Прогуливаясь
год назад с 12-летней дщерью Анастасией, в одном из московских
мотосалонов набрел на китайский аппаратец FYM 125EY-6. Он обратил на
себя внимание в ряду внедорожных мини-кроссачей (их называют
"пит-байками") петушиным боевым видом и непомерно широкими шинами от
детского ATV. Типичный 4-тактный клон "хондовской" модели Super Сub
"раздут" до 124 кубов, а чтобы мотор не перегрелся от наращенных до 8,5
л.с. (при 8500 об/мин), в нем, я заметил, организовано
воздушно-масляное охлаждение с радиатором над передним крылом.
Интерес к аппаратам такого рода был вовсе не академический -
поклонником мотовездеходов на сверхшироких шинах я стал после успешных
экспедиций на вершины Эльбруса в 2003 году и Говерлы в 2005-м (к ним
был причастен) на подобного рода самодельном аппарате, построенным
журналом "Мото". В тот редакционный аппарат ("Баксан-80") вставить бы
такой мотор - и на Эверест можно замахнуться. Но цена одного только
полного тюнингового кита от Polini, Kitaco или Takegawa на "кубовский"
клон тянет под $2500!.. А тут весь аппарат стоит вдвое меньше. Как было
не соблазниться на покупку, тем более что юная гонщица тоже имела на
него виды. Но спешить не стал - надо же все обсмотреть...
Пристрастное исследование объекта показало вот что. Мотоцикл оборудован
"нормальным" (не автоматическим) сцеплением, передачи включаются
"по-нашему", то есть первая - вниз, остальные три - вверх. Значит,
менять привычки и путаться не придется - у большинства "китайцев" с
подобными моторами все передачи при разгоне включаются "в одну
сторону". Электростартера нет, оба тормоза - барабанные. Мелочевка тоже
ничего: лапка рычага переключения передач складывается, подножки -
зубастые, облегченные. Концы тросиков на руле закрыты резиновыми
пыльниками. Крепеж на траверсах вилки - с потайными головками. С
"подбрюшья" мотор защищен поддоном. Дорожный просвет весьма
внушительный - аж 270 мм!
Продавцы салона, разгадав наш интерес, бросились его разогревать: с
блеском в глазах рассказывали о своем опыте езды, приобретенном на
коллективных загородных пирушках. Предупредили, что при неделикатном
обращении с ручкой газа аппарат переворачивается на первых двух
передачах. Ладно, проверим. Ну и купили...
Умудренный
опытом (чаще всего приходится-таки устранять "косяки" предпродажной
подготовки), перетянул крепеж и заменил масло. С маслом, может, и
погорячился: оно было чистое, приятное на запах (бывалые поймут, о чем
это я), в нужном количестве, без опилок и стружек. А вот с крепежом не
прогадал: наши собратья по недостроенному коммунизму перестарались -
захромировали все болты прямо поверх резьбы и тем самым сделали их
фактически одноразовыми. Что ж, плашку в руки - и впередѕ Через полчаса
все привел в норму. На этом этапе ознакомления с техникой ничего
криминального не нашел - можно было применить мотоцикл по прямому
назначению.
Морковкина к тому времени уже приобрела какой-то мотоциклетный опыт и
знала, что кик дергать бесполезно, если не откроешь бензокран. И вот
тут ее подстерегало разочарование - девичьи пальчики не в силах были
повернуть словно зафиксированный рычажок крана. Да и на редкость
неудобно он расположен - за воздушным фильтром. Чего уж - помог грубой
мужской силой. И нажимать на кик девчушке было в удовольствие - это вам
не "Иж-Планета Спорт"! (Забегая вперед скажу, что за год общения с
FYM'ом не возникло оснований предъявлять претензии к мотору.) С
нешуточной компрессией в "осьмушечном" цилиндре она справилась, все 33
кг девичьего веса использовала в максимальном динамическом режиме, то
есть в прыжке.
Для ребенка 12-15 лет этот мотоциклик по размерам - в самый раз, но
подвески рассчитаны на взрослого: передняя срабатывала только после
взлета и приземления с ударом колесом о грунт, а задняя вовсе в любой
ситуации стояла колом! Думал, отрегулирую - ведь на моноамортизаторе
регулировочные гайки и длинная резьбовая часть на корпусе. Не тут-то
было: и гайки, и резьба оказались бутафорией, а амортизатор -
неразборным и нерегулируемым. "Пятая точка" - ценная часть
человеческого организма, особенно детского. Так что заменил амортизатор
- установил работающий отечественный Plaza. Он газонаполненный, с
пружиной переменного шага и широким диапазоном регулировок. Таким
образом, "зад" привел в норму. А вот с неработающей вилкой до поры
пришлось смириться. Так же, как и с не в меру "ленивым" передним
барабанным тормозом. Благо, работал задний, да и мотор помогал немалым
тормозным моментом при сброшенном газе.
Пришлось заниматься и обеспечением грязезащиты. Впрочем, этот, условно
говоря, узел - слабое место не только FYM'а. У всех пит-байков, даже у
модели-родоначальнице класса - Honda XR50 и современном CRF50 переднее
крыло очень куцее, и грязь из-под колеса летит прямиком на мотор. Да и
задний "лопушок" способен защитить спину в лучшем случае от десятой
части грязевого потока. Гонщикам хорошо - у них портативная мойка
входит в перечень возимого оборудования. У нас мойки не было и не
будетѕ Понимаю, что поступил "по-колхозному" - навесил брызговики и
нарастил переднее крыло. Зато теперь всегда и сами чистые, и мотор не
перегревается под слоем грязевой "шубы"... А еще я нарастил площадь
"пятачка" на оконечности бокового упора - чтобы он не зарывался в землю
под весом стоящего мотоцикла.