу в классе 500сс, проходившего в 1961 г., наглядно свидетельствовали о преимуществе шведских гонщиков, о регрессе ранее знаменитых британских и особенно бельгийских гонщиков. Первые шесть мест итоговой таблицы чемпионата мира распределились следующим образом:

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Лундин Швеция Лито 54
2 Нильссон Швеция Хускварна 36
3 Юханссон Швеция Лито 25
4 Соучек Чехословакия ЭСО 19
5 Тибблин Швеция Хускварна 15
6 Бартон Великобритания БСА 12

"Мотокросс наций" и "Трофей наций"

В 1961 г. "Мотокросс наций" проводился в Голландии с участием команд 7 государств. Специалисты были почти уверены, что первенство здесь будет принадлежать шведам. Однако голландский песок мог преподнести и неожиданность.

Серьезным испытанием для шведской команды было выбытие из мотокросса чемпиона мира Лундина из-за неудачи в квалификационном заезде, затем неудача Иоганссона уже в финале. В команде Швеции осталось трое гонщиков – Нильссон, Тибблин и Лунделл. В упорной борьбе эта тройка заняла первое место в финале, опередив англичан почти на 4 мин. Третье место досталось команде Франции.

Точной копией популярного "Мотокросса наций" стало международное соревнование национальных команд гонщиков в классе 250сс, которое получило название "Трофей наций". Первое такое соревнование было организовано в Италии вблизи Турина. Здесь стартовали 38 гонщиков из 8 национальных команд. Уже эти цифры красноречиво показывали тот большой интерес, который вызвали соревнования "двестипятидесяток".

В финальном заезде "Трофея наций" первенствовал швед Халльман, имевший в конце сезона отличную спортивную форму. В командном зачете победила команда Великобритании, опередившая на 49 с команду Швеции; третьей была команда ФРГ.

Чемпионат Европы по мотокроссу в классе 250сс вновь завершился победой Биккерса на мотоцикле "Гривз".

Общие итоги (первые шесть мест) чемпионата Европы в классе 250сс:

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Биккерс Великобритания Гривз 59
2 Лэмпкин Великобритания БСА 58
3 Смит Великобритания БСА 46
4 Халльман Швеция Хускварна 36
5 Чижек ЧССР Ява 21
6 Эрола Финляндия Хускварна 16

Шведские и чехословацкие "пятисотки"

Благодаря заслугам шведских гонщиков прославились и тяжелые кроссовые "пятисотки" шведского производства. Было доказано, что большая общая масса машины не является помехой гонщику, если машина тщательно проработана в деталях и имеет хорошее подрессоривание колес. Характерной особенностью всех этих четырехтактных одноцилиндровых мотоциклов была весьма удовлетворительная зависимость крутящего момента от частоты вращения двигателя. Шведские машины были чрезмерно тяжелыми, но легко управляемыми. Среди гонщиков не нашлось никого, кто бы на мотоцикле со значительно меньшей общей массой показал преимущество перед шведской тяжелой "пятисоткой". Чехословацкие мотоциклы ЭСО были на 30–40 кг легче шведских, но их серьезным недостатком явилась худшая подвеска колес.

Шведская фирма "Лито" уделяла значительное внимание шасси мотоцикла, для которого была разработана замкнутая рама из двойных высококачественных труб сравнительно малого диаметра. Передняя вилка была телескопической, задняя маятниковая вилка подрессоривалась двумя наклонными амортизирующими элементами. На шасси обычно монтировался мотор другой шведской фирмы "Монарк". На мотоцикле гонщика Юханссона был установлен мотор английской фирмы БСА.

Мотоциклы "Хускварна" также имели двухтрубные рамы, однако за головной частью эти трубы перекрещивались. Передние вилки поступали от фирмы "Нортон" или от специализированных итальянских фирм. Задние маятниковые вилки подрессоривались легкими устройствами шведского производства с открытыми пружинами. Необычным элементом на раме были регулировочные упоры, с помощью которых создавалась возможность изменять отклонение руля с передней вилкой.

Двигатель мотоцикла марки "Хускварна" с распределением ВК имел мощность только 26 кВт, однако характер изменения крутящего момента у этой машины, в зависимости от частоты оборотов двигателя, был неплохим. В период спортивного сезона выяснилось, что двигатель не отличался надежностью и не раз выходил из строя.

Общим признаком шведских "пятисоток", а это в равной мере относится к мотоциклам "Лито", "Монарк" и "Хускварна", являлись их большая общая масса (от 150 до 160 кг) и высокая стоимость. Каждая из названных фирм изготовляла лишь несколько таких кроссовых мотоциклов.

Наиболее распространенными на международном рынке в то время были кроссовые мотоциклы БСА английского производства, конструкция которых не менялась в течение шести лет. Мощность этих мотоциклов равнялась 30 кВт, их общая масса постепенно повысилась до 160 кг.

О чехословацких мотоциклах ЭСО уже говорилось выше. За сезон 1961 г. в них были внесены такие изменения: стала применяться более легкая рама, повысилась до 30,5 кВт мощность двигателя, удалось заменить импортное магнето чехословацким. Пионерами новой конструкции кроссовых мотоциклов "Ява" (класс 500сс) выступили гонщики Гамершмид и Хара.

С помощью работников завода "Ява" они приспособили двухтактный одноцилиндровый двигатель от "Явы-350" к кроссовому мотоциклу в классе до 500сс. Перестройка заключалась в увеличении диаметра цилиндра до 81 мм и хода поршня до 80 мм; объем цилиндра равнялся теперь 410сс. Новый мотоцикл мог иметь хорошие динамические качества, но коробка передач и сцепление, заимствованные у серийного дорожного типа и оправдавшие себя на кроссовых мотоциклах "Ява" классов 250 и 350сс, здесь уже не подходили и нуждались в модернизации. Сухое сцепление могло бы обеспечить желаемое увеличение крутящего момента, но работы по усовершенствованию сцепления и усилению коробки передач велись медленно.

Категория: кроссовые мотоциклы | Добавил: Vladislav (15.01.2009)
Просмотров: 803 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024