Меню сайта
Купить этот сайт
Категории каталога
другое [148]
наши моты [57]
бюджетные иномарки [4]
иномарки [19]
малыши 50-125 куб.см. [7]
до 70х годов в СССР [11]
мотопутешествия [6]
кроссовые мотоциклы [26]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Новеньких: 1
Наших: 0
Среда, 22.11.2017, 17:32
Приветствую Вас залётный | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Russian Moto
Форма входа
Главная » Статьи » кроссовые мотоциклы

Чемпионы мира Ж. Робер и Р. де Костер отстаивают свои титулы (1972 г.)

Частичные изменения правил международных мотокроссов

Японские предприниматели - владельцы мотоциклетных заводов с невиданным размахом использовали в коммерческих целях спортивные достижения бельгийских гонщиков на мотоциклах "Сузуки". Имена новых чемпионов мира набирались жирным шрифтом на многочисленных рекламных материалах, а рядом с ними, конечно, и марки японских мотоциклов, на которых выступали чемпионы. Серийные кроссовые мотоциклы "Сузуки" стали заполнять американский и европейский рынки. Их слава способствовала сбыту и японских дорожных мотоциклов.

Некоторые европейские национальные федерации мотоспорта начали призывать назад к тем правилам, которых придерживались на стадии любительских мотокроссов, и к принятию мер по выравниванию позиции конкурентов на международной мотокроссовой арене. В ФИМ развернулась длительная дискуссия о принципах, лежащих в основе проведения международных мотокроссов. Она закончилась тем, что конгресс ФИМ принял постановление о введении минимального лимита общей массы кроссовых мотоциклов и запретах использования титана при производстве главных деталей мотоциклов. Это постановление, ограничивавшее участие суперлегких и весьма дорогостоящих заводских мотоциклов в международных мотокроссах, должно было вступить в силу в следующем году и не затрагивало пока соревнования сезона 1972 г.

Другое решение, принятое ФИМ, касалось организации и проведения командных чемпионатов мира, каковыми были по существу "Мотокросс наций" и "Трофей наций". Уже с 1972 г. в этих мотокроссах могли участвовать национальные команды в составе не пяти, а четырех гонщиков. Соревнования должны были проводиться по системе двух заездов. В общий итог команды засчитывались три лучших результата в каждом заезде. Было принято также предложение отдельных федераций о проведении соревнований на кубок Европы по мотокроссу в классе 125сс с перспективой превращения этих соревнований в чемпионат мира.

Несмотря на заинтересованность спортивных клубов США и Японии в проведении на их территории отдельных соревнований чемпионата мира по мотокроссу, ФИМ нашла целесообразным провести в 1972 г. оба чемпионата мира, а также командные соревнования "Мотокросс наций" и "Трофей наций" в Европе.

Перед началом нового спортивного сезона в печати появилось сенсационное сообщение из Японии. Стало известно, что кроме фирм "Сузуки", "Ямаха" и "Кавасаки" к производству кроссовых мотоциклов активно приступил самый крупный производитель транспортных средств - фирма "Хонда". После годичной, тщательно скрываемой работы, она представила кроссовый мотоцикл в классе до 250сс, имевший двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 22 кВт при частоте вращения 7500 об/мин. Его общая масса равнялась 93 кг. Фирма "Хонда" имела в виду годом позже подобрать и нанять по контракту гонщика, который бы на этом мотоцикле смог завоевать титул чемпиона. А испанской фирме "Монтеса" уже в этом сезоне удалось подыскать и законтрактовать известного финского гонщика Вехконена, который должен был выступать в чемпионате мире на легком скоростном мотоцикле этой фирмы.

Чемпионат мира в классе 250сс

На первом этапе чемпионата мира по мотокроссу в классе до 250сс, проходившем под проливным апрельским дождем вблизи Барселоны (Испания), к финишу смогли прийти лишь семь гонщиков из 35 участников. Но даже в ненастную погоду эти соревнования наблюдали около 25 тысяч зрителей. Первый заезд отличался острым поединком бельгийских гонщиков Робера и Гебоерса на японских мотоциклах "Сузуки"; победителем вышел чемпион мира. В следующем заезде Робер получил травму при падении и сошел с дистанции. По итогам двух заездов первое место занял Гебоерс, второе - советский гонщик Кибирин на мотоцикле "Чезет".

Второй этап чемпионата мира во Франции завершился неожиданным для многих участников большим успехом советских гонщиков, которые вслед за Робером заняли второе, третье и четвертое места в таком порядке: П. Рулев, Г. Моисеев и А. Кибирин. На пятое место вышел чехословацкий гонщик Халм. Очередной этап соревнований на голландской песчаной трассе вновь выиграл Робер, вторым был Гебоерс, третьим - Моисеев. После трех этапов на первых местах в таблице чемпионата располагались Робер (30 очков), Гебоерс (27 очков) и Кибирин (22 очка).

После Голландии участники чемпионата мира переехали в ЧССР на трассу в Голицах. Хотя Робер прибыл сюда в роли неоднократного чемпиона мира и лидера проходивших соревнований чемпионата, у него не было приятных воспоминаний о трассе в Голицах. За последние годы он по разным причинам или сходил с этой трассы, или терпел поражение, а в конце минувшего сезона даже получил здесь ранение.

Первый заезд на тяжелой грязной трассе в Голицах Робер выиграл, оставив позади себя советского гонщика В. Кавинова на мотоцикле "Чезет" и шведского гонщика Андерссона на мотоцикле "Ямаха". Во втором заезде Кавинов оказался для Робера еще более упорным соперником, но чемпион мира рассчитывал на свое достаточное преимущество во времени в итоге первого заезда. Треснувшая рама на мотоцикле "Сузуки" развеяла надежду Робера. Он намеревался уже бросить свой мотоцикл, но по настоянию японцев довел его до цели, заняв пятое место в этом заезде и общее второе место на этапе. Победителем соревнований в Голицах стал Кавинов на машине "Чезет".

Свою неудачу в ЧССР Ж. Робер полностью компенсировал на дальнейших этапах чемпионата мира. Он лидировал на холмистой югославской трассе перед своим соотечественником Гебоерсом и финским гонщиком Вехконеном, выступавшим на мотоцикле "Монтеса", одержал победы на соревнованиях, проводившихся по программе чемпионата в СССР и Польше. После восьми этапов Робер имел 102 очка и стал недосягаем для других гонщиков, завоевав еще раз звание чемпиона мира.

На соревнованиях последних четырех этапов успешно выступил шведский гонщик Андерссон, достигший к концу сезона отличной спортивной формы. На одном из этапов (в Великобритании) после многолетнего перерыва победы добился чехословацкий гонщик, им был Ярослав Фалта.

Общие результаты чемпионата мира в классе до 250сс (первые десять мест):

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Робер Бельгия Сузуки 102
2 Андерссон Швеция Ямаха 82
3 Гебоерс Бельгия Сузуки 62
4 Вехконен Финляндия Монтеса 54
5 Палм Швеция Хускварна 53
6 Халм ЧССР Чезет 46
7 Кибирин СССP Чезет 44
8 Кринг Швеция Хускварна 42
9 Фалта ЧССР Чезет 39
10 Рулев СССP Чезет 37

Чемпионат мира в классе 500сс

Начиная с первого этапа на каменистой трассе в Австрии первенство на чемпионате мира в классе "пятисоток" захватил прошлогодний чемпион бельгиец Р. де Костер на мотоцикле "Сузуки". Успешно выступили на этих соревнованиях гонщик из ФРГ Бауэр и швед Юнссон - оба на мотоциклах "Майко", заняв второе и третье места.

Швейцарская трасса второго этапа принесла успех гонщикам на мотоциклах "Хускварна". Оба заезда выиграл финн Миккола, а общее третье место занял швед Эберг. Но уже на следующем этапе в Швеции победу вновь одержал Р. де Костер, опередив Вайля и Бауэра на машинах "Майко".

Во Франции на трудной трассе с забетонированными участками первое место по итогам обоих заездов занял экс-чемпион мира П. Фридрихс на мотоцикле "Чезет". Он рассчитывал на победу и на следующем этапе соревнований в Полтаве (СССР), но вынужден был удовлетвориться только четвертым местом. Здесь на глазах 150 тысяч взволнованных зрителей победителем стал Р. де Костер. Ему же удалось раньше других гонщиков закончить первый заезд и в Пршерове (ЧССР), однако во втором заезде в связи с неисправностью мотоцикла он был вынужден покинуть дистанцию. На соревнованиях чемпионата в Пршерове победил Миккола, вторым стал наш гонщик Стодулка на мотоцикле "Чезет", третьим - бельгийский гонщик Вельтховен на мотоцикле "Ямаха".

В Великобритании гонщиков класса 500сс встретила типичная английская погода и глубокая грязь на трассе. Вследствие падений и поломок машин многим гонщикам не удалось показать в заездах на этом этапе чемпионата хороших результатов.

Победа досталась Р. де Костеру. Он же первенствовал и на соревнованиях чемпионата в ФРГ. У себя на родине в ГДР, где состоялся очередной этап чемпионата, первое место занял Фридрихс.

Уверенно победив на предпоследнем этапе в Бельгии, Р. де Костер вторично завоевал высокий титул чемпиона мира. Не выступая в заключительных заездах чемпионата, проходивших в Люксембурге, он тем самым помог бельгийцу Вельтховену одержать здесь победу.

Общие результаты чемпионата мира в классе 500сс (первые десять мест):

## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Р. де Костер Бельгия Сузуки 90
2 Фридрихс ГДР Чезет 62
3 Миккола Финляндия Хускварна 61
4 Юнссон Швеция Майко 60
5 Вельтховен Бельгия Ямаха 57
6 Стодулка ЧССР Чезет 45
7 Эберг Швеция Хускварна 44
8 Вайль ФРГ Майко 42
9 Бауэр ФРГ Майко 33
10 Волсинк Голландия Хускварна 32

Приравненные к чемпионатам мира международные командные соревнования "Трофей наций" и "Мотокросс наций" проводились в 1972 г. согласно предписанию ФИМ с участием национальных команд, состоящих из четырех гонщиков каждая.

"Трофей наций" прошел в Бельгии. Он состоял из двух заездов, в которых первые места занял Р. де Костер. По итогам двух заездов победила команда Бельгии, набрав 27 очков. Второго места добилась команда ЧССР (53 очка), третьего - команда СССР (68 очков). Шведская команда не была классифицирована, так как к цели прибыли только два гонщика.

"Мотокросс наций" стартовал в холодную дождливую погоду на песчаной трассе в Голландии. Здесь, как и в Бельгии на "Трофее наций", преимущество в заездах было на стороне бельгийских гонщиков во главе с Р. де Костером. Первые пять мест в этих международных соревнованиях заняли соответственно национальные команды Бельгии (30 очков), Швеции (30 очков, но худшее время), Голландии (37 очков), ЧССР (77 очков) и Великобритании (117 очков).

Особенности кроссовых мотоциклов сезона

Главное направление развития кроссовых мотоциклов обоих классов, успешно выступавших в этом сезоне, определялось стремлением производителей добиться значительного снижения общей массы. Первоначально произошло уменьшение реального объема двигателя "пятисоток" в ущерб максимальной мощности, затем уменьшение размеров всего мотоцикла. Этому способствовало применение специальных материалов и облегчение многих деталей мотора и шасси. Заводские гонщики смирились с частой заменой некоторых частей мотоцикла, но с заметно увеличившимся числом поломок и неисправностей машин смириться было труднее.

Все лучшие кроссовые мотоциклы имели двухтактные одноцилиндровые двигатели. У "двестипятидесяток" объем цилиндра почти вплотную подходил к границе 250сс. Для машин класса 500сс была характерна прямо противоположная тенденция - продолжался дальнейший отход от больших объемов.

Снижение общей массы мотоцикла сопровождалось уменьшением размеров маховика коленчатого вала и возникновением новых конструкций цилиндров. Хотя внешние размеры последних в основном не менялись, но существенно увеличивалось расстояние между ребрами, которые стали прерывистыми для лучшего прохода охлаждающего воздуха и облегчения самого цилиндра.

У всех кроссовых мотоциклов сцепление нашло свое постоянное место на первичном валу коробки передач; хорошо оправдывало себя как мокрое, так и сухое сцепление. Количество передач на первоклассных кроссовых машинах увеличивалось с четырех до пяти.

1972-й год являлся последним годом, когда можно было применять титан для изготовления главных частей кроссовых мотоциклов, и предприниматели, особенно японские фирмы, старались полностью воспользоваться такой возможностью. Рамы и маятниковые подвески по уровню выполнения не уступали лучшим деталям авиационной техники. Из легких сплавов изготовлялось все большее число деталей шасси, а алюминиевые материалы вытеснялись стеклопластиком.

Сезон 1972 г. характеризовался также совершенствованием задних амортизаторов, в которых заметно увеличился объем жидкости, и снаружи для охлаждения появились ребра. Изменились размеры задних шин. В течение нескольких лет все кроссовые машины имели одинаковые размеры задних шин (4,00х18"). А теперь появились шины размером 4,50х18" и 4,60х18", которые без колебаний были приняты, особенно в классе "пятисоток". Благодаря этому улучшалось использование форсированной мощности двигателя на песчаных и грязных трассах.

Главные усилия конструкторов в 1972 г. были сосредоточены на снижении массы мотоциклов, которая считалась самым важным техническим параметром кроссовой машины. Масса заводских мотоциклов "Сузуки" и "Ямаха" класса 250сс составляла приблизительно 83 кг. Из "пятисоток" самым легким был мотоцикл "Хускварна", общая масса которого равнялась 87 кг, а масса заводских "пятисоток" названных выше японских марок - около 90 кг. В машинах "Чезет", "Майко" и КТМ не произошло заметного снижения общей массы.

Мощность двигателя японских заводских мотоциклов класса 500сс находилась в диапазоне от 28 до 31 кВт, а скоростная модель "Чезет-380" развивала мощность 32,5 кВт при частоте вращения 6400 об/мин. У мотоциклов "Чезет-250" в этом сезоне максимальная мощность составляла 26 кВт при частоте вращения до 8000 об/мин. Несколько мощнее были австрийские мотоциклы КТМ.

Категория: кроссовые мотоциклы | Добавил: Vladislav (15.01.2009)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017