Со своей кажущейся простотой «тридцать пятый» – весьма совершенный
аппарат: если бы у него было четыре колеса, вы могли бы по нему
обучаться основам устройства автомобиля. Хотя и одноцилиндровый, мотор
его верхнеклапанный 4-тактный, причем расположен в раме продольно.
Привод генератора – ремнем. В точности автомобильная конструкция
сцепления. Коробка передач – с торчащим по-автомобильному рычагом
переключения. Карданная передача на заднее колесо. Рама, изящно
обнимающая бензобак, отштампована из листовой стали и сварена как кузов
авто.
История этого мотоцикла началась в 1937 году. Он стал логическим
продолжением освоенной в 1925 году линейки одноцилиндровых машин: R39,
R2, R4 и т.д. Производством R35 занялся не головной завод в Мюнхене, а
филиал в городе Айзенах. Еще в 1928 году баварский концерн купил
местную автомобильную компанию Dixi, и довоенные автомобили BMW
выпускались именно на ее заводе. Большие заказы Вермахта заставили
развернуть на этом предприятии и производство мотоциклов. Модель R35
выпускали до середины войны, их изготовили 15 386 экземпляров. Всего...
Запомните эту цифру – позже сравните с другой.
Одноцилиндровый двигатель мотоцикла при рабочем объеме 340 смз развивал
максимальную мощность 14 л.с., то есть его «литровая» мощность
составляла бы 41 л.с./л – совсем неплохо по тем временам. Мотор обладал
очень гибкой характеристикой крутящего момента. Надежная, по сравнению
с цепной, передача валом не требовала частого обслуживания. Воздушный
фильтр, напоминающий современные фильтры нулевого сопротивления,
изготовлен из металлической сетки специального профиля Delbag, ее
необходимо было периодически промывать и покрывать тонким слоем масла.
На передке хотя и короткоходная, но телескопическая вилка (правда, без
гидроамортизации). По тем временам – более чем приличный набор для
такого класса техники! Единственный недостаток – жесткая задняя
подвеска: из-за нее иногда не выдерживала тряски и лопалась рама.
Впрочем, подрессоривание заднего колеса тогда только-только входило в
обиход.
Итак, машинка пришлась военным ко двору. Пехотинцы Вермахта с
удовольствием оседлали легкий, безотказный аппарат. Полиция,
фельдъегерская служба, медсанбаты и другие подразделения, нуждавшиеся в
быстрой, маневренной технике для обслуживания тыла, также проявили к
ней интерес.
Оценили R35 иѕ в Красной Армии – советские военные от такого трофея не
отказывались! И гражданские тоже: по сей день ходят легенды о том, как
в деревнях на «тридцатипятках» вспахивали огороды, причем, надо
заметить, одометры некоторых машин показывали пробег 100 000 км.
После
войны нужда в таком мотоцикле не отпала, и уже в 1945 году в Айзенахе
(который оказался в советской зоне оккупации) возобновили производство
R35, продолжали его 10 лет и выпустили еще 80 000 машин. Львиная доля
этих мотоциклов шла в СССР в счет поставок по репарациям. Со временем в
эмблеме синий цвет секторов поменяли на пролетарский красный, буквы BMW
– на EMW (от Eisenach – Айзенах). Немецкие инженеры провели несколько
модернизаций мотоцикла. Переднюю вилку оснастили гидроамортизацией,
рычаг переключения передач перекочевал под левую ногу водителя.
Изменились электрооборудование и система питания (устанавливали новый
карбюратор), даже обода колес и крылья меняли форму. На раме появились
элементы, позволявшие крепить боковой прицеп. Наконец, машину избавили
от главного ее недостатка: вместо жесткой подвески применили свечную –
как на хорошо нам известном М-72. До той поры задницу водителя спасали
лишь две железные пружины под сиденьем, под весом седока
растягивавшиеся по обе стороны рамы.