Меню сайта
Купить этот сайт
Категории каталога
другое [148]
наши моты [57]
бюджетные иномарки [4]
иномарки [19]
малыши 50-125 куб.см. [7]
до 70х годов в СССР [11]
мотопутешествия [6]
кроссовые мотоциклы [26]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Новеньких: 1
Наших: 0
Понедельник, 17.12.2018, 07:41
Приветствую Вас залётный | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Russian Moto
Форма входа
Главная » Статьи » кроссовые мотоциклы

Наступление двухтактных моторов (1965 г.)

Виктор Арбеков – чемпион мира в классе 250cc

Перед началом спортивного сезона бесспорным лидером чемпионата мира по мотокроссу в классе 250cc считался прошлогодний чемпион мира Ж. Робер, который стал первым заводским гонщиком на мотоцикле "Чезет". Но результаты первого этапа чемпионата, проходившего в Испании, показали, что рано сбрасывать со счетов британского гонщика Биккерса, который победил здесь на машине "Гривз". Вторым был молодой шведский гонщик Юнссон, третьим – экс-чемпион мира Халльман.

Следующий этап соревнований чемпионата в Италии завершился убедительной победой выступавшего на мотоцикле "Чезет" советского гонщика Арбекова, который оставил позади Робера. Эта победа для многих была еще большей неожиданностью, чем победа Биккерса, который занял здесь третье место. Четвертым был Валек на мотоцикле "Ява". Места первых двух гонщиков сохранились и по итогам очередного этапа во Франции, а третье место завоевал другой советский гонщик – Драугс.

На этапе, состоявшемся в Бельгии, вновь победил Биккерс. Перед пятым этапом в Голицах (ЧССР) порядок первых шести мест в таблице чемпионата был следующим: Биккерс (20 очков), Арбеков (19 очков), Халльман (13 очков), Робер (12 очков), Юнссон (10 очков), Валек (6 очков).

Соревнования в Голицах уже не раз проходили в дождливую погоду. Эта "традиция" не нарушилась и в 1965 г. С тяжелой грязной трассой лучше других гонщиков справился Робер, который на полном газу, встав на подножках, проехал с буксовкой и скольжением мотоцикла всю дистанцию. Валек, старавшийся газовать настолько, чтобы мотоцикл оставался на грани буксования, был вторым. Соревнования на этапе в Голицах стали, по существу, поединком этих двух гонщиков.

В первом заезде дистанцию из 16 кругов Робер прошел за 58 мин и опередил Валека всего на секунду, у которого оставалась надежда на победу во втором заезде. Между тем, погода еще больше ухудшилась, непрерывный дождь превратил трассу в настоящее болото. Поединок Робера и Валека продолжался. Робер своеобразным стилем езды добивался успеха на некоторых участках, но наряду с этим испытывал трудности на подъемах, где особенно сильно буксовало заднее колесо. Оба гонщика не раз менялись местами. Время на преодоление одного круга дистанции вследствие раскисшей трассы увеличивалось. На этом месте и пострадал Робер. У двигателя его мотоцикла при высших оборотах возрастала потребность в горючем, и оно кончилось за 600 м до цели. Робер принял чужую помощь, за что был исключен из заезда. Валек первым закончил дистанцию, за ним с большим отставанием финишировали Халльман и Биккерс.

Порядок мест на чемпионате после соревнований в Голицах стал следующий: Биккерс (24 очка), Арбеков (19 очков), Халльман (19 очков), Валек (14 очков).

Шестой этап чемпионата, проходивший в ФРГ, принес победу Арбекову, опередившему Робера. Биккерс оказался пятым. Из-за дефекта в двигателе Валек не смог получить высокой оценки. Таким образом, Арбеков, набрав 27 очков, обошел Биккерса, имевшего 26 очков, и стал лидером.

На следующем этапе в Голландии вновь отличился Арбеков, показавший высокую спортивную подготовку. Он уверенно преодолевал подъемы и песчаные участки и убедительно победил в обоих заездах. Неделей позже в соревнованиях чемпионата на люксембургской трассе Роберу удалось, наконец, обогнать Арбекова. Валек на последних двух этапах сумел занять четвертое место, что, видимо, отвечало степени его подготовленности в то время.

В Польше, где состоялись очередные заезды чемпионата, победу одержал Арбеков. Но затем появились шансы на успех и у других гонщиков. Робер выиграл оба заезда в СССР. Арбекова здесь подвела цепная передача мотоцикла. На этапе в ГДР в домашних условиях победил гонщик Пауль Фридрихс на мотоцикле "Чезет", а на этапе в Великобритании – Биккерс.

Перед тринадцатым этапом, который стартовал в Швеции, Арбеков имел 49 очков, Робер – 40 очков, Биккерс – 38 очков. Это были три претендента на титул чемпиона мира. Соревнования в Швеции стали решающими. Робер, получивший на предыдущих соревнованиях в Бельгии травму, еще не обрел нужной спортивной формы. Хотя Арбеков проиграл на шведской трассе поединок с Халльманом, но и завоеванного им второго места было достаточно, чтобы стать чемпионом мира. Два последних этапа уже не могли изменить этот результат.

Вот что сказал тогда чемпион мира Арбеков о мотоцикле "Чезет" и о своем спортивном стиле:

"Я знал, что имею лучшую машину в мире. С ней не могут ныне конкурировать ни мотоциклы "Хускварна", ни мотоциклы "Гривз". Поэтому в своем тактическом плане я старался использовать преимущества этой машины непосредственно со старта… На трассе я не мог позволить себе того, что делают иные гонщики. Например, в одном из соревнований Халльман обогнал меня на повороте приемом, который я не сумел бы выполнить. Как тут быть? Я избрал стиль езды без лишних прыжков и буксовок. При этом берег машину и стремился поточнее вести ее по следам, наезженным на тренировках. Я не вел гонку ради зрителей, ради развлечения трибун; важно добиться лучшего места в соревновании. Моя езда не вызывает больших впечатлений, но этот стиль меня удовлетворяет... Думаю, что если бы Робер освободил свою езду от ненужных эффектов и использовал целесообразно все свои индивидуальные способности гонщика, то чемпионом мира мог бы стать снова он".

Результаты чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс (первые шесть мест):

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Арбеков СССР Чезет 52
2 Робер Бельгия Чезет 48
3 Биккерс Великобритания Гривз 40
4 Халльман Швеция Хускварна 35
5 Юнссон Швеция Хускварна 30
6 Валек ЧССР Ява 26

Д. Смит вновь чемпион мира в классе 500cc

Чемпионат мира по мотокроссу в классе 500сс начался традиционно в Австрии. Здесь одержал победу шведский гонщик Лундин на новой машине "Лито". На втором этапе в Швейцарии соревнования были отмечены поединком двух гонщиков – Лундина и Смита. По лучшей сумме времени победил Смит, начав тем самым наступление в защиту своего прошлогоднего чемпионского титула.

Три очередных этапа чемпионата, проходивших во Франции, Финляндии и Швеции, увенчались новыми победами Смита. Затем соревнования чемпионата переместились в Седлчаны (ЧССР) и, как это бывало не раз прежде, они принесли неудачу лидерам.

В заездах принял участие и Робер, пересев с мотоцикла "Чезет-250" на более мощную машину той же марки – "Чезет-360": он лелеял надежду завоевать звание чемпиона мира в обоих классах. В первом заезде сразу же после старта Робер захватил лидерство на трассе, но после трех кругов скоростной гонки упал, повредил руль и был вынужден сойти с дистанции. Заезд возглавил Смит на мотоцикле БСА, однако вскоре его вывела из строя лопнувшая цепь. После этого вновь открылись перспективы на успех для гонщиков, выступавших на мотоциклах "Чезет-360". Победил Фридрихс из ГДР, за ним к цели пришли чехословацкие гонщики Хржебечек и Крайчович (ЭСО). Во втором заезде победителем вышел Робер. Однако второе место, занятое в этом заезде Фридрихсом, обеспечило ему общую победу на этапе. Второе и третье места заняли наши гонщики Пиларж и Хржебечек.

Победителем следующего этапа чемпионата, который проводился в СССР, стал советский гонщик И. Григорьев на мотоцикле "Чезет-360". В Великобритании уверенную победу одержал Смит. На этапах чемпионата, проходивших в Италии и ФРГ, первенствовал шведский гонщик Тибблин, который также пересел на "Чезет-360" и сумел рационально использовать сравнительно небольшую общую массу этой машины. На песчаной трассе Голландии снова победил Смит. Последние два этапа, которые уже не могли отнять первого места у английского гонщика, выиграл Фридрихс.

Чехословацкие гонщики, кроме второго и третьего места на этапе в Седлчанах, не показывали больше на чемпионате мира по мотокроссу в классе "пятисоток" высоких результатов, хотя и выступали на таких же мотоциклах, как Фридрихс и Тибблин.

Общие итоги чемпионата мира в классе 500cc (первые шесть мест) показали, что тяжелые полнообъемные "пятисотки" становились уже устаревшими:

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Смит Великобритания БСА 54
2 Фридрихс ГДР Чезет 36
3 Тибблин Швеция Чезет 32
4 Иствуд Великобритания БСА 32
5 Лундин Швеция Лито 27
6 Перссон Швеция Хускварна 13

"Трофей наций" без трофеев

Оба заезда "Мотокросса наций", который состоялся в Бельгии, выиграл бельгиец Робер на мотоцикле "Чезет-360", но этого спортивного достижения оказалось недостаточно для победы бельгийской команды. В первом заезде команда Великобритании получила лишь на два очка больше, чем бельгийцы, а во втором заезде заняла второе – пятое места. По окончательным результатам первые три места в "Мотокроссе наций" заняли команды Великобритании (21 очко), Бельгии (25 очков) и Швейцарии (87 очков).

В международном командном мотокроссе в классе 250сс "Трофей наций" в Швейцарии приняли участие команды Великобритании, Бельгии, ЧССР, Дании, Финляндии, Франции, Италии, ГДР, Норвегии, Австрии, СССР, Испании, Швеции, а также команда хозяев. На старт выехали 68 гонщиков. Такой рекордной численности участников содействовали возрастающий интерес к "Трофею наций" и наличие первоклассных мотоциклов.

Назойливый дождь, который моросил над трассой с самого начала первого заезда, вскоре превратился в настоящий ливень, нарушив планы гонщиков, распорядителей и хронометристов. На двухкилометровом круге стартовали одновременно 68 гонщиков. Хотя все они имели номера на шлемах, а на груди и спине национальные флажки, но через несколько кругов хронометристы уже не могли распознать на забрызганных грязью гонщиках и машинах ни их номера, ни государственную принадлежность. Из 68 гонщиков первый заезд закончили только 22 спортсмена, среди которых были и все чехословацкие гонщики. По неофициальному подсчету первое место занял Робер, второе – Добрый. Об официальном определении результатов не было и речи. Международному жюри не оставалось ничего другого, как аннулировать этот мотокросс. По непонятным причинам было отвергнуто предложение провести заезды на той же трассе через день. Таким образом, командный мотокросс "Трофей наций" в 1965 г., по существу, не состоялся.

Мотокроссовые "двестипятидесятки" сезона 1965 г.

Тысяча девятьсот шестьдесят пятый год был удачным для чехословацких кроссовых мотоциклов класса 250сс, особенно для машин "Чезет", и, видимо, поэтому в нем не появилось никаких существенных технических новинок.

Мотоцикл "Ява" получил реконструированный мотор, где алюминиевые отливки были заменены более легкими – электроновыми. Следует упомянуть также о новых цилиндрах и головках цилиндров с большей ребристостью и о замене в сцеплении твердых металлических трущихся дисков мягкими ферродовыми. Существенное значение имела замена бронзовой втулки в верхней головке шатуна игольчатым подшипником, хотя последний не являлся еще окончательным решением проблемы соединения поршневого пальца с шатуном. Частое чередование ускорения и замедления в работе двигателя вызывало значительное напряжение перегородок сепаратора и некоторые из них лопались, что выводило двигатель из строя.

Был также применен новый, более надежный способ укладки поршневого пальца на иглы без сепаратора. Иглы размещались по сторонам с помощью твердых колец. Единственный недостаток такого размещения состоял в трудности монтажа, который требовал короткого вспомогательного пальца или хорошей профессиональной ловкости.

Новинкой у мотоцикла "Ява-250" являлось заднее колесо, ступица которого изготовлялась из кованого дюралюминиевого блока высокой прочности. На правой стороне ступицы был пригнан и дополнительно прикреплен чугунный вкладыш мощного тормоза, имевшего диаметр 180 мм. Такое заднее колесо применялось позднее на новых кроссовых мотоциклах "Ява" класса до 500сс.

Кроссовые "двестипятидесятки" других известных марок переживали явный упадок. После победоносного выступления гонщика Робера на мотоцикле "Чезет-250" конкуренты – производители мотоциклов как будто утратили вкус к дальнейшему совершенствованию своих машин. Робер казался тогда непобедимым.

Фирма "Хускварна" в Швеции являлась наиболее авторитетным конкурентом чехословацких предприятий, выпускающих мотоциклы, но и она не внесла новых конструктивных элементов в развитие кроссовых "двестипятидесяток". Фирма БСА практически отошла от кроссовых мотоциклов класса 250сс. Гонщики Великобритании выступали на международной спортивной арене на мотоциклах "Гривз". Величина максимальной мощности мотора у этих мотоциклов была повышена благодаря использованию длинной выпускной трубы. Вместо передней маятниковой вилки стала применяться телескопическая вилка. И все же как по параметрам двигателя, так и по маневренности мотоциклы "Гривз" не могли равняться с чехословацкими.

Испанские производители мотоциклов стремились также проникнуть на международные мотокроссы. Среди испанских кроссовых мотоциклов следует отметить три марки, а именно: "Бультако", "Монтеса" и "Осса". Все они имели мощные двухтактные одноцилиндровые двигатели, производные от установленных на суперспортивных мотоциклах. Но в производстве специального кроссового шасси испанские фирмы не имели еще достаточного опыта.

Двухтактные кроссовые мотоциклы в классе 500cc

При разработке двухтактных моторов для кроссовых соревнований "пятисоток" конструкторы считали невыгодным большой объем цилиндра, так как идеальным объемом считалась величина 250cc. "Двестипятидесятки", как правило, оказывались на местности более скоростными, чем такие же мотоциклы с увеличенным объемом цилиндра. Исходя из опыта минувших лет симпатии всех гонщиков склонялись к одноцилиндровому двигателю. Но создание одноцилиндрового двухтактного мотора с увеличенным объемом цилиндра наталкивалось на две проблемы, а именно: высокое тепловое напряжение поршня и значительная вибрация. Высокое тепловое напряжение приводило к неприятным последствиям: прогорали или заклинивали поршни, лопались поршневые кольца, а вибрация вызывала преждевременную усталость гонщиков, являлась причиной поломки ряда деталей, самопроизвольного ослабления гаек и болтов.

По отмеченным выше причинам в те годы не использовался разрешенный объем цилиндра кроссового мотоцикла в классе до 500сс. Все вновь сконструированные двухтактные кроссовые мотоциклы этого класса имели объем цилиндра, чуть превышающий наименьший допустимый (351cc).

Кроссовый мотоцикл "Чезет" с объемом цилиндра 360сс не претерпел больших внешних изменений к сезону 1965 г. В то же время значительные усилия были приложены к функциональному улучшению поршня и поршневых колец, чтобы не допустить заклинивания мотора.

Мотоциклом нового типа являлась "Ява-360". Не описывая подробно этот мотоцикл, приведем лишь его основные технические данные: объем цилиндра 362cc, степень сжатия 10,5:1, максимальная мощность 23,5 кВт при частоте вращения 6500 об/мин, база 1380 мм, размер передней шины 2,75X21", размер задней шины 4,00X18", диаметр цилиндра 80 мм, ход поршня 72 мм, общая масса (без горючего) 102 кг.

За границей были созданы несколько типов мотоциклов в классе 500cc. Они представляли собой главным образом мотоциклы класса 350сс, двухтактные двигатели которых были перестроены на объем выше установленного нижнего предела т. е. 351сс.

Из четырехтактных кроссовых мотоциклов наивысший технический уровень имела машина БСА "Виктор", имевшая в 1965 г. по сравнению с предыдущим годом несколько небольших улучшений. Классическим тяжелым "пятисоткам" старой конструкции был нанесен новый удар, который стал следствием неудачи шведского мотоцикла "Хедлунд". Он уже не поспевал за легким мотоциклом БСА.

Категория: кроссовые мотоциклы | Добавил: Vladislav (15.01.2009)
Просмотров: 485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018