Такео
Фукуи, президент концерна Honda, слов на ветер не бросает. В одной из
своих программных речей он заявил, что к 2010 году ABS будет
применяться на всех мотоциклах концерна с моторами рабочим объемом 250
смз и выше. Тогда многие решили, что в запале Фукуи хватил лишку.
Неужто он всерьез решил надеть уздечку ABS и на спортбайки, сама
концепция которых предполагает прямой контакт между водителем и
мотоциклом – без навязчивой помощи электронных посредников?
Но слово японца – это вам не щенячье «пацан сказал – пацан сделал». До
харакири дело, может, и не дойдет (все-таки западная школа менеджмента
подпортила эту восточную нацию), но потеря лица означает отставку. А
Фукуи молод и «по собственному желанию» не хочет. Значит, ABS для
спортбайка быть!
В чем сложность применения антиблокировочной системы на спортивных
мотоциклах? Если для обычного дорожного интенсивное торможение на грани
срыва – экстремальная ситуация, то для «спорта» – штатный режим.
Поэтому ABS должна «просыпаться» в последний момент, но при этом резкое
падение тормозного усилия не допустимо. Естественно, и масса всех
входящих в эту систему узлов должна быть минимальной.
Задачка
не из простых, но для Honda выполнима: ее CBR600RR и CBR1000RR
Fireblade уже в 2009 году покупатели могут заказать с комбинированной
тормозной системой с ABS. Детали устройства компания пока не
раскрывает. Известно лишь, что управляющая электроника учитывает такие
параметры, как скорость мотоцикла, режим работы двигателя и усилия,
прилагаемые водителем к тормозным рычагу и педали. И нам остается пока
(в преддверии тестов) поверить на слово. А разработчики уверяют, что
способен обеспечить показатели торможения лучшие, чем вся эта умная
электроника, лишь очень опытный водитель и только на гоночной трассе.
Нет, совсем не зря Honda таскает на все выставки техники
робота-андроида Азимо: искусственный интеллект, как видим, «присел» уже
и на «спорты».
Honda
CBR1000RR образца 2009 года отличается от модели 2008 года лишь
установкой опционной ABS да еще новыми схемами раскраски. А вот
«младший» – CBR600RR – переработан основательнее. Модернизированный
двигатель (измененные поршни, головка цилиндров и выпускные патрубки)
прибавил крутящего момента в диапазоне от 8000 до 12 000 об/мин (на 10
000 об/мин прибавка составила 3,5%). В выпуске – мощностной клапан
такой же системы, как на «литровом» мотоцикле. При возникновении
детонации специальный датчик изменяет опережение зажигания.
Что такое «вести тотальный контроль над мотоциклом в связи с дорожной
ситуацией»? Скрупулезно отслеживать все его агрегаты и системы? Или
создать умную машину, и пусть она сама предугадывает желания хозяина? В
концерне Honda уверены, что нужно идти по второму пути.Ходовая часть
CBR600RR изменилась лишь в части тормозной системы. На обоих вариантах
(с ABS и без нее) применены новые моноблочные радиальные скобы – они
легче и прочнее, чем прошлогодние.
Конечно, независимые тесты (и показатели продаж)
добавят остроты дискуссии: оправдано ли применение ABS на спортбайке?
Но, в конце концов, компания оставляет право выбора за водителем: пока
ABS – лишь опция.
Что такое «вести тотальный контроль над мотоциклом в связи с дорожной
ситуацией»? Скрупулезно отслеживать все его агрегаты и системы? Или
создать умную машину, и пусть она сама предугадывает желания хозяина? В
концерне Honda уверены, что нужно идти по второму пути.