5 и 6 февраля в подмосковном Красногорске состоялся
финал командного чемпионата мира по мотогонкам в серии ice-racing. За
ледовым побоищем в современной трактовке наблюдал корреспондент
"Ъ-Спорта" Евгений Денисов
Приди кому-нибудь в голову странное желание
заблудиться в окрестностях красногорского стадиона "Зоркий", быть
может, в другой день это у него и получилось бы. Но только не 5-6
февраля, когда дорожки подмосковной арены принимали турнир лучших
спидвеистов мира. Оглушительный рев моторов, не дававший расслабиться
жителям окрестных районов, с головой выдавал то место, где должны были
пройти гонки, и даже совершенной незнакомый с Красногорском человек мог
легко найти дорогу к стадиону. Надо сказать, что лидеры мирового ледового
спидвея гостили на уютном "Зорком" уже не в первый раз. Начиная с 1995
года в Красногорске каждую зиму проходят различные международные
соревнования, причем в последние годы — самого высокого уровня. Так, в
прошлом феврале здесь проводились два этапа финала XXXIX личного
чемпионата мира. На этот раз на подмосковном льду должен был пройти
финал командного мирового первенства. Но прежде чем перейти
непосредственно к рассказу о том, что происходило неделю назад на
"Зорком", имеет смысл вернуться на несколько десятилетий назад и
понять, как, собственно, мотоспорт дошел до жизни такой. Рыцари зубастых колес Кому первому пришла в голову идея поставить
мотоцикл на лед, неизвестно — история утаила от нас имя человека,
познакомившего "железного коня" со столь необычным видом трекового
покрытия. Однако мы точно знаем, что произошло это где-то в середине
20-х годов прошлого века. Примерно к этому времени относятся первые
соревнования по новому виду мотоспорта, проводившиеся в скандинавских
странах. В те годы ледовый спидвей воспринимался как экзотическая
забава кучки энтузиастов, которым вдруг стало мало асфальтовых и
грунтовых дорог. Правда, пребывать в таком подвешенном состоянии ему
было суждено недолго. Стремительная популяризация классического спидвея
(по гаревому покрытию), наметившаяся в Европе в начале 30-х годов,
изменила отношение и к его зимнему собрату, который обрел статус
самостоятельного вида спорта.
Старт — ключевой момент любого заезда
В СССР ледовые мотогонки пришли незадолго до
начала войны. 9 января 1939 года в газете "Красный спорт" была
напечатана статья под названием "Мотоцикл на льду", в которой
рассказывалось о необычном представлении, имевшем место на стадионе
"Динамо" в перерыве конькобежных соревнований. "На беговую дорожку
московского стадиона 'Динамо' выехали мотоциклисты,— писал автор
статьи.— Странная вещь — машины идут по льду так уверенно, словно под
колесами идеальная щебенка или асфальт. Вот, набрав газ, мотоцикл
мчится по прямой. Затем, не снижая скорости, огибает поворот. Мотоцикл
почти ложится на бок. Почему же мотоцикл так устойчив на льду? Подойдем
ближе и осмотрим его шины. Они снабжены короткими шипами,
расположенными по протектору в шахматном порядке. Шипы изобретены
рекордсменом Советского Союза Николаем Закревским. Мотоциклисты,
применившие шипы для езды по льду,— динамовцы: рекордсмен СССР Сергей
Бучин и мастера Михайлов и Литус". Рядом со статьей два снимка: Сергей
Бучин, закладывающий вираж на повороте, и он же, демонстрирующий
элемент фигурной езды (стоит на сиденье, отпустив при этом руль). В 1959 году, спустя 20 лет после дебюта
мотоцикла на советском льду, состоялись первые официальные чемпионаты
СССР и России. В том же году в СССР прошли первые международные
соревнования — помериться силами с советскими гонщиками приехали
спортсмены из дружественной Чехословакии. Гонки проводились только в
двух классах — 125 и 350 куб. см. Но уже через год в программу был
добавлен и класс 500 куб. см, который впоследствии стал международным.
Именно в этих категориях соревновались гонщики на предтече мирового
чемпионата — Кубке дружбы народов, в котором помимо советских и чешских
гонщиков приняли участие родоначальники ледового спидвея шведы и финны.
Турнир в СССР имел ошеломительный успех.
Переполненные трибуны, внимание центральной прессы, почетные гости из
партийной верхушки СССР и из-за рубежа — все это наглядно показало
чиновникам из Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM), что
мотогонкам на льду пора поменять свой полулюбительский статус на
что-нибудь более достойное. Долгое время FIM отказывалась признавать
это, однако в конце концов в 1966 году под нажимом общественности
вместо многочисленных дружеских Кубков, в которых, как правило,
соревновались спортсмены из двух-трех стран, провела полноценный личный
чемпионат мира. Его победителем стал советский гонщик Габдарахман
Кадыров, который, к слову, был первым и в 1968, 1969 и 1971-1973 годах.
Рекорд этого легендарного советского мотоциклиста, завоевавшего шесть
чемпионских титулов в личном зачете, до сих пор остается непобитым.
Правда, семь раз становился чемпионом мира другой известный советский
гонщик Сергей Тарабанько, но дело в том, что три золотые медали он
завоевал в командных чемпионатах, которые во времена Габдарахмана
Кадырова еще не проводились — они взяли старт только в 1979 году. По
суммарному показателю безусловным лидером является, конечно, Сергей
Тарабанько.
Многое в гонке решается на вираже
В общем, кому-кому, а отечественным ледовым
спидвеистам точно грех жаловаться на второстепенную роль в своем виде
спорта. Из 39 личных первенств мира (40-е завершится в марте этого
года) наши спортсмены лишь семь раз уступали первое место иностранцам.
И это не говоря о командных чемпионатах, в которых отечественная
спидвейная школа только четыре раза не добивалась самых высоких
результатов. Триумфальному шествию наших мотоциклистов не
помешал даже распад СССР. Единственным смельчаком, бросившим вызов
россиянам, стал швед Пер-Улоф Серениус, в последние годы едва ли не в
одиночку сражающийся за сохранение хоть какой-нибудь интриги в ледовых
гонках. Этот 56-летний мотоциклист, наверное, даже из спорта не уходит
только потому, что в таком случае некому будет дать отпор российским
ледовым рыцарям. Ему удавалось сделать это в 1995 и 2002 году, а также
вместе со сборной Швеции в том же 2002-м. Повторить успех трехлетней
давности "Тре крунур", ведомая своим неувядающим лидером, надеялась и в
Красногорске. "Зоркий" углядел интригу Недавно прошедший полную реконструкцию
красавец-стадион "Зоркий", являющийся домашней ареной одноименной
команды по хоккею с мячом, в выходные был забит под завязку. Любителей
мотоспорта не смутили ни 20-градусные морозы, стоявшие в Подмосковье в
начале февраля, ни достаточно высокие цены на билеты. Впрочем, все
лишения 16 тыс. зрителей, побывавших на трибунах "Зоркого" за два дня
соревнований, были с лихвой компенсированы впечатлениями от
захватывающего шоу, которое устроили для них гонщики. Финальный этап командного чемпионата мира
разыгрывался следующим образом. Всего в турнире участвовали семь
команд: сборные Чехии, Швеции, России, Голландии, Финляндии и Германии,
а также сборная Европы, за которую выступали два российских гонщика —
Максим Захаров и Илья Дроздов. На чемпионате эта сформированная в
пожарном порядке команда занимала место австрийцев, по неизвестным
причинам отказавшихся ехать в Россию. Судьба чемпионства должна была решиться в 42
заездах протяженностью четыре круга. В каждом заезде принимали участие
четыре гонщика — по два от каждой из соревнующихся команд. Первое место
в гонке давало три очка, второе — два, третье — одно. Любые две команды
должны были встретиться по два раза. Во втором заезде соперничавшие
гонщики менялись местами на старте. Это делалось для того, чтобы каждая
команда имела возможность воспользоваться преимуществами позиций
внутреннего радиуса. В соответствии с количеством набранных очков
сборные распределялись в общем зачете. Если равенство очков не
позволяло выявить обладателя одного из призовых мест, предусматривался
заезд, в котором принимали участие по одному мотоциклисту от каждого из
претендентов на медали.
Циркач Антонин Клотовски готовит свой мотоцикл к заезду
Начало чемпионата с точки зрения интриги
выдалось довольно многообещающим. Уже в первом заезде с участием
российской команды не справился с управлением и упал Николай Красников.
По правилам гонок упавший спортсмен должен был вернуться в боксы, что
лишало его возможности заработать очки для своей сборной. Падение
чемпиона мира-2004 в командном зачете предоставило хороший шанс уйти в
отрыв основным соперникам россиян — шведам, немцам, чехам и
"европейцам". Поначалу так оно и случилось — швед Пер-Улоф Серениус,
финн Аннти Аакко, чех Антонин Клотовски уверенно победили в своих
заездах, отправив россиян в нижнюю часть турнирной таблицы. Но это
чешско-скандинавское главенство продолжалось недолго. Все встало на
свои места после того, как наша команда провела с каждым из этих
лидеров стартового отрезка турнира по заезду. Сначала Иван Иванов и
Виталий Хомицевич оставили не у дел шведский дуэт — Серениус отчаянно
пытался вклиниться между нашими гонщиками, но тщетно. Затем Иванов в
паре с Николаем Красниковым обыграли чехов. То, что не удалось шведу,
сделал старший из братьев Клотовски Антонин, финишировавший вторым. На
радостях чех, которого в шутку называют Циркачом, продемонстрировал
свой фирменный трюк — встал на сиденье вздыбленного мотоцикла. В
заключительной гонке субботы с тандемом Иван Иванов—Виталий Хомицевич
не смогли ничего поделать финны. Уже в первый день соревнований стало ясно, что
практически ни одна команда, кроме российской, не смогла привезти в
Красногорск по-настоящему классный дуэт. Командный чемпионат на то и
командный, что в нем решающее значение имеет взаимодействие
мотоциклистов во время заезда. Прекрасно выступающие в личном зачете
Серениус, Антонин Клотовски и Аннти Аакко без достойных партнеров едва
ли могли противостоять нашим гонщикам, действовавшим одинаково хорошо в
любом сочетании. Единственный тандем, которому было по силам навязать
борьбу россиянам, составляли "европейцы" Максим Захаров и Илья Дроздов.
Неплохо выступив в заездах с нашей командой, они растеряли очки с
другими соперниками и заняли второе место. Однако совсем уж лишенным интриги очередной
чемпионат мира не оказался. Претендовавшие на бронзу сборные Швеции и
Германии по итогам двух дней турнира набрали одинаковое количество
очков, и спор за третье место должна была разрешить дуэль Пера-Улофа
Серениуса и немца Гюнтера Бауэра. Последний прибег к небольшой хитрости
— он одолжил мотоцикл у новоявленного чемпиона мира Николая Красникова
(в среде гонщиков одалживание или покупка "железных коней" у соперников
— обычное дело). На чемпионских колесах Гюнтер Бауэр на финише выиграл
у шведа метров 20. В том, что заслуга механиков, тюнинговавших мотоцикл
золотого призера, в этой победе достаточно существенна, сомневаться не
приходится. Как бы то ни было, бронзовый заезд стал
прекрасным финальным аккордом красногорского чемпионата. Но на нем
сезон ледового спидвея не заканчивается. 12 и 13 февраля в Уфе и Инцеле
(Германия) пройдут полуфиналы личного чемпионата. Первый и второй этапы
финала состоятся 26 и 27 февраля в Саранске, третий и четвертый — 12 и
13 марта в Ассене (Голландия), пятый и шестой — 19 и 20 марта в Берлине
(Германия).
Виталий Хомицевич: к победам нас гонит конкуренция Победа российской сборной в очередной раз
подтвердила высокий класс отечественной спидвейной школы. Секретами ее
постоянных успехов с корреспондентом "Ъ-Спорта" Евгением Денисовым
поделился четырехкратный чемпион мира и лидер нашей сборной Виталий
Хомицевич. — Российская команда из года в год опережает
лучших спидвеистов мира, включая шведов и финнов, которые являются
родоначальниками этого вида мотогонок. В чем же залог этих побед? — Прежде всего в высочайшей конкуренции среди
наших гонщиков. Много талантливой молодежи, которая наступает на пятки
нам, уже состоявшимся спортсменам. В это, конечно, большая заслуга
советской школы, подготовившей благодатную почву для взращивания новых
талантов. Для того чтобы остаться наверху, приходится все время учиться
чему-то новому. Постоянные сборы, тренировки, внутренние соревнования —
после такой интенсивной подготовки уже не стыдно показаться и на
международных турнирах. — Видимо, не последнюю роль здесь играет и
активная финансовая поддержка с разных сторон. Кто сейчас вкладывает
деньги в спидвей? — В первую очередь Федеральное агентство по
физкультуре и спорту. Поддерживает и администрация тех городов, в
которых этот вид гонок активно культивируется. Речь идет об Уфе,
Каменске-Уральском, Саранске. Свою лепту вносят и спонсоры. — Кстати, о городах. Возможно, в скором времени таким центром спидвея станет и подмосковный Красногорск. Как вам местный лед? — Что сказать, организаторы постарались на
славу. Мы рады, что финал чемпионата мира прошел именно в Красногорске.
Поддержка переполненных трибун гнала нас вперед, и мы просто не имели
права проигрывать. — Но не стоит преуменьшать и личные заслуги.
Все видели, как блистательно российские дуэты отражали атаки
соперников. У вас какая-то особая тактика? — Мы использовали стандартную тактику для
командных соревнований: один вырывается вперед, а другой закрывает дыры
на внешнем или на внутреннем радиусе. Здесь многое зависит от старта.
Если команде удалось сразу захватить первые два места, победа от нее,
скорее всего, уже никуда не уйдет. — И напоследок немного о себе. Скажите, с чего вдруг вы решили заняться спидвеем? Это ведь опасно. — Сначала я занимался мотокроссом. Но в 1997
году, когда мне было 18 лет, я решил попробовать свои силы и в спидвее.
Сразу понял: это мое. Окончательно осознал, что не ошибся с выбором, в
2003 году, когда выиграл титулы чемпиона мира в личном и командном
зачетах. Вот и сегодня снова убедился в этом. Из чего состоит ледовый спидвей Мотоцикл Мотоциклы для спидвея не выпускаются
серийно, их делают на заказ в чешском городе Дивишов на заводе Jawa.
Они оснащены четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 500 куб.
см и мощностью 47 л. с., работающим на метиловом спирте, и
двухступенчатой коробкой передач (одна скорость стартовая, другая —
основная). Спидвейный мотоцикл не оборудован тормозами, спортсмен
осуществляет остановку за счет сброса скорости. На прямой развивается
скорость до 150 км/ч, на поворотах она снижается до 80 км/ч. Важно отметить, что очень многое в
характеристиках мотоцикла зависит от индивидуального тюнинга, над
которым в команде работает целая группа механиков. Доработка двигателя
высококлассными специалистами стоит десятки тысяч евро. Цена мотоцикла,
готового к соревнованиям высшего уровня, составляет приблизительно €30
тыс. Шипы Отличительная особенность ледового спидвея
— 18-миллиметровые шипы на колесах, удерживающие мотоцикл на льду. На
стандартных моделях переднее колесо оснащено 120 шипами, а заднее —
150. Число и схема расположения шипов могут варьироваться. Риск Ледовый спидвей хотя и увлекательный, но
чрезвычайно опасный вид спорта. В 1984 году на льду столичных
"Лужников" погиб Анатолий Гладышев, бронзовый призер личного чемпионата
мира 1981 года. В 1990 году в Голландии, врезавшись в бетонное
заграждение, расстался с жизнью чемпион мира 1989 года Николай Нищенко.
Накануне красногорского турнира в одном из тренировочных заездов
серьезно пострадал один из членов финской сборной — гонщик сломал ногу.